Философия здравого смысла
Философия "здравого смысла"
Если Шефтсбери и Хетчесон выступали с критикой этических воззрений
Локка, то его сенсуалистскую философию в XVIII столетии критиковали
представители так называемой философии здравого смысла.
Ее первым и наиболее ярким представителем был Томас Рид (1710-1796).
"Эссе о душевных способностях", его основной труд, содержит резкую критику
философии Юма.
Рид отмечает связь учений Беркли и Юма с сенсуализмом Локка, и прежде
всего с его учением о первичных и вторичных качествах. В субъективизации
Рекомендуемые материалы
вторичных качеств Рид видит начало пути, завершающегося субъективным
идеализмом и агностицизмом. Он стремится, однако, к преодолению
субъективистских тенденций в философских основаниях сенсуализма. Теорию
познания он основывает не на ощущениях, а на непосредственных восприятиях,
которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира.
Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма Локка,
тем более взглядов Беркли или Юма. Против агностицизма Юма он выдвигает лишь
"веру" в существование внешнего мира, опирающуюся на непосредственные
восприятия. Если, по Д. Локку, мы посредством чувственных восприятии узнаем
о существовании и свойствах внешнего мира, то при помощи непосредственных
восприятия фиксируется лишь "вера" в этот внешний мир.
Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (1735-1803) и Джемса
Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные принципы философии
"здравого смысла" Рида с усилиями в защиту христианства. В своей наиболее
известной работе "Обращение к "здравому смыслу" для защиты религии" он
развивает взгляды на первичные инстинктивные врожденные истины. К ним
относятся вера во внешний мир и вера в существование бога, которые поэтому
уже не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них при
развитии философского мышления.
Так называемая философия здравого смысла приходит к открытой
апологетике религии и критическому отношению к материалистическим и
атеистическим концепциям своего времени. При этом одним из главных
Лекция "2. Англо-норманнская литература" также может быть Вам полезна.
критериев, которым пользуется эта философия, является "практическая
полезность". В этом понимании весьма отчетливо проецируется линия английской
послереволюционной буржуазии (речь идет о расширении возможности
экономического развития, а тем самым и о росте прибылей). Поэтому к этой
линии в английской философии близко примыкают позднейший прагматизм и
утилитаризм.