Популярные услуги

Главная » Лекции » Социология » Лекции по общей социологии » Понятие социального процесса

Понятие социального процесса

2021-03-09СтудИзба

1. Понятие  социального  процесса.  СОЦИАЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС  И  ЕГО  РЕЖИМЫ.

Что такое процесс вообще?

Термин произошел  от  латинского  processus – продвижение.  В  «Советском  энциклопедическом  словаре»  данный термин  определяется  как : ‘’ 1)последовательная  смена  явлений,  состояний  в  развитии  чего-нибудь;  2)совокупность  последовательных  действий  для  достижения  какого-либо  результата  (напр.  Производственный  процесс)’’.  (Советская  энциклопедия. М.,1976.С.1087). Хорошо… - это  энциклопедический  словарь.  А  что  говориться  о  термине (понятии) «процесс» в  «Российской  социологической   энциклопедии»(НОРМА—ИНФРА—М.М.,1999)?  Повторяется  практически  слово  в  слово  то, что  говорится  в  первом  из  названных  нами  изданий. Заметим, кстати, что  в  данной интерпретации  понятия  «процесс»  имеется, по  крайней  мере,  один  весьма  спорный  момент!  Это  указание  на  то, что  процесс – это  смена  явлений, состояний  в  развитии чего—нибудь. Думается,  что  это  не  совсем  так. Процесс  не  является  фрагментом  развития.  Это, во—первых.  Во—вторых,  процесс  не  обязательно  контролируется  с  развитием.  Процесс – это  не  обязательно  развитие. Это  может  быть  и  функционирование  чего—либо (какой—либо  системы).  В  таком  случае  говорят  о  процессе  функционирования, а  не  развития, или  деградации,  упадка  системы.  Можно  так  же  говорить  о  процессах  изменения (прогрессивных  и  регрессивных).  Развитие – это  всего  лишь  один  из  видов ( режимов)  процесса.

Что же  понимают  под  социальным  процессом?  Как  трактуют  этот  последний

социологи?

В  «Российской  социологической  энциклопедии »  говориться  на  этот  счет:  “Процесс  социальный  -- 1.  Последовательное  изменение  состояний  или  элементов  социальной  системы  и  её  подсистем, любого  социального  объекта.  Различают:  П[роцесс]  с[оциальный]   функционирования,  обеспечивающий  воспроизводство  качественного  состояния  объекта;  П[роцесс]    с[оциальный]   развития, обуславливающий  переход  объекта  к  качественно  новому  состоянию;  развитие  может быть  прогрессивным,  эволюционным  и  революционным;  П[роцесс]  с[оциальный]  различают  также  по  объекту  (человечество, общество, класс, организация, малая группа),  по  степени  управления  (стихийный, естественно—исторический, целенаправленный);  2.  Любая  поддающаяся идентификация,  повторяющаяся  модель  с[оциальных]   взаимодействий :  конфликт,  кооперация,  конференция  (?),  дифференциация  и  т.д. ”

В  целом  с  такой  трактовкой   социально го  процесса  можно  согласится.  Исключения,  разве  что,  составляет  интерпретация  при  таком  подходе  такого  понятия  как  «развитие» ,  суть  которого  в  отождествлении  его  с  понятием  изменение.  Представляется,  что  все  же  это  разные  вещи:  изменение  более  широкое  понятие,  нежели  развитие.  Развитие – это  всего  лишь  вид  изменения;  изменение  восходящее,  если  так  можно  сказать.

При  этом  понятие  «социальный  процесс»  имеет  широкие  и  узкие  смыслы  или  значения.  Когда  говорят  о  социальном  процессе  в  широком  смысле  этого  слова,  имеют  в  виду  процесс  функционирования  и  изменения  общества  в  целом,  общества,  как  целостной  системы,  процесс   жизнедеятельности   общества  вообще.  В  узком  значении  термин  «социальный  процесс»  обозначает  движение  (функционирование  и  изменение)  любого  социального  явления,  например,  семьи,  какого – либо  социального  института,  социальной  организации,  личности  (её  становление,  развитие,  деградация),  социальной  группы,  культуры,  в  том  числе  и  любого  культурного    явления,  государства,  гражданского  общества,  экономики,  морали,  искусства  и т.д. .    То  есть,  можно  говорить  о  некоем  глобальном  социальном  процессе  (процесс  функционирования  и  изменения  общества  в  целом  и  даже  общества  мирового  сообщества  людей,  а  не  только  какого- то  конкретного,  отдельно  взятого  общества,  скажем,  российского  общества,  японского  общества  и  т.д.)  и  социальном  процессе    какого – либо  отдельного,  частного,  конкретного  явления,  касающегося  общественной жизни  людей.

Можно  говорить  о  трех  режимах  социального  процесса.  И  это  касается  как  глобального  социального  процесса,  так  и  движения,  т.е.  социального  процесса  какого-либо  отдельно  взятого  (частного)  социального явления.  Это – режим  функционирования,  режим  изменения  и  в  рамках  этого  последнего – режим  развития  и  режим  деградации.

Рекомендуемые материалы

Режим  функционирования  социальной  системы – это  процесс  воспроизводства  того, что  уже  имеет  место  в  социальной  системе (постоянного  воспроизводства  системы  без  каких-либо,  по  крайней  мере, качественных  её  изменений).  Это – просто  работа  системы, выполнение  его  функций.

Режим  изменения – это  процесс  трансформирования,  эволюции, преобразования  социальной  системы; её  метаморфозы; появление  у  системы  каких-то  новых  свойств, характеристик, причем  не   важно  каких: (положительных,  прогрессивных  или  негативных, регрессивных).  Режим   изменения  социального  процесса  имеет  две  свои  разновидности  - развитие  и  деградация.

При   режиме  развития  происходит  нарастание  сложности  и  структурированности    социальной  системы,  что  ведет, по  мнению  Т. Парсонса, к  повышению  её  адаптивности.  При  этом  режиме  система  укрепляется,  совершенствуется,  прогрессирует:  улучшается  её  качественное  состояние,  оптимальность  функционирования ,  эффективность  выполнения  его  своих  социальных  функций.  Речь  идет  здесь  о  так  называемой  прогрессивной  социальной  метаморфозе.

При  режиме  социального  упадка  социальная  система  хиреет. Направленность  динамики  имеет  негативный  по  отношению  к  системе  характер.  Центробежные  силы  и  тенденции  преобладают  над  процессами  стабилизации,  укрепления,  интеграции  системы.  Система  начинает  не  справляться  со  своими  функциями.  В  таком  случае  требуется  качественная  переделка,  обновление  системы,  обозначающая, в  конечном  счете,  гибель  старой  системы  и  возникновение  новой.

Все  эти  три  режима  функционально  взаимосвязаны  между  собой, т. е.  влияют  друг  на  друга.  Режим  функционирования  играет  заглавную  роль, поскольку  начинается  с  зарождения  системы  и  заканчивается  с  её  распадом.

Функционируя,  система  одновременно  изменяется  или  в  сторону  улучшения  или  в  сторону  ухудшения.  Если  система  функционирует  нормально,  то  она  будет  развиваться,  изменяться  прогрессивно,  если  даже  её  функционирование  не    оптимально,  то  в  системе  начинают  преобладать  негативные,  деструктивные  элементы,  явления   и  субпроцессы.

И тогда  всё  зависит  от  того,  что  будет  преобладать,  какие  тенденции  возобладают.

Как  бы  мы  не  определяли  социальный  процесс,  как  бы  не  интерпретировали  его  режимы,  в  частности  и  особенно  относительно  соотношения  таких  понятий,  как  «развитие»  и  «изменение»,  он  как  понятие  фиксирует  и  представляет  в  абстрактной  форме  динамическую   сторону  социальной  системы  и  её  любых  элементов.  Подчеркнем,  не  статическую,  а  именно  динамическую  сторону  социальной  жизни  людей  любого  связанного  с  ней  явления.

2.  СОЦИАЛЬНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ:  ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ,  ФАКТОРЫ.

Социальные  изменения  - одна  из  форм  реально  и  объективно  существующего,  окружающего  нас,  людей  мира.  Это  понятие  является  конкретизацией  более  широкого,  философского  понятия – «изменение».  Это – коренное,  атрибутивное  свойство  всякой  реальности  -- реальности  вообще,  как  объективной,  впрочем,  так  и  субъективной,  как  природы,  так  и  общества.

Социальные  изменения – важная  проблема,  как  философии,  так  и  социальной  науки – социологии,  в  первую  очередь,  а  так  же  многих  других  наук,  изучающих  социальную,  общественную  жизнь  людей.

Проблема  социальных  изменений  была  основой,  пожалуй,  для  XIX  в.,  для  ХХ в., да,  пожалуй,  не  меньшее  значение  оно  имеет  и  для  первых  лет  наступившего  только  что  XXI  века.

В  XIX  и  ХХ  вв.  интерес  к  ней  был  следствием,  во-первых,  осознания  масштаба  социальных  последствий  индустриализации  для  европейских  обществ  и,  во-вторых,  понимания  значения  фундаментального  различия  между  европейскими  индустриальными  и  (неевропейскими,  главным  образом),  так  называемыми,  «примитивными  обществами».

Понятие  это  весьма  неопределенное,  достаточно  абстрактное  и  философическое.  Видимо,  поэтому  оно  не  всегда  уточняется,  определяется  и  проявляется  в  словарях,  учебниках  и  учебных  пособиях  по  социологии.

Хотя  в  учебном  пособии  Фролова  С. С.  и  говорится  что-то  о  социальных  изменениях,  никакого  определения  данному  понятию  не  дается (Основы  социологии: учебное  пособие.  М.,1997).  Не дается  дефиниции  этому  понятию  и  в  известном  социологическом   словаре  Аберкромби,  Хилла,  Тернера  (пер.  с  англ. изд.  Казанского  университета,  1997.)  Хотя  в  этом  словаре  имеется  статья  с  одноименным  названием  «социологическое  изменение».   Нет  определения  данного  понятия  в  «Общая  социология»  под  ред.  А. Г. Эфендиева  (М., 2000).  В  ней  говорится  лишь  о  культурных  изменениях (правда,  это  близкие  понятия).

Обратимся  к  тем  источникам,  в  которых  все  же  имеют  место  попытки  определить  рассматриваемое  нами  понятие  в  «Российской  социологической  энциклопедии» (общ. ред. Г.В. Осипова, М., 1999), понятию  посвящено  всего  пять строк.  Однако,  определение  ему  дается  как  раз  посредством  этих  строк.  «Изменение  социальное,  -  говорится здесь, -переход  социального  объекта  из  одного  состояния  в  другое;  любая  модификация  в  социальной  организации  общества,  его  социальных  институтах  и  социальной  структуре,  установленных  в  нем  образцов  поведения» (с.145).  Само  же  изменение  определяется  здесь  как  процесс  движения  и  взаимодействия  предметов  и  явлений,  перехода  от  одного  состояния  к  другому,  появления  у  них  новых  свойств,  функций,  отношений (там  же).

А  вот  представлено  данное  понятие  уже  в  учебнике  «Социологоя» -авторский  коллектив  А.В. Кабыща,  М.Р. Тульчинский  и  др. (М., 1995):  «понятием  социальные  изменения  обозначаются  различные  перемены,  происходящие  в  течение  некоторого  времени  в  социальных  общностях,  группах,  институтах,  организациях  и  обществах,  в  их  взаимоотношениях  между  собой,  а  так же  и  с  индивидами».

И  далее  говорится,  что  также  изменения  могут  быть  на  уровне  межличностных  отношений (семья),  на  уровне  организаций  и  институтов  (наука  и  образование),  малых  и  больших  социальных  групп,  на  социальном  и  глобальном  уровнях  (миграционные  процессы,  экономическое  и  технологическое  развитие  стран  и  т.д.)

Авторы  данного  учебника  (а  конкретнее,  автор  9-ой  главы,  Л.Н. Московичев)  замечают  при  этом,  что  «социальные  изменения  нельзя  понимать  как  вообще  любые  изменения  в  обществе:  это – изменения  не  в  экономической,  не  в  политической,  духовной  сферах  или  вообще,  а  изменения  только  лишь  в  той  сфере,  которая  является  объектом  социологии.   Это – изменения  социальных  систем,  социальной  стратификации,  социальных  процессов,  институтов,  организаций,  их  взаимодействий».

Во-первых,  тут имеет  место  повтор.  Во-вторых,  думается,  что  это  не  совсем  так.  По  крайней  мере,  потому  что  социология  изучает  социальные  системы  более  широко,  нежели  системы  представленные  какой-то  одной  из  сфер  общественной  жизни людей.  Это – наука  об  обществе  в  целом,  об  обществе  как  таковом,  а  не  только  о  какой-то  одной  части  общества  как  системы – системы  не  биологической,  не  технической,  а  системы  социальной  в  единстве  всех  её  сторон,  сфер,  уровней,  форм  проявления.

