Основные характеристики бытия
Раздел 4
Основные характеристики бытия
Основные характеристики бытия: целостность, структурность, пространственность и временность.
Глава 12
Пространственно-временной континуум бытия
Пространственные и временные развертки бытия. Взаимосвязь пространства и времени, общие свойства: объективность, бесконечность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, внутренняя противоречивость.
Время как трансцендентальный горизонт вопроса о бытии.
Время
Свойства и характеристики времени (длительность, одномерность, необратимость как невозможность возврата в прошлое, однородность как равноправие всех его моментов).
Рекомендуемые материалы
Модусы времени: внешнее (физическое) время, внутреннее (память структуры, "геометрия времени - конус") время, время - ритм ("стрелы времени").
Временность - атрибут бытия. Все возникает на время, а погибает навечно. Время есть гибель. Будучи небытием, время неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является становление, борьба, развитие. Время порождает пространство, выступает триединой мерой движущегося пространства.
Пространство
Пространство - остановившееся время, последовательность, ставшая рядоположенностью. Пространство - память мирового сознания. В пространстве больше бытия, чем во времени: все части пространства сосуществуют. Поэтому в пространстве видят символ бытия, хотя в нем есть и небытие (хаос). Свойства и характеристики пространства (протяженность, однородность как отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, изотропность как равноправие всех возможных направлений, трехмерность).
Развитие взглядов на пространство и время
Классическая трактовка пространства и времени. Понимание пространства и времени как гомогенного, непрерывного, бесконечно делимого. Представление о пространстве как о пустом вместилище вещей и о времени как о пустом вместилище событий. Универсальная геометрия Евклида.
Представления о пространстве как сосуществовании тел и о времени как сосуществовании событий. Амбивалетность пространства и времени. Объективация пространства и времени: материализация, овеществление, овнешнение, усреднение.
Практическое и ментальное в представлениях о пространстве и времени. Пространство и время как бессознательные структуры, содержащиеся в любом частном опыте.
Мировоззренческое значение проблемы времени. Время - горизонт для истолкования бытия. Время заключает в себе смысл бытия и выступает функцией конкретных, конечных материальных вещей, явлений и процессов.
Порядок времени. "Прошлое - настоящее - будущее" как праксиологическая (деятельностная) модель времени. Настоящее (как текущий период времени) есть продолженность условий и возможностей, предоставляющихся для деятельности. Настоящее предлагает деятельности возможности и задачи, решать которые до сих пор было слишком рано, но потом может быть слишком поздно. Действие как таковое - это всегда реальное настоящее. Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность.
Идея направленности времени и ориентация на будущее. Парадокс Аристотеля - Августина: проблема измерения времени. Как можно измерять время? Время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое нельзя измерить - оно прошло; будущее нельзя измерить - оно не наступило; настоящее нельзя измерить - оно не обладает длительностью. То, что измеряется, находится в прошлом, измерение - в настоящем: как это возможно? Может ли время течь обратно?
"Раньше - позже" как временное отношение двух действий индивида (которые никогда не бывают синхронными).
Динамическая и статическая концепции времени. Статическая концепция времени сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Не во времени все возникает и проходит, а само время есть это становление, возникновение и прехождение. Изменение - сущность времени.
Динамическая концепция исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени заложено в настоящем), а реально существуют только события настоящего времени. Естественно-научные доказательства порядка и направленности временных процессов.
Реляционная концепция пространства и времени. В современной науке пространство и время рассматриваются как всеобщая форма существования материи, единый пространственно-временной континуум. Пространство - это форма сосуществования тел, а время - форма продолжительности процессов, длительности меняющихся состояний объектов. Таким образом, пространство и время - это система отношений взаимодействующих между собой объектов и событий. Эта концепция получила название реляционной. В рамках этой концепции время и пространство - формы бытия материи, связанные друг с другом и с движением материи: пространство связано с материей непосредственно (любой материальный объект имеет пространственные характеристики), время - опосредовано через движение.
Теория относительности подтверждает реляционную концепцию. Основной математической моделью XX в. становится модель единой четырехмерной системы координат, где только время однонаправлено, а три остальные величины распространяются в оба направления. Необратимость времени в этой модели постулируется и не имеет объяснений. Референтом необратимости называют возрастание энтропии (под энтропией понимает количество информации, которая может возрастать, не изменяя при этом систему в целом) в различных системах.
