Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Философия науки » Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке

Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке

2021-03-09СтудИзба

27 Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

Все н имеют и соц, и гум аспекты, поскольку любая н производится чел или группой ученых, н сообществами и т.д., а потому так или иначе связана с обществом и обусловлена социально-культурными детерминантами. Кроме того, все н имеют общую направленность на изучение законов или природы, или общества, человеческой ист, куль, или самого познания, мышления. В любом случае речь идет о законах реального мира (а не трансцендентного, потустороннего), отражающих сущность вещей и явлений, устойчивые связи, существующие в мире между ними. Во всех н создаются теории, выдвигаются гипотезы, применяются общенаучные и специальные методы, используются факты и т.д.

Когда мы говорим об изучении социально-культурных процессов и явлений (общество, культура, человек), мы можем зафиксировать следующие общепринятые в совр н сообществе отличия соц-гум знания от естественнонаучного:

1. Законы общества, в отличие от законов природы, создаются самими людьми в процессе их жизнедеятельности в обществе, они связаны с повс жизнью людей и общества (могут и не осознаваться людьми, восприниматься как слепые, стихийные силы).

2. Законы общества и культуры менее долговечны, чем законы природы: они «историчны». Особенно хорошо это видно на примере экон, правовых, пол законов.

3. Поскольку люди не только изучают общество и культуру, но и творят их, невозможно «убрать» личностное отношение исследователя к предмету его исследования. В социально-гуманитарном познании, гораздо более, чем в естественнонаучном, прослеживаются ценностные установки ученого, его соц статус, конфессиональные и моральные предпочтения, эмоц склад личности, влияние политики государства, интересов разных слоев общества, амбиции авторитетов отдельных ученых и н сообществ. Содержание соц-гум знания, его идеи и теории непонятны вне контекста общественных интересов тех слоев общества, которые являются главными соц объектами этих теорий и гипотез.

4. Соц-гум знание пользуется методами, кот «не работают» в естественных н.

Соц-гум познание носит ценностно-оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом. Критерий оценки соц теорий всегда различен, но всегда связан с неким образцом, нормой или идеальным состоянием общества. Так, в качестве критерия оценки значимости соци­альной теории могут выступать степень свободы общества и личности, устремленность к демократии, коммунизму, «граду Божьему», развитие интеллектуально-моральных качеств личности, развитие производительных сил общества и прочее. Обычно такое идеальное состояние общества определяет понимание «прогресса» и «регресса» и служит мерой оценки движения общества к желаемой цели.

Эти и другие особенности социально-гуманитарного знания влияют на понимание предмета соц-гум н. Разные мыслители по-разному определяют этот предмет. Так, отечественный философ и культуролог М.М.Бахтин считал, что предметом соц-гум н являются «общество, история, культура, личность», Гегель относил к этому предмету «целесообразную деятельность людей», а Г. Риккерт — «процессы культуры», «культурное человечество». Здесь необходимы некоторые пояснения. Помимо вышеназванных мыслителей практически все выдающиеся философы (Ф.Энгельс, М.Вебер, Т.Адорно, Р.Рорти, И.Пригожий, В.Соловьев и многие другие) рассматривали проблему предмета социально-гуманитарных наук. Однако их концепции имеют сугубо специальный характер и могут быть адекватно поняты только философами-специалистами. Поэтому мы их не рассматриваем.

Вам также может быть полезна лекция "Общие принципы работы анализаторных систем".

Для того чтобы выяснить, в каком ракурсе человек является предметом соц-гум н, воспользуемся методом исключения: (а) соц-гум н не изучают биологический организм человека. Этим занимаются биология, медицина и другие науки; (б) индивидуальные особенности психики человека, особенности индивидуального мышления, восприятия, обучения и воспитания уже относятся, несомненно, к соц-гум знанию (психология, педагогика, этика и др.), но не являются ядром соц-гум н; (в) соц-гум знание концентрируется в области рассмотрения отношений внутри системы «человек-общество», где человек изучается как социокультурный феномен в контексте культуры, а также экономических, политических, правовых, религиозных, экологических и других социальных яв­лений. Предметом социально-гуманитарного знания является не просто человек, а связка «человек и мир», «человек и общество».

Философия с момента своего возникновения и по сегодняшний день выступает как интегральная (обобщающая) форма соц и гум знания. Достаточно указать, что большинство соц н (политология, социология, теоретическая экономика, теория права и др.) и большинство гум наук (психология, педагогика, культурология, искусствоведение и др.) «вышли» из фил, т. е. зародились и развивались в рамках фило знания, впоследствии отделившись от него; этот процесс «отделения» происходит и сегодня. Пр могут служить такие совр н как конфликтология, философия права и другие.

Фил с начала своего возникновения, являясь теорет формой человекознания, т.е. знания о человеке как социокультурном феномене, неизбежно берет на себя функции синтеза соц-гум знания. Если конкретные соц-гум н дают локальное понимание мира и человека в нем («человек политический», «человек экономический», «человек обучаемый», «человек производящий», «человек творящий» и т.д.), то фил способна дать понятие «человека вообще», определить, что есть человек вообще, построить общенаучную картину мира, выходящую за рамки предмета отдельных н. Более того, фил способна создать такую картину мира, в которой кроме научных знаний учитываются знания, создаваемые религией и искусством, т. е. предельно общую картину мира. Сейчас, в начале XXI века, когда мы фиксируем противостояние между великими религиями и культурами Запада и Востока, фил может выполнить ф-ю синтеза знаний и культур, показать возможность ценностного и мировоззренческого единства совр цив, что сможет удержать дух культуру человечества от опасности распада на множество враждебных идей, ценностей и мировоззрений.

В чем главное отличие философии от конкретных наук, как естественных, так и социально-гуманитарных?

1 Конкретные н, определив собственный объект исследования, расс его вне системы присущих ему связей и отношений (например: человек как биологическое существо, или человек как субъект права). Этим достигаются предметная точность, строгость понятийного аппарата, доказательность и т.д. Фил к такой однозначности и точности не стремится. Понятия фил более гибкие, так как ими определяются наиболее общие, предельные з-ы бытия, общества и мышления.

2.      Познание в фил носит специфический характер, оно выступает как понимание смыслов, заложенных в исследуемых явлениях. Философ изучает не столько сами явления, сколько смысл этих явлений для чел. Так понимал фил выдающийся отечественный мыслитель М.М.Бахтин:«Место фил. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех н (и всех видов познания и сознания)». Фил опирается на весь познавательный опыт человечества, а не только на опыт одной или нескольких н, она выступает как самосознание теор деятельности в целом, а потому не абсолютизирует ни одну научную методологию. Никакая другая наука на это не способна. Эта особенность фил ставит ее выше ограниченности и относительности любого конкретно-научного знания. Как форма ценностного сознания фил может обобщить и предложить человеку и человечеству системы ценностей, выработанные культурой. Свобода же чел во многом зависит от возможности выбора той системы ценностей, через кот он себя самореализует в мире. Именно поэтому многие великие ученые видели в фил «путь к свободе». Фил - интегральная форма соц-гум знания. Она занимает в системе н (и в культуре человечества в целом) особое положение, в силу того, что способна синтезировать данные н и вненаучных форм знания (религия, искусство) в целостное мировоззрение и целостную картину мира, дать человеку и человечеству в целом рациональные и ценностные ориентиры.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее