Популярные услуги

Главная » Лекции » Дизайн » Дизайн архитектурной среды » Факторы, влияющие на пространственные параметры

Факторы, влияющие на пространственные параметры

2021-03-09СтудИзба

Глава 4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания

Эргономика и антропометрия

Деятельность человека в любой типологичес­ки определенной среде выражает его реакцию на свойства внешнего пространства, воздействие ко­торого нейтрализуется мероприятиями по защите от природно-климатических явлений, которые мы рассмотрели в начале раздела. Теперь необходи­мо выяснить, какие внутренние параметры наибо­лее точно отвечают требованиям по форме, объе­му, протяженности, насколько они соответствуют реализации бытовых, социальных и производст­венных функций. Кроме того, нужно учесть, что сама деятельность человека нередко создает дис­комфортные условия, раздражающие зрение, слух, обоняние, осязание и температурно-влажно-стные ощущения. И, чтобы устранить влияние фи­зиологически и психологически негативных воз­действий, полезно знать их физическую сущность, размерность, пороговые величины, вызывающие усталость, боль, расстройство здоровья и сниже­ние работоспособности.

В этой главе мы рассмотрим три основные (с точки зрения дизайнерской деятельности) темы:

• реакцию чувственных рецепторов человека на свойства пространства;

• влияние антропометрических характеристик на предметно-пространственные параметры организованной среды;

• основы техники безопасности, ограничения при освоении пространства разной типологии.

Рецепторы — зрительные, слуховые, обонятельные, — получающие информацию на расстоянии, называют дистантными. Рецепторы осязательные, вкусовые — контактными. Чувство мышечного тонуса (кинестезии), действие вестибулярного аппарата, чувство ориентации воспринимаются  внутренними рецепторами.

Рекомендуемые материалы

Зрительные рецепторы человека осваивают мир благодаря их чувствительности к электромаг­нитным колебаниям от 400 до 760 нм (миллимик­рон), воспринимаемыми как свет. Видение предме­тов заключается в восприятии света, отраженного ими. Суммарное воздействие на глаз всех видимых длин волн (эталонного источника дневного света — Солнца) дает ощущение белого цвета; разложение солнечного луча воспринимается многоцветным спектром. Цветность предметов зависит от погло­щения или воспринимаемого зрением отражения «цветных» волн. Летом листья деревьев поглощают красный цвет и отражают зеленый, осенью — на­оборот. Подробный анализ цветового зрения и его использование в работе дизайнера описаны ниже, в III разделе, а сейчас мы обратимся к характери­стикам освещенности пространства и реакции на нее зрения.

Для различных видов деятельности существу­ют свои уровни комфортной освещенности, изме­ряемой в люксах (лк): чтение, работа над текста­ми и чертежами — 1000—500 лк, занятия спортом, принятие пищи — 200 лк, хирургическая опера­ция— 15000 лк, точная работа на станке, сбор­ка — 2000 лк. Условиям зрения благоприятствуют рассеянный или направленный на объект наблю­дения свет достаточной яркости, отсутствие утомляющей глаз сильной контрастности в осве­щенности объекта и среды, сниженная до миниму­ма блескость источника света и отражающих по­верхностей (лучше, если они матовые), комфорт­ная и приятная для глаза цветность света (выраженная не более чем в слабых оттенках теп­лого или холодного тона белого цвета).

Имеет значение и расположение источников света с учетом эффектов затемнения, затенения, блескости, дистанции, комбинированного воздей­ствия дневного и искусственного света. Различа­ют общее — фоновое — освещение помещения и локальное, направленное на объект занятий. В об­щем освещении учитывают наиболее комфортное расположение людей по отношению к окнам — обязательна, например, ориентация парт в клас­се, обеспечивающая дневное освещение пишуще­го ученика слева (предполагается, что большая часть людей — правши).

При искусственном освещении люминесцент­ными лампами их расположение должно обеспе­чивать равномерное освещение рабочей зоны. Очень удачны в этом смысле светящие потолки с равной светимостью по всей поверхности.

Для создания нормальной световой обстанов­ки в помещении руководствуются обычно принци­пом постепенного снижения коэффициента отра­жения помещения от потолков (80%), стен (60% — верх, 40% — низ), мебели (30—40%), пола (20— 30%), хотя художественные соображения могут потребовать и других соотношений по светлоте (например, темный потолок) (рис. 1.4.1).

В установке локальных светильников исходят из особых комфортных требований, но иногда особенности зрительного режима могут потребо­вать изменения стандартных условий. Например, при проверке изображений на прозрачной пленке (диапозитивов) свет направляется на глаза наблю­дателя. Для работы на кухне нередко оказывается целесообразным размещение светильников под навесными шкафами. В гардеробной или ванной светильники (бра) располагают по обе стороны зеркала, поскольку в данном случае объектом ос­вещения является собственное лицо.

