Философия с древнейших времен до xx века
п. 2.1., п. 2.2., п. 2.3., п. 2.4., п. 2.5., п. 2.6., п. 2.7., п. 2.8. |
ТЕМА 2. Философия с древнейших времен до xx века
- 2.1. Философская культура Древней Индии
- 2.2. Древнекитайская философия
- 2.3. Античная философия
- 2.4. Средневековая философия
- 2.5. Философия эпохи Возрождения
- 2.6. Философия Нового Времени
- 2.7. Европейская философия XIX века
- 2.8. Философия в России с древнейших времен до ХХ в.
Задачей первой главы данного раздела было рассказать об истории философии как об одном из направлений философского знания, своеобразно решающем наряду с другими академическими дисциплинами - онтологией, гносеологией, философией истории и т.д. - общие проблемы, стоящие перед философией. В последующих двух главах речь будет идти собственно об истории философии. Здесь мы представим ее прошлое в различных странах и в разные времена, в наиболее существенных проявлениях. В силу того, что в рамках заявленного курса невозможно в полном объеме представить прошлое философии во всем его многообразии, наше изложение будет носить по большей части справочно- конспективный характер. Неизбежны при этом также и определенные диспропорции в подаче материала, что обусловлено ориентацией на конкретную читательскую аудиторию. Тех же, кого заинтересует более подробное и систематическое изложение истории философии, мы отсылаем к более полным источникам как общего, так и частного характера (см. список рекомендуемой литературы) (http://www.auditorium.ru) (http://www.humanities.edu.ru).
2.1. Философская культура древней индии
- 2.1.1. Философия ведического периода
- 2.1.2. Эпический период развития философии в Древней Индии
- 2.1.3. Классический период развития индийской философии
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации, плодотворных, не потерявших притягательности до настоящего времени (хрестоматия 2.1). Особого внимания она заслуживает и благодаря философскому наследию. Это наследие состоит из учений периода древности и средневековья, нового и новейшего времени. Наибольший интерес сохраняет индийская классическая философия (II-V вв. н.э.), отличная от индийской философии Нового и новейшего времени (XVIII-XX вв.).
- Если говорить о всем философском наследии Индии, то выделяют периоды:
- дофилософский;
- предфилософский;
- начальный период философии;
- период становления школ;
- классический период;
- схоластический период;
- философия нового и новейшего времени.
Любая периодизация является примерной, и часто спорной даже среди членов научного сообщества, особенно когда приходится иметь дело со столь сложным явлением, как философская мысль Индии. Мы сосредоточимся преимущественно на классическом периоде индийской философии, и в рамках этого периода выделим три этапа: ведический, эпический, классический (II-V вв. н.э.).
2.1.1. Философия ведического периода
- Источники ведического периода - тексты Beд (II-I тыс. до н.э.). Веды представляли собой священные тексты - шрути, которые были результатом творения мудрецов. Ведический комплекс составляют:
- собственно Веды или сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа (рис. 2.1.1);
- сборники жертвенных формул, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа);
- Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам (сборникам);
- непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или Лесные книги - поучения для лесных отшельников, ставших на путь знания;
- примыкавшие к Араньякам и Брахманам Упанишады - тексты сокровенного знания. Составной частью вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям знания.
Упанишады (рис. 2.1.2) являются заключительной частью вед, одним из образцов литературного, поэтического и философского творчества древней Индии. Всего имеется (по разным данным) от 108 до 200 Упанишад, которые создавались на протяжении более чем двух веков. Среди них насчитывается около десяти самых древних, классических: Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Кауши-таки, Кена, Тайттирия и др. В Упанишадах представлено как персонализированное творчество древних мыслителей, так и тексты анонимных авторов.
Брахман и Атман. Наряду с живым мифологическим богом Брахманом, в Упанишадах имеется учение о Брахмане как о начале всего сущего. Все вещи и стихии - Брахман. Из Брахмана вещи происходят, им поддерживаются, и в нем же растворяются. В Упанишадах развивается также учение об Атмане как индивидуальном и универсальном бытии. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, вещах. Брахман и Атман - это объективное и субъективное, космическое и психическое начала, которые могут заключаться в человеческом я. Человек в своих высших духовных проявлениях (тождестве я с Атманом и Брахманом) становится и богом, и космосом.
2.1.2. Эпический период развития философии в Древней Индии
- В этот период развития мысль становится более философски оформленной. Можно сказать, что происходит становление философской мысли в специализированную форму знания, в особую науку. Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
- эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в. до н.э., окончательное оформление получила в V в. н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы - песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях;
- поэма Рамаяна, состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь встречаются ведические боги во главе с Индрой, новые боги, отождествляемые с различными первопредками, политеистические культы и т.п. Со временем эта поэма стала опорным текстом вишнуизма;
- свод законов Ману - этический кодекс, разъясняющий права и обязанности различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д.
2.1.3. Классический период развития индийской философии
Все многообразие школ классического периода развития индийской философской мысли делят и классифицируют в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как авторитетные источники философской традиции. Различают ортодоксальные и неортодоксальные школы. Ортодоксальные школы. Выделяют шесть "ортодоксальных систем философии": Веданта, или уттара-миманса; Пурва-миманса; Санкхья; Йога; Ньяя; Вайшешика. Названные системы являются "брахманическими системами", поскольку все они признают авторитет вед. Системы мысли, признающие авторитет вед, называются астика, а отвергающие его - настика.
Йога. Очень древние ведические корни у классической йоги, основателем которой был Патанджали (2 в. до н.э.). Упанишады ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния через аскетическую практику. Все восемь частей философии классической йоги (воздержание, самодисциплина, сидение в позе, регулирование дыхания, прекращение деятельности чувств, сосредоточенность, размышление, прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде Упанишад.
Санкхья. Прямое отношение к ведической традиции имеет и философия санкхьи (основатель Капила). Здесь мы найдем учение о Пуруше (подлинное я, вечный, бесконечный неизменный дух) и Пракрити (материальная субстанция, природа, жизненная энергия), рассуждения о гунах, проявление и взаимодействие которых образуют видимый мир, доктрину мокши (освобождение от страданий с помощью техники йоги). В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали догмат о возможности жизни после смерти.
К неортодоксальным школам индийской философии относят локаята (материализм), джайнизм, буддизм.
Буддизм. (рис. 2.1.3) Будда - Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства Шакья. Шакьямуни - мудрец из Шакьев, родился около 567 г. до н.э. Основа его учения - четыре благородных истины: существует страдание, у него есть причина, оно может быть прекращено, есть путь, ведущий к этому.
1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря - все проникнуто страданием.
2. Имеется причина человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы - "волнение океана жизни". Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как результат действия прошлых рождений на настоящее и будущее в виде морального воздаяния (карма). Поэтому, с другой стороны, причиной страданий является безмерная привязанность человека к жизни, удовлетворению своих чувственных страстей.
Рекомендуемые материалы
3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности, то выход - не в подавлении воли или ее переключении с одного естественного объекта на другой, а в направлении вовнутрь, на отвращение нашего я от предметов внешнего мира, на разрушение привязанности к миру.
4. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений, как высшей цели). Этапы данного пути следующие:
o правильная вера - признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования;
o правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т.п.;
o правильная речь - результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т.п.;
В лекции "Психологическая характеристика труда юриста" также много полезной информации.
o правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, воровства, удовлетворения дурных желаний;
o правильный образ жизни - обеспечение своих потребностей честным трудом;
o правильное усилие - постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми намерениями;
o правильное направление мысли - взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и внешние, а не как на мои, неразрывно связанные с собственным "я";
o правильное сосредоточение - принятая в йоге техника, ведущая к обузданию мысли и чувства, когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру.
Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым). Восьмеричный путь Будды образует целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться морально-интеллектуальным очищением человека.