Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира
№ 22 Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.
Еще в конце 20 в ученые были озабочены парадигмальной (от слова «парадигма») несовместимостью между биол и физ. Биол, опираясь на эволюционную теорию Дарвина, отстаивала идею созидания в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных систем; физика, открыв 2-е начало термодинамики, приходила к выводу о неизбежности непрерывного роста энтропии, в результате кот изолированная система целеустремленно и необратимо будет смещаться к состоянию теплового равновесия, что равносильно «смерти» системы. До посл трети XX в лидирующей н, кот формировала онтологический фундамент общенаучной картины мира, была физика. А так как в числе ее принципов отсутствовал принцип эволюции с-м к упорядоченному усложнению, то он не включался в число основных идей построения общенаучной картины мира. Идея развития была одной из главных в биол, но в связи с тем, что она не была лидирующей н, эта идея не использовалась в качестве фун-ой в н картине мира. Несовместимость идей 2 н можно было преодолеть 2 способами: видоизменить содержание теории эволюции или ввести в физику эволюционный подход.
Преодоление несовместимости этих идей было намечено, с одной ст, космологической теорией А. А. Фридмана, а с др — учением В.И.Вернадского о био- и ноосферах.
В нач XX в разработанная Фридманом теория расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва») положила начало появлению идеи исторического изменения Вселенной, включив в НКМ идею космической эволюции. Согласно этой теории, в самом начале эволюции Вселенной (10—43 секунды после «Большого взрыва») была нарушена исходная симметрия, объединяющая 4 основных типа взаимодействия в природе: сильные, электромагнитные, слабые и гравитационные. После «Большого взрыва» эти 4 фундаментальных взаимодействия в природе стали существовать в их отдельности, что позволило говорить о типах взаимодействия не как раз и навсегда данных, а как возникших в процессе эволюции. Теория Фридмана уже позволяла говорить о том, что ист развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Развитию идей универсальной эволюции способствовало и учение В.И. Вернадского о био- и ноосферах, обосновывающее идею неразрывной связи планетарных и космических процессов. Биосфера, согласно учению Вернадского, - самовоспроизводящаяся система, на развитие кот влияют не только специфические особ Земли и Космоса, но и антропогенные факторы (дея чел). Под влиянием н мысли и результатов чел дея-и биосфера эволюционирует в новое состояние — ноосферу. Эта эволюция имеет необратимый характер, четко обозначая фактор времени. По Вер-у, жизнь - это целостный эволюционный процесс (физ, геохимический, биол), включенный в косм эвол.
Но совр версия принципа глобального (универсального) эволюционизма появилась только в кон XX века в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами. Эволюция стала расс как универсальный процесс самоорганизации неравновесных систем, включающий одновременно физико-химические, биол, соц, антропологические, экол, социально-культурные изменения. Н.Н.Моисеев хар-л унив эволюционизм как исследовательскую программу для изучения самоорганизации Вселенной и считал, что «весь унив эволюционизм... осуществляется за счет сил взаимодействия элементов системы Универсума».
Рекомендация для Вас - Золотая орда.
Универсальность принципа глобальной эволюции подтверждается тем фактом, что ситуации самоорганизации (эволюции) систем в неравновесных условиях были зафиксированы практически во всех н: в н о земле при изучении дрейфа материков, циркуляции атмосферы, формировании облаков и т.д.; в биологических н при изучении формирования генокода, динамики популяций и экосистем и т.д.; в физиологии при изучении функционирования организма в целом и т.д.; в медицине при исследовании иммунных систем и т.д. Совр медицина считает вполне научно корректным вопрос, сформулированный в синергетической парадигме: сколько хаоса может вынести чел организм, чтобы не заболеть? Синергетические принципы находят адекватное применение также в физике плазмы, психофизиологии, психотерапии, при изучении комп систем, при разработке стратегий соц управления и принятия решений и т.д.
1. Кинематические парадоксы - «замедление» времени в движущейся системе отсчета и «сжатие» масштаба вдоль оси, параллельной вектору скорости относительного движения этих систем, в движущейся системе отсчета. По своей сути и структуре оба парадокса подобны, рассмотрим один из них Парадокс часов.
Пусть два наблюдателя находятся в одной инерциальной системе отсчета и устанавливают свои часы с абсолютной точностью, т.е. так, чтобы показания часов в любой момент времени всегда совпадали. Затем один из наблюдателей или же оба одновременно переходят в разные инерциальные системы отсчета и сравнивают показания часов. Первый наблюдатель, покоящийся в своей системе отсчета, заметит, что часы движущегося наблюдателя идут медленнее в (1 – v2/c2)1/2 раз. Второй наблюдатель в своей системе отсчета обнаружит обратную картину. Показания его часов опережают показания первого наблюдателя ровно во столько же раз. Кто прав? У кого из наблюдателей часы идут медленнее. Суть разрешения парадокса не в том, сможем мы или нет «синхронизировать» часы наблюдателей, покоящихся в разных инерциальных системах отсчета. Суть в более простом, но более принципиальном вопросе: «замедление» времени реально, т.е. действительно имеет место, или же время в двух этих системах течет одинаково. Этот эффект интерпретируют еще как парадокс близнецов, когда один из близнецов совершающий движение старится медленнее , чем тот который находится в покое.
2. динамические парадоксы. Рассмотрим парадокс рычага. Представим себе Г-образный рычаг. Этот рычаг уравновешен некими силами. Если мы теперь будем двигаться относительно этого рычага, то увидим (в полном соответствии со СТО), что длины плеч рычага и величины векторов сил изменились. Они изменились так, что возник вращающий момент, стремящийся повернуть этот рычаг. Повернется ли рычаг? Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной, а конкретно человека. Существуют три исторические парадигмы , дающие ответ на этот вопрос. Вселенная антропоморфна , она целостный организм , а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель , Птолемей) Вселенная - механизм , созданный Богом , который сотворил человека по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон) Стандартная космологическая модель , в рамках которой возникновение разумной жизни - проявление законов случая. Анализ этих проблем привел к осознанию того, что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной, что возникновение человека в ней стало бы невозможно.
Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа.
Пригожину, Янгу, Моисееву принадлежит идея универсального эволюционизма. Структура современной общепризнанной картины мира носит мозаичный характер: она состоит из автономных блоков – физика, биология и др., которые хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой, универсальной эволюционной парадигмы. Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики, как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном онтологическом пространстве.