В дизайнерские приемы освещения жилого и общественного пространства включены люстры, бра, торшеры, светящие потолки и панели, карниз­ный подсвет, точечные светильники в гнездах под­весного потолка, настольные лампы с использова­нием ламп накаливания, а также люминесцентных и галогенных ламп.

Глаз — оптический прибор, который хорошо приспосабливается к условиям среды, однако и для него существуют известные пределы, вне которых он утомляется и неадекватно реагирует на визуальную обстановку. Не беспредельна и острота зрения — глаз различает предметы и изображе­ния при определенных соотношениях размеров, дистанции и цвета. На работу глаза негативно влия­ет частая смена уровня освещенности, длительное пребывание в монохромно освещенной среде, вибрация. Сложившиеся бытовые стереотипы восприятия иногда повинны в искаженном представлении объемных форм и плоскостных изобра­жений, формируя зрительные иллюзии.

В силу биологических аномалий восприятия света и цвета некоторые люди имеют ограничен­ные возможности в оценке света. Нормой счита­ется видение трихроматическое, когда рецепто­ры синего, зеленого и красного цветов создают многоцветную картину мира. Людей, которые ви­дят только синий и желтый, воспринимая красный и зеленый как серый, называют дихроматами, а тех, кто видит все только в сером цвете — монохроматами.

Бытовые ассоциации, связанные с цветом, по­зволяют использовать его для индикации понятий информационного характера: тепло—холодно, опасно—безопасно, близко—далеко, основанных на осмыслении подсознательной визуальной реф­лексии. Кодирование цветом применяют для обо­значения трубопроводов, разводок, сигналов на трассах движения [27].

Красным обозначают трубопроводы с горячей водой, синим цветом — электроприборы, оранже­вым — высоковольтное оборудование, зеленым — безопасные элементы и символы аптеки. Мигаю­щий свет, а также черно-желтые полосы барьеров, предупреждают об опасности движущегося обо­рудования (мостовых кранов, электрокаров) {рис. 1.4.2).

В качестве фонового цвета оборудования ре­комендуются различные градации серого, тепло­го или холодного оттенков. Визуальная информа­ция в виде знаков, символов, надписей рассчитывается на быстрое, беспрепятственное и безоши­бочное восприятие. Средовая ориентационная ин­формация должна иметь знаки и буквы узнавае­мой формы и предельно лаконичного начертания. Буквы и цифры по толщине линий, пропорциям, интервалам знаков в словах, сочетаниям с цветом фона должны обеспечивать максимально четкое опознание смысла информации. Оптимальная вы­сота букв при смене расстояния наблюдателя от 2 до 6 м увеличивается от 10 до 20 см. В режиме дневного освещения лучше читаются надписи си­ним на белом фоне. Хорошо воспринимаются чер­ные буквы на желтом фоне, зеленые на белом. В темных интерьерах предпочтительнее светящиеся белые буквы на черном (синем) фоне {рис. 1.4.3).

Сочетание цвета и фона, основанное на кон­трасте дополнительных цветов (см. ниже главу «Колористика и цветоведение»), неблагоприятное силу возникновения эффекта вибрации цвета. По­этому следует избегать сочетания букв и фона красного на зеленом, голубого на оранжевом. В качестве кодирующих следует использовать цвета, которые не будут изменяться под воздействи­ем окрашенного света. Желтый свет ламп нака­ливания, например, меняет синий свет на темно-серый, а пурпурный — на коричневый.

Считается, что тихая спокойная музыка благо­приятно влияет на психику работающих и отдыха­ющих людей, если она не сопровождает работу, требующую умственного напряжения и концентра­ции внимания. Это касается ситуаций восприятия гармоничных звуковых колебаний. По большей же части мы имеем дело со звуковым фоном («белым шумом»), в котором выделяются модулированные информационные сигналы: речевые и неречевые. Человеческое ухо воспринимает звуки в ин­тервале частот от 20 до 20000 герц — от низкого рычания до тончайшего писка — это качественная характеристика звука. Количественная характери­стика — интенсивность (сила, громкость) — изме­ряется в относительных единицах восприятия зву­ка: децибелах.

Граница чувствительности человеческого уха определяется совместным действием частоты и силы звука, что хорошо показано на графике (рис. 1.4.4). Параметры комфортности звукового климата не имеют определенных границ; по силе звука для архитектурных пространств различных функций есть свои допущения. Так, уровень звука, допустимый в больницах, равен примерно 25 дБ, в жилых помещениях — 30 дБ, в классах, аудиториях, зрительных залах — 40 дБ, в предприятиях общественного обслуживания (рестораны, мага­зины, вокзалы) — 60 дБ.

Известно, что тишина, близкая к порогу слы­шимости, не сразу воспринимается благоприятно человеком, перенесенным из привычной обстановки городского шума.

Чтобы на общем шумовом фоне различить нужную информацию, нужно, чтобы сигнал был не менее чем на 10 дБ громче звукового фона [31].

В теме «Среда общественного назначения» уже были затронуты особенности распростране­ния звука в залах и аудиториях. К этой информа­ции нужно добавить следующее: при выборе пара­метров зала рекомендуется придерживаться соот­ношения длины—ширины—высоты в пропорциях 5:3:2 при ортогональной форме помещения. Удлиненная форма концертного зала должна допол­няться мероприятиями погашения реверберации. Гулкость пространства коридоров и открытых об­ширных помещений большой высоты (вестибю­лей, фойе) с гладкими полами нейтрализуется «акустическим» исполнением конструкций проти­волежащих поверхностей. Хорошими акустически­ми качествами обладают купола первых христиан­ских соборов Латинской Америки, возведенных из керамических сосудов. Свойствами глубинной ре­верберации — «звукового раската» — обладают романские и готические соборы Западной Евро­пы, русские церкви с высокими сводами. Но низ­кие своды и купола создают неприятный кумуля­тивный эффект гулкости.

Распространение звука осуществляется воз­душным путем и через структуру смежных конст­рукций. Структурный шум гасится разрывом кон­структивных контактов между источником шума (вибратором, механическим эксцентриком), лик­видацией «звукового моста» или повышением инерционности экрана (утолщением стены, вво­дом в конструкцию междуэтажного перекрытия слоя песка, «поглощающего» колебания в силу своей структуры).

Так называемый «плавающий пол» — одно из средств борьбы с распространением ударного шума через междуэтажные перекрытия {рис. 1.4.5). Показатели звукоизоляции ограждающих конструк­ций и материалов приводятся в специальных нор­мативах.

Для защиты от воздушного шума в первую очередь воздействуют на источник шума — если нет возможности его перенесения в изолирован­ное пространство, то устанавливают амортизато­ры, звукопоглощающие оболочки, устраивают шлюзы, отделяющие помещения с генератором шума от остального пространства. В цехе с шум­ными станками для поглощения воздушного шума вертикально подвешиваются глушители из акусти­ческих панелей, устанавливаются звукопоглощаю­щие выгородки. В аудиторных корпусах двери по­мещений, расположенных по обе стороны коридо­ра, целесообразно смещать относительно друг друга, чтобы ограничить свободную передачу зву­ка и, кстати, улучшить условия эвакуации. Сокра­щение влияния внешнего шума через окна дости­гается установкой толстых стекол в два—три ряда на резиновых уплотнителях в местах контакта с рамой. Эффект поглощения шума достигается, если вы помните, за счет повышения инерционно­сти преграды, снижающей вероятность резонанса от шума уличного транспорта, и устранения жест­кого конструктивного контакта — звукового моста. Этот рецепт не всегда достаточен в условиях сложного акустического климата, поэтому для ре­шения задачи требуется привлечение специалиста. Наиболее радикальным средством изоляции от шума является планировочное решение с выводом из зоны шума «тихих» помещений.

Ликвидация шума и звуковых помех особенно необходима при работе со звукозаписывающей аппаратурой, в специальных акустических лабора­ториях, когда важно исключить глушение или ис­кажение артикуляции, музыкальной тональности.

Быстрая утомляемость от длительного влия­ния шума особенно заметна при работе, требую­щей точности. Шум высокой частоты раздражает больше, чем низкой. Модуляции шума влияют на настроение. Допускается некоторая адаптация к умеренному шуму.

Обоняние работает как дополнительный дистантный информатор состояния пространства; на основе анализа запаха среды человек сознательно или бессознательно «достраивает» образ кон­дитерской, парикмахерской, рыбного магазина, собственного дома. Феномен условного обоня­тельного рефлекса регулирует характер оценки среды и поведение ее обитателей, что в извест­ной степени может корректировать и обогащать дизайнерский замысел.

В планировочной структуре китайских буддийских монастырей уличные курильницы и аромати­ческие свечи интерьеров создавали атмосферу медитации и религиозной концентрации духа (рис. 1.4.6). Зажженные ароматические палочки -непременный атрибут восточного жилища. О запа­хе домашних пирогов нечего и говорить. Накопленный древними знахарями полезный опыт аро-матерапии получил научное подтверждение сво­ей действенности в современной медицине. Естественные ароматические эфиры, входящие в состав таких «выразительно» пахнущих растений как гвоздика, мята, лимон, валериана, лаванда, сандал, ландыш, жасмин, ель, используются гра­мотными целителями для достижения самых раз­нообразных психосоматических эффектов.

Воздействие ароматов очень индивидуально. Подбор ароматических палочек для интерьера или компоновка цветочной клумбы с ожидаемыми аро­матами цветного горошка или бархатцев методо­логически близки деятельности дизайнера тем, что основаны на эксперименте. Конечно, суще­ствуют и публикации по ароматерапии с полезны­ми рекомендациями. Задача пособия состоит лишь в том, чтобы обратить внимание на этот лю­бопытный феномен в приемах организации среды обитания.

В быту запахи обычно ощущаются в компози­циях, состав которых может быть и неразличим, на чем нередко основаны секреты парфюмеров. Чув­ствительность человеческого носа не сравнима с возможностями собаки, но все же довольно высо­ка; во многом она зависит и от химизма источника аромата. Чтобы уловить запах алкоголя, необхо­дима его концентрация 0,2 мг на один литр возду­ха; для ванилина — в 2 миллиона раз меньше. Не­которые запахи вызывают слюнотечение, резь в глазах, наркотическое воздействие и даже ощу­щение боли (аммиак).

При длительном воздействии запаха человек адаптируется к нему. Преодолев единожды барь­ер брезгливости, ассенизатор остается верен своему ремеслу всю жизнь. Дизайнер же должен учитывать разницу в восприятии запаха людьми, постоянно работающими, например, на мясоком­бинате, и визитерами при выборе критерия для решения об изоляции и вентиляции отдельных цехов.

Осязательные ощущения подтверждают или опровергают информацию, полученную визуаль­ными или звуковыми рецепторами.

Как рецептор контактный, осязание имеет пре­имущественное право доверия: прикосновение к сосульке подтверждает, что мы видим перед со­бой лед, а не стеклянную имитацию. Однако при соответствующем психологическом внушении и закрытых глазах испытуемый может настолько об­мануться, что его рука, опущенная в сосуд с хо­лодной водой, где имитируется шум кипения, по­крывается пузырями ожогов.

Проверка чувства осязания при дизайнерских разработках осуществляется на анализе способ­ности кожи реагировать на холод и тепло, давле­ние и боль, фактуру поверхности.

Прямая реакция кожи на холод или тепло спо­собствует, очевидно, формированию сигнала о температурном дискомфорте. Ощущение механи­ческого давления до его предельного болевого порога создает впечатление неудобства мебели. Тактильная оценка фактуры материала дополняет визуальные впечатления о его зеркальной гладко­сти или шероховатости, мягкости и тепле.

Ощущение боли как сигнал опасности вызыва­ется, как нам уже известно, превышением порога раздражения рецепторов зрения, слуха, обоняния, температуры. Выход за пределы рецепторного воздействия нормального диапазона искажает оценку воздействия, формирует чувственные ил­люзии, провоцирует ложную реакцию организма. Например, аттракцион с бутафорской комнатой, которая вращается в неопределенном направле­нии, основательно нарушает работу вестибуляр­ного аппарата людей, которые рискнули в ней ока­заться. Понижение частоты звука за порог слыши­мости и колебания высокой частоты вызывают явление вибрации, очень неприятное по своему воздействию, когда внешние колебания резониру­ют с собственными колебаниями человеческого тела в пределах 4—8 Гц.

Таким образом, многочисленные рецепторы создают комплексное представление о состоянии среды и предпосылки при суждении о ее комфорт­ности. Устранение негативного влияния внешних факторов находится в компетенции соответствую­щих специалистов, однако дизайнер должен знать об их существовании и грамотно ставить задачи по нейтрализации вредных воздействий в рамках подготовки проектного решения.

Притча о слоне в посудной лавке лишний раз напоминает о необходимости рациональных раз­мерных соотношений пространства с его обитате­лями. Поскольку подавляющее большинство зда­ний и сооружений рассчитаны на пребывание в них человека, то их пространственные параметры ре­гулируются антропометрическими показателями, включающими статические размерности и пропор­ции человеческого тела, а также объем оператив­ного пространства человека в процессе его дис­танционного перемещения и на рабочем месте.

В архитектуре и искусстве с древнейших вре­мен установилось правило «Человек есть мера всех вещей», поэтому антропометрические дан­ные являются основой проектирования здания, мебели, бытового и рабочего оборудования. Раз­мерные соотношения человеческого тела, многие из которых соответствуют пропорции Золотого сечения (см. ниже раздел III), заложены в систе­му пространственной гармонизации сооружений (рис. 1.4.7).

По практическим соображениям были разрабо­таны таблицы усредненных параметров человека. Частично они представлены на рис. 1.4.8. Отметим, что среднестатистические данные пригодны для проектирования пространственных параметров среды, допускающих размерные отклонения: высо­ты помещений этажа, ширины дверей, размеров бытовой мебели.

