Этические учения
Этические учения
На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает
развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей находится, в
частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713). В работе
"Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он приходит к такому пониманию
морали, согласно которому в оценке человеческого поведения решающую роль
играет не объективный результат, а субъективное намерение. Он, в частности,
делает упор на форму морального проявления и недооценивает его содержание. В
отличие от представителей сенсуализма, в частности Т. Гоббса и Д. Локка, он
Рекомендуемые материалы
отстаивает идею о неизменности, вечности моральных норм.
Его учение о морали основано на врожденном "моральном чувстве" и не
связано с конкретным общественным развитием. На это естественное, врожденное
"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия". Религия,
таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет ее. В этом проявляется
деизм Шефтсбери.
Весьма критически по поводу этических воззрений Шефтсбери выступил
Бернард Мандевиль (1670- 1733). В сущности он исходит из естественного
понимания морали и нравственности. Он отвергает врожденное "моральное
Часть 12 - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
чувство", так же как и вечность и неизменность моральных норм. В его понятии
морали нашли отражение социальные взгляды первых представителей "теории
общественного договора" Свои идеи он изложил в "Басне о пчелах". .
В защиту взглядов на мораль Шефтсбери, против критических замечаний Б.
Мандевиля выступил Ф. Хетчесон (1694-1747). Он перенимает ряд идей Мандевиля
и прямо подчиняет мораль религии.