Субстанциальная концепция пространства и времени. В течение многих веков в науке и в философии господствовала субстанциальная концепция пространства и времени, согласно которой пространство и время - это сущности или субстанции, существующие сами по себе и независимо друг от друга.
Наиболее завершенная система субстанциальной концепции - механика И. Ньютона - представляет собой замкнутую систему уравнений, где время основной параметр. Абсолютное пространство - пустое вместилище, трехмерное, непрерывное, однородное, изотропное, а время - математическая длительность, протекающая равномерно, безотносительно к чему-то внешнему, одномерно, однонаправлено, однородно. Эти свойства пространства и времени Ньютон считал неизменными и независимыми ни друг от друга, ни от материи.
За пределами механики остаются необратимость и однонаправленность времени, а потому время в механике может иметь как прямое, так и обратное направление.
Субстанциальная концепция пространства и времени стала основой естествознания в течение двух последующих столетий. Она полностью совместима с религиозными верованиями, согласно которым до сотворения мира пространства и времени не существовало. Бог-творец вечен и беспределен, пребывает вне времени и вне пространства.
В современной науке продолжает существовать субстанциальный взгляд на природу пространства и времени: время рассматривается как физическая сущность, не совпадающая ни с материей, ни с пространством, ни с полем. Эта субстанция и ее свойства отличны от частиц (она порождает их и их взаимодействия, но ими не является). Время - активное начало, являющееся источником энергии в звездных масштабах. В подобных моделях необратимость времени объясняется тем, что Вселенная либо необратимо накапливает энергию, либо теряет ее.
Движение и развитие - атрибуты
пространственно-временного континуума бытия
Проблема движения возникает в истории философской мысли как выражение неустойчивости единства пространства и времени. В движении есть сторона, соответствующая небытию, и сторона, соответствующая бытию. Первое - это энергия. Второе - это материя. Движение - это изменение вообще. Изменение составляет сущность времени и в этом смысле оно есть единство прошлого, настоящего и будущего. Если нет времени, то нет и изменения, если нет изменения, то нет и времени.
Проблема движения в истории философии и естествознания. В античной философии движение рассматривается как становление, циклическое возвращение к исходному началу. Понятие Логоса выражает сущность всеобщего закона становления бытия.
Религиозные интерпретации идеи развития. Ветхозаветная и евангельская трактовки образа и идеи развития (иерархизация бытия, амбивалетность духовного и материального). Креационизм. Качественная несводимость высшего к низшему, духовного к материальному. Направленность и цель развития. Трансцендентность развития. Христианская эсхатология.
Идея движения и панпсихизм Возрождения. Ограниченность метафизических представлений о движении как модусе бытия.
Вместе с этой лекцией читают "Методы активизации творческого мышления".
Становление идеи развития в Новое время. Социально-исторические и естественнонаучные предпосылки формирования идеи развития в новоевропейской культуре. Механистические толкования развития. Проблема скачков. От идеи иерархии бытия к идее его развития от простого к сложному. Идея развития в естествознании XVIII в. Преформизм и эпигенез.
Идея саморазвития материального мира. От трансформизма к идее эволюции в биологии. Биологические и геологические теории развития первой половины XIX в. Ламаркизм. Катастрофизм. Униформизм. Дарвинизм.
Изменение, движение, развитие, покой. Движение как момент изменчивости наличного бытия. Вещество как момент покоя в бытии материи. Наука XX в. о неразделимости вещества и движения на этапе становления физической реальности и о возможности перехода вещества в энергию частиц излучения, не имеющих массы покоя (Е = Мс^2).
Движение и покой. Покой как качественно определенное движение. Абсолютный характер движения и относительность покоя. Покой относителен в двух смыслах: в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой "изнутри"; всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.
Важнейшие свойства движения: объективность (бытие само по себе имеет причину своих изменений, отсюда следует положение о бесконечности его взаимопревращений); всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи), несотворимость и неуничтожимость; абсолютность.
Развитие - это закономерное качественное изменение конечных объектов, появление новых форм бытия, отличающееся направленностью и необратимостью. Системный характер развития. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Становление как среднее состояние между ничто и бытием, как их единство.