Для работы операторов, отвечающих за точ­ность и безопасность управления процессами, космонавтов, летчиков параметры рабочих мест должны устанавливаться индивидуально, хотя для большинства технических и функциональных обстоятельств утверждены обобщенные норматив­ные параметры. Для жилых зданий устанавливает­ся минимальная высота потолка помещений 2,8 м (еще недавно — только 2,2 м), для общественных и производственных зданий — не менее 3,3 м, крупных торговых залов — 4,2 м.

Устойчивая тенденция к акселерации населе­ния и предпочтение условий комфорта перед эко­номичностью (а точнее, понимание, что высокий уровень комфорта целесообразнее по экономи­ческим соображениям) вызывают периодический пересмотр нормативов. Повышенными нормативами пользуются и при проектировании среды для инвалидов.

Размеры помещений в пересчете на 1 чел. ус­танавливаются в соответствии с характером их использования и фиксируются в пределах типоло­гических требований.

Серьезное внимание уделяется размерным параметрам коммуникационных пространств: ко­ридоров, шлюзов, переходов, лестниц, лифтов, где учитывается плотность людских потоков, ско­рость движения, планировочные требования и особые обстоятельства (аварийные ситуации). В зданиях ячейковой структуры соединитель­ные проходы и коридоры сливаются на главном коммуникационном пространстве, ведущем к вы­ходу. Следует принять за правило последователь­ное расширение коммуникационных путей к вход­ной группе (родник—ручей—река), исходя из того, что один идущий человек занимает 60 см ширины прохода (рис. 1.4.9; 1.4.12).

Школьные рекреации планируют шириной не менее 3,0 м. Ширину марша лестниц в зависимо­сти от интенсивности использования принимают от 1,2 до 2,4 м, причем для зданий высотой 2 и более этажей проектируется не менее двух лестниц. Об этом уже упоминалось выше, но важную ин­формацию не грех и повторить.

По трассе длинных коридоров рекомендуется размещение холлов. При расположении вдоль кори­дора входов в помещения с дверьми, открывающи­мися в коридор, необходимо предусматривать не перекрываемую дверьми дополнительную ширину прохода не менее 0,7 м. Общее правило направле­ния открывания дверей — в сторону эвакуации; но в местах скопления нескольких дверей на узком про­ходе они должны открываться внутрь помещений.

Трассы движения должны хорошо освещаться, обеспечиваться указателями выхода, освобождать­ся от предметов, мешающих движению. Для лучшей ориентации рекомендуется номера и названия аудиторий (офисных помещений) выполнять в виде табличек, укрепленных перпендикулярно стене. Не­редко на поворотах коридоров устанавливают зер­кала, позволяющие видеть опасность за поворотом. Двери вспомогательных помещений имеют ширину в пределах 0,6—0,7 м, основных помеще­ний — 0,8—0,9 м; на главном выходе устраивают двойные (распашные) двери шириной 1,5—1,8 м или несколько одинарных дверей. Ширина раз­движных дверей принимается по расчетам уста­навливающих их фирм. Высоту дверей назначают 2,2—2,4 м если нет специальных технических или архитектурных требований.

Снаружи перед выходом должна предусматри­ваться незаливаемая дождем мощеная площадка с навесом шириной не менее 1,5 м, что особенно важно, если площадка выхода выше уровня земли и имеет лестницу. Характерная ошибка начинаю­щего проектировщика — подведение ступеней лестницы под самый порог, гарантирующее несча­стный случай. При реконструкции зданий с необ­ходимостью устройства выхода непосредственно на городской тротуар прибегают к «вдавливанию» входа в здание в виде лоджии, допускающей уст­ройство лестницы (рис. 1.4.10).

Общие рекомендации по организации рабо­чей площади (от кухни до крупного офиса) заклю­чаются:

•   в решении вопроса изоляции помещения в об­щем пространстве в силу особого режима его эксплуатации (запахи, шум, тепло, электро­магнитное излучение);

• в компактности и доступности оборудования;

• в удобном размещении дверей и проходов, не вынуждающих к диагональному пересечению помещений;

• в центральном, по возможности, расположении кабинета руководителя;

• в группировке помещений для функционально связанных коллективов сотрудников.

При зальной планировке помещения офиса изоляция конторских отсеков обеспечивается не высокими (1—2 м) перегородками — глухими или прозрачными, с зазорами между полом и потол­ком (для вентиляции).

Большая часть делового времяпровождения в помещениях проходит в положении сидя. Для раз­личных видов деятельности разработан богатей­ший спектр сидений самого разного типа и конст­рукций: стулья, кресла, диваны бытового назначе­ния, рабочие кресла — мобильные и стационарные, специальные сидения для операторов, летчиков, диспетчеров, обеспечивающие удобство произ­водственных операций и отдыха, нормальное само­чувствие (рис. 1.4.11).