И,  наконец,  ещё  одно,  на  этот  раз  последнее  из  тех,  которые  я  хочу  привести,  понятие  «социальные  изменения»,  определение  его  В. Г. Харчевой («Основы  социологии»,  учебник.  М., 1997).  Указывая  на  то,  что  термин  «социальные  изменения»  был  введен  недавно  (ничего  себе, «недавно»!)  она  пишет: «…социальные  изменения – это   важнейшие  изменения  социальных  структур,  моделей  социального  действия  и  социальной  интеракции),  включая  последствия  и  проявления  этих  изменений  в  нормах,  ценностях,  культурных  элементах  и  символах» (с. 242).

Эта  дефиниция,  по  мнению  самой  В. Г. Харчевой  чрезвычайно  широка,  так  как  изменения,  о  которых  тут  идет  речь  относятся  и  к  человеческому  поведению  и  к  культуре  и  к  социально  значимым  символам.  Иного,  более  узкого  и  определенного  определения  понятию  «социальные  изменения»  она  не  дает.

Она  замечает, «что все (практически)  ученые,  так  или  иначе,  связывают  социальные  изменения  с  понятием  «социальные процессы».  А  процессы  эти  могут  происходить  в  любых  сферах  общества:  экономической,  политической,  нравственной  и  т.д., а их результатами являются  новые социальные  структуры,  системы, явления  и  феномены».(243)

Здесь  мы  имеем  дело  с  несколько  иной  трактовкой  понятия  «социальное изменение» сравнительно  с  той, которую  представляет  предыдущая  точка  зрения.(«Социология».Учебник. Г.В.Осипов, А.В. Кабыща и др. )

Таким  образом,  социальные  изменения  - это  процесс  перехода  от  одного  состояния  к другому  в  жизни (общественной,  социальной) людей,  с  чем  бы он  не  был  связан; процесс трансформации  одной  социальной  системы  в  другую,  какой  бы социальной (связанной  с общественной  жизнью  людей) системе  не  шла  речь;  процесс  метаморфозы  в  социальной жизни  людей  -  превращение  одной  её  формы  в  другую.

Изменение – это  действительно  процесс,  только  не  функционирования  социальной  системы (любой!), а  процесс  метаморфозы,  трансформации,  перехода  её  в  какое-то  иное (не важно какое) новое  состояние (лучшее или худшее, - опять же не важно!).

О  факторах,  движущих  силах  и  источниках  социальных  изменений.

Фролов С.С.  говорит  о факторах  социальных  изменений.  Но  ничего  не  говорит  о движущих  силах   и  источниках  социальных  изменений.  Эти  последние  термины  использует  В.Г. Харчева, рассматривая  то,  что именуется  у  Фролова С.С.  факторами.  Термин фактор  она  специально  не применяет.

Ну,  да Бог с ним.  Не так, может  быть,  это  и  важно!  Главное,  что  понимать под  причинами, которые  вызывают  изменения.  А  как  их  уж  назовем - это  другой  вопрос. Хотя,  конечно  же, было  бы  лучше,  если  бы  мы  были  более  конвенциональны, консесуальны  в  использовании различных  социологических (да, и  вообще!) терминов.  Так  мы лучше  бы  понимали  друг  друга и  быстрее  могли  бы  устанавливать  истину. К сожалению,  мы  нередко говорим  на  разных языках,  как  строители  Вавилонской  башни:  Бог  смешал  языки  строителей  -  следствие – недостроенная  башня  рухнула,  погубив  самих  строителей.  Наша   отечественная социологическая  наука   остается  недоделанной,  т.е.  недостроенной (по  крайней  мере,  пока!). И  одна  из  причин  тому - наше (социологов) общение  на  разных  языках  непонимание  друг  друга   и  как  следствие – недостаточный  уровень   развития  социологии   как  науки  и  непрофессионализм  многих   отечественных  социологов.

Итак,  С.С. Фролов  о  факторах  социальных  изменений.

К  ним  он  относит:

1) различного  рода  открытия (они  входят  в культуру  - меняется  культура - меняется социальная  жизнь  людей:  разумеется,  в  том  случае,  когда  открытия  внедряются  в жизнь, влияют  на  отношения  людей);

2) изобретения  - материальные (телефон,  компьютер  и  т.д.)

-собственно социальные (парламентаризм,  федерализм);

3) диффузия - взаимопроникновение  культур (тут  же  –  диалог  культур,  культурные заимствования  и  т. д.).

Тейлоризм  (США,  президентизм  и   т.д)

Здесь  можно,  а  может  быть,  если  следовать  своего  рода  моде  и  необходимо использовать  понятие  «инновация» (нововведение).

В. Огборн  (США)  писал  о  трех  основных  формах  социальных  эффектов  инноваций.

(1) Дисперсия  или  множественные  эффекты  одного  изобретения  или  открытия  (пример: изобретение  и  внедрение  в  жизнь  автомобиля  - что  он  с  нами  сделал?!...).

(2) Последующие  или  производные  эффекты  одного  изобретения  или  открытия (за  одним изменением  следует  другое, за  другим  третье  и  т.д., - на  примере  того   же  автомобиля).

(3) Конвергенция  или  совпадение  нескольких  влияний  различных  изобретений (автомобиль  породил  современное  производство,  разные  изобретения  привели  к  созданию  оружия  массового  уничтожения).

Теперь  немного  о  концепции  движущих  сил  социальных  изменений. В  авторском  представлении  В.Г. Харчевой (источник  уже  был  назван) Харчева  не  дает  определения  данному  термину.  Но  ясно,  что  он  означает  примерно  следующее: это  силы,  способствующие  переменам. Правда,  она  говорит  так  же  о  сдерживающих  силах – силах,  противодействующих  переменам.  Пример  из  эпохи  перестройки:  демократы  и  партократы.

В  качестве  действующих  сил  социальных  изменений   не только  люди, но  и  различные  явления,  процессы (обнищание - пауперизация;  рост  обеспеченности,  благосостояния).

Далее.  Но  основной  движущей  силой  социальных  изменений, считает  Харчева,  являются: естественные  желания,  потребности  людей (индивидов,  групп  самосохранения, воспроизводства  жизни,  потребности  в  пище,  одежде,  отдыхе  и  т.д.).

Здесь  уместно  вспомнить  так  называемый закон  возвышения  потребностей – он  выступает  как  главная  движущая  сила  поступательного  изменения (развития)  общества.

И,  наконец,  В.Г. Харчева  называет  в  качестве  одной  из  движущих  сил  социальных  изменений социальные  конфликты.  Правда,  исключительно  в  форме  представления  концепции конфликта.  Что,  дескать,  многие исследователи (К. Маркс ,Г. Спенсер, М.Вебер, Л.Гумплович, Ф.Теннис  и  др.)  в  качестве основы  социальной  эволюции  рассматривали  конфликт  .Отдавая своего  рода  дань  Р. Парку,  который  усматривал  в  конфликте  лишь  одну  из  форм  разрешения  противоречий.  Кроме  конфликта  важную  роль  в  разрешении  противоречий  играют  по  Р. Парку (и,  видимо,  с   этим   согласна   В.Г. Харчева) ассоциации  и  соревнование.

Здесь  было  упомянуто  понятие  «противоречие».  В  этой  связи  хотелось  бы  заметить,  что  конфликт – это  не  форма  разрешения  противоречия,  а  скорее  одна  из  фаз (наряду  с кризисом) развития  противоречия.   Конфликт  нередко  объясняют (толкуют),  как  обострившееся  противоречие (Пригожин А.И. « Социология  организаций». М., 1995).

И  в  продолжение  вопроса  о  концепции  «источники  социальных  изменений» того же  автора – то  бишь,  В.Г. Харчевой.  В.Г. Харчева   связывает  данное  понятие (источник  социальных  изменений)  с  действием  внешних  причин  социальных  изменений.  Среди  такого  рода  причин:

Лекция "3 Великое переселение народов и Беларусь" также может быть Вам полезна.

-  Изменение  спроса  на  рынке  труда;

-  Технологические  причины (скажем,  увеличение  числа  учреждений,  обладающих  новыми  технологиями):

-  Политические  причины (скажем,  смена  политического  курса);

-  Социальные  причины (изменение  ценностей  общества  и  др.);

-  Случайные  причины (землетрясение,  тайфун  и  т.д.).

Заметим,  кстати,  что  лишь  при  названии  данных  причин  социальных  изменений  В.Г. Харчева  пару  раз  употребила  термин  «факторы»  социальных  изменений.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее