Формирование н как профессиональной деятельности
№ 19 Формирование н как профессиональной деятельности. Возникновение тех, соц и гум н..
Н как проф дея-ть начинает фор-я в круп странах Европы в период подъема естествознания. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, естествознание до 17в. находилось в зачаточном состоянии. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены еще в сочинениях Птолемея. Предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и воспринималась ими в большей степени как мат гипотеза. У истоков н как проф дея-ти стоит Френсис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что достижения н ничтожны и что она нуждается в обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление н (это задача правителей, кот должны создавать ученые учреждения, библиотеки и тд) и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.
Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Сущ разделение труда: одни собирают сведения о опытах из книг, другие делают опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из набл и опытов выводят общие законы и причины. Собрания всех его членов, обсуждаются работы. Должны быть и молодые ученые. Посещая разные гор, гос, ученые должны на основе изучения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетрясения и давать советы.
Идея организованной, коллективной, гос н воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или 1 академий) в Европе. Уже начиная с эпохи Возрождения академии возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей фил, теологии, лит, искусства. 28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании составили «Меморандум», в кот записали о желании создать «Коллегию» для развития физико-мат экспериментального знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом, н программа кот предполагала развивать естествознание средством опытов. Были созданы Парижская академия н (1666 г.), Берлинская академия н (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.
В н 17 столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в кот должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базисом обучения, так и главным средством фиксации новых результатов исследования природы.
Ученому недостаточно было получить частный результат, в его обязанности входило построение целостной картины мироздания, кот должна найти свое выражение в достаточно объемном фолианте. Ученый обязан был не просто ставить отдельные опыты, но заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др.
Но по мере развития н и расширения исследований формируется потребность в такой коммуникации ученых, кот могла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов н изысканий. В 17 в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными. Коммуникации начинают осуществляться на нац языке, а не на латыни. Появляются н журналы, через кот происходит обмен инф. Сначала они выполняли особую ф-ю объединения исследователей, и это постепенно стало их гл ф-й. В конце 18 — 1 пол 19 в. в связи с увеличением объема н инф, наряду с акад-ми учреждениями, начинают возникать общества, объединяющие исследователей, работающих в различных обл знания (физики, биологии, химии).
Новые формы организации н порождали и новые формы н коммуникаций, и поставили проблему воспроизводства субъекта н. Возникла необходимость в спец подготовке ученых, чему способствовали унив. Н постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.
--Возникновение тех н имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления техногенной цив-и в стадию индустриализма и знаменовало обретение н новых функций — быть произв и соц силой. При осуществлении периодизации технического знания нужно принимать во внимание как относительную самостоятельность развития тех знания, так и его обусловленность прогрессом естествознания и техники. На основании этого исследователями выделяются 4 основных этапа. 1 этап — донаучный, когда последние существовали как эмпирическое описание предмета, средств трудовой деятельности человека и способов их применения. Он охватывает промежуток вр, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения.т Тех знание развивалось и усложнялось одновременно с прогрессом техники, чему свидетельствует его эволюция: от практико-методического (не имеющего письменной формы его фиксации) к технологическому (возникающему в результате применения специализированных инструментов) и от него к конструктивно-техническому. В этот период естественнонаучные и технические знания развивались пара-о, взаимодействуя лишь спорадически, без непосредственной и постоянной связи между ними.
Рекомендуемые материалы
2— зарождение тех н — охватывает промежуток вр со 2 пол XV в. до 70-х гг. XIX в. Здесь для решения практических задач начинает привлекаться научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное тех знание (призванное обслуживать производство), фор- принципы и методы его получения и построения. 2 одэтапа. 1под— это становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. 2 -появление новых н теорий в естествознании создало необходимые предпосылки для появления тех теории. Поэтому в этот период тех знания также начинают приобретать теоретический характер.
3 этап, кот может быть назван «классическим», нач в 70-е гг. 19 в. – сер 20 в. Тех н неравномерно вступают в стадию зрелости. Одной из характеристик их зрелости является применение н знания при создании новой техники
Тех н представляют собой сформировавшуюся область н знания со своим предметом, особыми теор принципами, специфическими идеальными объектами. Ряд дисциплин уже обеспечен эффективным мат аппаратом.
"1.6 Анализ плоского напряженного состояния" - тут тоже много полезного для Вас.
4 — «неклассический» —сер XX в. На этом этапе в результате усложнения проектирования объектов инженерной деятельности формируются комплексные научно-технические дисциплины — эргономика, системотехника, дизайн-системы, теоретическая геотехнология и т.д.
--- Уже с первой пол 19 в. начинается активный процесс формирования соц-гум н. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы соц познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.
Однако давление на гум н давало сильно о себе знать — прежде всего со стороны мат естествознания, особенно механики. Зарождение и формирование гум н показывает следующие особенности этого процесса. В XVI—начале XVII в. для данных н познавательный идеал научности выступал как дедуктивно построенная мат система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гум познание. Позднее, вплоть до конца 19 в., эталоном научности стала классическая механика с присущим ей четким разделением всех знаний на два уровня: теор и эмп. Система объектов н выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Этот познавательный идеал и «метод принципов» Ньютона нередко распространялись и на общественные дисциплины.
Поскольку механика и тесно связанная с ней мат были в 16-17 в. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том числе социальные, и даже построить фил (этика Спинозы, «доказанная в геометрическом порядке»). Выйдя за пределы естествознания, мат и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в соц-гум н. Функционирование механической картины мира в качестве общенаучной исследовательской программы проявилось не только при изучении различных процессов природы, но и по отношению к знаниям о человеке и обществе, которые пыталась сформировать наука XVII— XVIII вв. Конечно, рассмотрение соц объектов в качестве простых мех систем — это сильное упрощение. Эти объекты — сложные развивающиеся системы (с включением в них человека и его сознания), кот требуют особых методов исследования.
Однако чтобы выработать такие методы, н должна была пройти длительный путь развития. В XVIII в. для этого не было необходимых предпосылок. Н подход в эту эпоху отождествлялся с теми его образцами, кот реализовались в механике, а потому естественным казалось построение н о чел и обществе в качестве своего рода соц механики на основе применения принципов механической картины мира.
Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гум н был натурализм — универсализация принципов и методов естественных н при решении проблем соц познания. К концу XIX—началу XX в. стало уже очевидным, что н о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два фил направления — баденская школа неокантианства и философия жизни. «Философия жизни» — направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были— Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему». Н познанию и его приемам противопоставляются внеин-теллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения иск, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и др внерациональные способы освоения мира.