В определении отправных габаритов можно принять модуль 45 см для высоты и площадки си­дения, высоты его спинки (рис. 1.4.12).Для столов общего пользования предусматри­вается высота в пределах 0,7—0,75 м, а рабочих (верстак, стол для кухонной готовки) — 0,85— 0,9 м, журнальных столиков — 0,5—0,6 м.

Ширина письменного стола достаточна 0,6— 0,7 м; для обеденных столов двухстороннего пользования — 0,7—0,8 м, при этом на каждого си­дящего резервируется около 0,7 м фронта стола.

Приведенные здесь размеры мебели намерен­но даны в укрупненном виде, предполагающем более точную конкретизацию, отвечающую проек­тному заданию. В любом случае о габаритах пред­метного наполнения дизайнер должен иметь точ­ные представления, проверив с рулеткой в руках

их правильность хотя бы на размерах домашней мебели.

Для решения целесообразной расстанов­ки оборудования полезно, вырезав из темной бу­маги планы устанавливаемых предметов (в масш­табе помещения), поэкспериментировать с их компоновкой, учитывая функциональные и эстети­ческие связи, удобство проходов, сочетаемость по высоте. Подобные операции можно выполнить и на компьютере.

Работа дизайнера не ограничивается учетом технических факторов как предпосылок комфорта и художественной выразительности пространства. Необходимо позаботиться и о технике безопасности, влияющей на принятие решения. Вероятность несчастного случая зависит от различных обстоятельств, «подготовленных» малограмотным проектировщиком.

К строительным травмоопасным дефектам относятся: неожиданные перепады высот и пороги по трассам движения, усугубленные низким уровнем освещенности, скользкие материалы покры­тия полов (полированные гранитные плиты в кухне, баре, прихожей), высоты взаимного располо­жения лестничных маршей и дверей должны обеспечивать достаточный зазор, предотвращаю­щий удар головой; плотность ограждения лестниц должна предупреждать опасность падения.

Внешняя площадка перед входом, а также пол прихожей, ступени лестницы, должны иметь рифленую поверхность. Вход должен быть защищен от обледенения и падения сосулек. Внешние источники света необходимо защищать арматурой. В узких пространствах проходов следует ликвидировать острые углы и выступающие части. Зона открывания дверей должна быть безопасна для проходящих.

В отношении инженерного оборудования и фак­торов воздействия среды на рецепторы прежде все­го обращается внимание на грамотное размещение и предусмотренные регламентом правила эксплуа­тации сетей электроснабжения, водоснабжения и канализации, вентиляции и теплоснабжения, инфор­мационных и сигнальных систем.

Правилом является вертикальная поэтаж­ная локализация санитарно-технического оборудования («мокрое над мокрым») с обеспечени­ем необходимой защиты от протекания перекрытий и доступа воды в близлежащие помещения.

Электросети надежно изолируются от возмож­ного увлажнения и контакта с человеческим телом. Выключатели следует располагать на высоте, недо­ступной детям. Следует избегать устройства в зри­тельных залах тяжелых люстр или постоянно конт­ролировать надежность их подвески в помещениях, где их присутствие исторически обусловлено.

Неожиданный резкий шум, световой шок, не­приятные запахи, ионизация, поток горячего или холодного воздуха могут вызвать неконтролируе­мую психомоторную реакцию с травматическими последствиями.

Неправильное расположение помещений от­носительно солнечной радиации (кухня окнами на юг) и отсутствие защиты от нее приводят к пере­греву среды и дискомфорту. Смежное размеще­ние гаража с жилым домом должно предусматри­вать хорошую вытяжную вентиляцию и огнестой­кие стены и двери. Следует централизовать пульт контроля электросетей в щите, расположенном в доступном и безопасном месте. Желательно, по возможности, обеспечить об­щую систему автоматического контроля среды по принципу «интеллектуального здания».

Вряд ли удастся перечислить здесь все возможные рекомендации по технике безопасности, которые должны учитываться при дизайн-проектировании. Особенно важными являются мероприя­тия по пожарозащите, креплению стационарной мебели, укреплению перекрытий и верхнего ос­текления атриумов, заземлению электрообору­дования, устройству молниеотвода, аварийных выходов, ограждений, защищающих от падения, и многие другие.

Все они должны решаться в сотрудничестве со специалистами и актироваться документами, сви­детельствующими о грамотности проекта в целом.

Экология

Формулируемая разделами эргономики, науки в целом антропоцентричной, односторонняя оцен­ка влияния факторов окружающего пространства на условия комфортности среды обитания пред­ставляется в совершенно ином свете, если, изме­нив вектор предпочтений, рассмотреть отношение человека к природе.

Выясняется, что антропогенные воздействия на окружающую природу, об опасных последстви­ях которого предупреждали еще древние мысли­тели, достигли в настоящее время подлинно уст­рашающих масштабов.

Об интенсификации процессов нарушения природного баланса планеты усилиями человека свидетельствует исчезновение многих видов рас­тений и животных (обеднение разнообразия эко­системы даже на 10% ведет к ее необратимой деградации), изуродованный ландшафт города, отравленные вода, почва, атмосфера, города, по­гибающие от удушья и мусора. Впечатление бли­зости конца света усугубляется природными ката­строфами: землетрясениями и потеплением, гро­зящим вселенским наводнением. Притупление чувства опасности с привыкани­ем к сюжетам насилия, убийств, космических ка­тастроф (со вкусом разрабатываемых средствами массовых коммуникаций) гасит проблески обще­ственного сознания относительно сроков апока­липсиса. Колокол звонит, его слышат, но никто не торопится спасать мир, хотя для всех ясно, что выживание человека возможно только при сохра­нении жизни на Земле, где он является частью экосистемы — частью, к сожалению, алчной и бе­зответственной.

Несть числа провидцам, которые в разной форме — философской, религиозной, поэтической, естественнонаучной — указывали на един­ство человека и природы, призывали беречь ее. Древнеегипетские жрецы и православная церковь в России, китайские мудрецы и ученые антично­сти, Леонардо да Винчи, Фрэнсис Бэкон, М.В. Ломоносов, А. Гумбольдт, В.В. Докучаев, Н.А. Север-цев, А.Швейцер, В.И.Вернадский, А.Тейяр де Шарден, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум — вот далеко не полный список имен деятелей цивилизации, вло­живших свой труд в развитие науки о взаимодействии организмов между собой и окружающей природой, названной Э. Геккелем экологией [63].

Техническая направленность развития челове­ческой цивилизации отвела экологии, в основном, роль науки, выводы которой использовались глав­ным образом для интенсивной эксплуатации при­родных ресурсов планеты. Практически любая тех­ническая отрасль внесла свой «вклад» в разорение и загрязнение природной среды, в том числе и строительная как наиболее обобщающая деятель­ность по созданию искусственной среды обитания.

В истории формирования мировой архитектуры в экологическом отношении сложились два направления: конструктивно-образное противопоставление окружающей природе (в пе­риоды пафоса техногенеза — древний мегали-тизм, промышленная революция в Европе, эпоха «преобразования» природы XX в.) и биологичес­кое эпигонство (заимствование тектонических принципов, зооморфизм, топофилия), реализо­ванное в художественной интерпретации природ­ных форм, включении элементов живой природы в искусственную среду обитания — от парков до фитодизайна в интерьере (рис. 1.4.13).

Урбанизация среды обитания с активным при­влечением технических средств, ориентированных на утилитарное и экономическое применение, за­вершилась созданием ортогональных форм зда­ний и улиц, монотонностью стандартной архитек­туры, серым цветом асфальта и бетона, надчело­веческим масштабом сооружений, вытеснением зеленых массивов за пределы городской черты, разрывом социальных контактов, значительным ухудшением условий жизни из-за всех видов за­грязнения, в т.ч. акустического, информационно­го, эстетического.

В экологическом аспекте перед современной архитектурой и дизайном как завершающей фазой комфортной и художественной организации среды обитания стоит, таким образом, двойная задача:

• охрана окружающей природы и сохранение (восстановление) природного баланса;

• поддержание физиологического и психологического комфорта человека как естественного компонента экосистемы, цивилизованно расходующего и восполняющего ее ресурсы.  Благотворность психологического и эстети­ческого воздействия живой природы на сознание человека оценена давно. Преклонение перед кра­сотой и силами природы, ее аниматизация лежат в основе предпосылок становления материальной и духовной культуры людей. Оно выражалось в по­клонении природным феноменам (дереву, камню, реке, водопаду), организации садово-парковых ансамблей, озеленении жилой среды, создании, в конце концов, ландшафтной архитектуры.

Одна из особенностей современной город­ской структуры — целевое возвращение природной среды в защищенные от воздействия вред­ностей изолированные «резервации»: экранированные от уличного транспорта скверы,атриумы, зимние сады и оранжереи, фитоуголки в интерьерах. Не пренебрегают и имитацией природных пейзажей из искусственных материалов. Благоприятное впечатление оставляет даже вид откры­тых стриженых газонов без объемных зеленых насаждений, озелененные откосы дорог и крыш, вертикальное озеленение поверхностей стен (рис. 1.4.14). Мероприятия этого рода называют биопозитивными.

Чрезмерная плотность застройки городских центров и вытеснение из них зелени (она просто не выдерживает повышенных концентраций ядо­витых примесей в атмосфере), прямоугольность и заостренность объемов супермасштабных зданий, «логарифмические» фасады в виде решеток раз­ной конфигурации, цветовой голод угнетающе действуют на психику горожан. Рекомендации видеоэкологии заставляют архитекторов искать бо­лее пластичные и выразительные решения облика зданий, осознавать необходимость сохранения в городской застройке открытых пространств «даль­него взгляда», вносить в окраску фасадов живые, яркие цвета, обогащать городской партер малыми формами «домашнего» силуэта (рис. 1.4.15).

Бесплатная лекция: "15. Правовое обеспечение КИС" также доступна.

Разнообразие городской застройке придает фрагментарное включение малоэтажных сооруже­ний, особенно на неудобьях. Технические сложности возведения окупаются их архитектурной об­разностью и живописностью ландшафтного ди­зайна (рис. 1.4.16).

В последнее время серьезное внимание уде­ляется т.н. геопатогенным факторам, оказыва­ющим незримое, но весьма вредное влияние и на эксплуатацию зданий, и на здоровье жителей. Неудачный выбор места для строительства зда­ния на рыхлых грунтах (V-образные зоны тектони­ческих нарушений) приводит к их погружению в грунт и разрушению. А из-за повышенной прони­цаемости грунта на поверхность земли выходят глубинные газы, в т.ч. радон, провоцирующий бо­лезни довольно широкого спектра, в том числе и онкологические. В геопатогенной зоне активизи­ровано геомагнитное поле планеты, оказываю­щее негативное биоэнергетическое воздействие. Пересечения силовых линий Земли образуют узлы высокой концентрации излучения, усилива­ющих воздействие электромагнитных колебаний электроаппаратуры и вибрации инженерных се­тей. Их совместное действие вызывает наруше­ние обменных и иммунных процессов организма, сбои сердечного ритма и деятельности головно­го мозга [66].

Определение «гиблых мест», доступное недав­но только знахарям и лозоходцам, постепенно становится областью научной практики.

Генеральные требования при возведении зда­ния, не загрязняющего среду в процессе строи­тельства и минимально нарушающего структуру ландшафта, оставляя возможность его рекультива­ции, удачно сформулированы в «Кодексе строите­ля», предложенном д.т.н. А.Н. Тетиором и перекли­кающемся с идеями Афинской хартии, разработан­ной выдающимся французским архитектором Ле Корбюзье [59, 128]. Вкратце эти требования сво­дятся к грамотному крупноформатному решению о целесообразности возведения здания на из­бранном участке сообразно всем экологическим природоохранным аспектам; к максимальной «экологизации» архитектурно-планировочного ре­шения здания, органично и безопасно встроенно­го в среду; к всемерному сохранению существую­щего рельефа и режима грунтовых вод, сокраще­нию количества и площади фундаментных опор, возвращению ландшафту его первозданного вида после завершения строительных работ; к созда­нию замкнутого цикла утилизации отходов и при­менению автономных средств по ликвидации загрязнений. Например, заглубленные в землю зда­ния представляют одну из форм экологической архитектуры. Они, не нарушая визуально природ­ный пейзаж, максимально изолированы от многих внешних воздействий: шума, ветра, температур­ных перепадов (рис. 1.4.17).

Существуют различные способы нейтрализа­ции ощущения подвала, представляющие интерес и для дизайнера. С другой стороны, обитание в среде, погруженной в землю, оставляет удиви­тельное впечатление покоя, защищенности, на­дежности.

Большинство архитектурных конструкций, от фундамента и колонн до перекрытия, явно или не­явно отражают свое происхождение от структур живых организмов, имеют бионическую природу. Кости животных и стволы растений показывают, что природа раньше человека изобрела прочные облегченные пространственные каркасы, двутав­ровые балки и фермы, армированные трубы и их пористое заполнение, фундаменты распорки и кустовые сваи, оболочки в форме раковины, яйца и расплющенной капли, складчатые оболочки в виде листа пальмы, пневматические конструкции и полигональные структуры, напоминающие ске­лет радиолярий, и тому подобное (см. рис. 1.4.13). На основе природных подсказок (конечно, надо, чтобы они попали на подготовленную почву) изобретаются системы утепления стен за счет парникового эффекта и перераспределения тепла в толще ограждения, создания искусственной «шубы», дополняющей зимой толщину стены. Не­мало изобретательности вложено в разнообраз­ные системы энергетического обеспечения среды обитания, в создание энергосберегающих и энергоактивных зданий на основе использова­ния геотермальных вод, солнечной и ветровой энергии, биоэнергетики (рис. 1.4.18). Включение их в организм здания нередко существенно меняя.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее