Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » История восточной философии » Возникновение схоластической философии в западной европе

Возникновение схоластической философии в западной европе

2021-03-09СтудИзба

Возникновение схоластической философии в западной европе

     В последний период  существования  Римской империи начинают развиваться

элементы  феодализма.  В  V  столетии  этот  процесс  происходит  все  более

интенсивно в сложных  отношениях с варварами  (главным образом германцами) и

народами, которые жили в  западной  части Римской империи  и  находились под

гнетом варваров.

     В  конце  VIII  - начале IX в. центр философской  мысли перемещается на

запад  и  север  Европы.  Главным центром тогдашней  средневековой  культуры

становится франкское царство  Карла Великого,  которое простиралось на север

Рекомендуемые материалы

от  Альп,  на  территории  между  Испанией  и  Дунаем,  от  Дании до Италии.

Носителями культуры  становятся прежние варвары. Начинается  новое оживление

культуры   -  "каролингское   возрождение".  Основой   могущества   монархии

Каролингов  было  более быстрое  развитие  феодальных отношений у франков по

сравнению с византийцами  и, в частности, арабами. Арабы были  остановлены в

своем  победном  шествии на запад Европы и начали  постепенно  вытесняться с

Пиренейского полуострова.

     Политическому  и  социальному  единству  должно  было способствовать  и

единство  религии и  философии. Достижение этого  единства было облегчено  и

общим   языком  -  латынью;   наука  и  философия  интернационализировались.

Объединению  западноевропейских  народов  способствовал  и  католицизм.  Это

теологическое  единство происходило,  однако, не только на уровне  мышления.

Церковь  располагала  широкой  организацией,  управляемой  в соответствии  с

феодальными  иерархическими   принципами.   Она   была   также   и   крупным

землевладельцем,  освящала  светский  феодальный  строй,  церковные  догматы

служили  исходным  пунктом  и  основой  всей  духовной   жизни.  Монопольное

положение   церкви  проявляется  в  организации   образования,   воспитания.

Церковные школы и монастыри  становятся  культурными  центрами. В  церковных

школах  первой ступени ученики  получали светские  знания, в школах  второй,

высшей  ступени  изучали  теологию.   Светское  образование   включало  семь

"свободных искусств", образованных в  поздней античности, содержание которых

было  приспособлено  к религиозно-теологическим  и  богословским  целям.  Ф.

Энгельс  в  "Крестьянской   войне   в  Германии"  эту   историческую   эпоху

характеризовал  следующим образом:  "Средневековье  развилось на  совершенно

примитивной  основе.  Оно стерло с лица земли древнюю  цивилизацию,  древнюю

философию, политику  и юриспруденцию, чтобы начать во всем  с самого начала.

Единственным,  что  оно  заимствовало  от  погибшего   древнего  мира,  было

христианство  и  несколько  полуразрушенных,  утративших  всю  свою  прежнюю

цивилизацию городов. В результате,  как  это бывает на  всех ранних ступенях

развития, монополия  на интеллектуальное образование досталась попам, и само

образование приняло тем самым преимущественно богословский характер. В руках

попов  политика  и  юриспруденция,  как и все  остальные  науки,  оставались

простыми отраслями  богословия,  и к ним  были  применены  те  же  принципы,

которые  господствовали   в  нем.  Догматы   церкви   стали  одновременно  и

политическими аксиомами, а библейские тексты  получили  во всяком  суде силу

закона.   Даже   тогда,   когда   образовалось  особое   сословие   юристов,

юриспруденция  еще  долгое  время оставалась под  опекой  богословия. А  это

верховное  господство  богословия во  всех областях умственной  деятельности

было  в то же  время необходимым следствием того положения, которое занимала

церковь  в  качестве  наиболее  общего  синтеза  и  наиболее  общей  санкции

существующего феодального строя".

     Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее

изучали будущие священники и церковные служители. Задачей философии  было не

исследование  действительности,  а  поиски   рациональных  путей  истинности

доказательства  всего  того, что провозглашала  вера. Отсюда  и  название  -

схоластика.  Философия не  была  свободной, она  зависела  от церкви,  стала

"служанкой  теологии". Поэтому  исследования  схоластов  можно  лишь условно

характеризовать  как философские, если исходить из традиций  древнегреческих

философов.    Философия   почти   на   тысячелетие   оказалась   задавленной

христианскими идеями.  Единственный предмет изучения теологии - божественное

естество  - являлся также и предметом философского изучения. Провозглашалась

лишь одни  истина,  различия между  наукой и теологией, между  философией  и

теологией не допускалось.

     Так  как  все  это  было  общим  не  только  для  схоластики, но и  для

патристики, христианская  философия  средних веков,  включая  и  патристику,

часто обозначается  как схоластика. Однако  между схоластикой  и патристикой

существует  различие.  Перед  учителями патристики ставится  задача  создать

систематическую  догматику из  того, что содержалось  в  Священном  писании.

Схоластики уже располагали догматической конструкцией,  в сущности их задача

состояла в том, чтобы  ее упорядочить и сделать доступной для необразованных

людей,  например  представителей  народа,  которые  в то  время переходили в

христианство.

     Сложность ситуации для учителей схоластики состояла в том, что в начале

средних  веков было мало  пособий  по  философии. Известны были лишь  работы

Порфирия,  латинские комментарии  Боэция  к  трудам  по  логике  Аристотеля,

извлечения из  них  Кассиодора, часть диалогов Платона, работы неоплатоников

(они  были относительно полными), "Органон" Аристотеля.  Работы Аристотеля в

период  ранней схоластики  были  мало известны. Они  стали  доступны лишь  в

период  поздней  схоластики,  когда  были переведены с арабского, а  позднее

прямо с греческого.

     Начало схоластики приходится на IX столетие, и ее развитие продолжается

до конца XV столетия. Она носила  лишь  религиозный  характер, мир, согласно

представлениям схоластов, не имеет  даже самостоятельного существования, все

существует лишь в отношении к богу.

     Метод схоластической философии  был предопределен  еще  в  ее  исходных

посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а

о  том,  чтобы  изложить и  доказать  эту истину  посредством  разума,  т  е

философии.  Из  этого вытекают  три цели:  первая  -  с помощью разума легче

проникнуть  в истины веры  и тем самым приблизить их содержание  к мыслящему

духу  человека,  вторая  -   придать  религиозной   и  теологической  истине

систематическую форму при помощи  философских  методов;  третья -  используя

философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что  иное,

как схоластический  метод  в  широком смысле  слова, в котором  господствует

формализм.

     В   узком  смысле   слова  схоластический  метод  состоит  в  формально

логической  операции  вывода  из противоположных  тезисов, возражений "за" и

"против"  путем выявления  различий выводятся заключения, которые служат для

того, чтобы эту схоластическую "диалектику"  использовать для  подтверждения

спекулятивного   содержания  христианства.  Точно  так  же   и  исследование

действительности производится  этим формально-логическим способом  и  служит

потребностям    репродуцирования   ее    религиозным    образом.   Сущностью

Люди также интересуются этой лекцией: 2. Концептуальный аппарат дисциплины.

схоластической "диалектики" является ее формальное  рассуждение  о понятиях,

категориях   без   рассмотрения  их  реального  содержания.   Все  подчинено

авторитету христианского  вероучения. По сути эта  "диалектика" сводилась  к

силлогистическому  суждению,  в  котором  исчезала и  деформировалась живая,

конкретная   действительность.   Главным    предназначением   схоластической

философии было непосредственное слияние с теологией.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее