Популярные услуги

Современные СМИ Франции

2021-03-09СтудИзба

Современные СМИ Франции



Литература:

1. Константинова Т.П. Коммунистическая печать Франции 1944-1947
гг. Лекция по курсу истории зарубежной коммунистической и рабочей пе­чати. – М., 1973.

2. Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-
2002 гг. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1990-2002. № 4-6.

3. Радиовещание и телевидение Франции (сост. В. Карелина). М., 1965.

4. Соколов B.C. Периодическая печать Франции: Учебное пособие. – СПб., 1996.

5. ШарончиковаЛ.В. Буржуазные средства массовой информации Фран­ции. Учебно-методическое пособие. – М., 1998.

6. Шарончикова Л.В. Печать Франции (1980-90-е гг.). – М., 1995.

Рекомендуемые материалы

Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:

— особенности развития современной французской прессы;

— аудиовизуальные СМИ Франции: развитие государственного и ком­мерческого вещания.

А) Печать Франции

При характеристике современной французской печати следует прини­мать во внимание следующие особенности:

— скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных
партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции);

— концентрация печати вокруг крупных медиа-групп;

— разделение изданий по территории распространения на национальные и региональные.

Идеология прессы

Еще в годы оккупации Франции фашистское Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий боль­шой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») по­шло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944—1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы лево­го толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации вла­сти монополий, в частности, и на информационном рынке.

После окончания военных действий в правительство Французской Рес­публики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католичес­кой партии Народно-республиканское движение и Французской коммунис­тической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Межпартийная борьба 40—60-х годов, происходившая в ус­ловиях серьезной социально-политической напряженности, сопровождалась жестким идеологическим противостоянием. Французское общество разде­лилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государ­ства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.

Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколь­ко групп.

Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отража­ющая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служа­щие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия.

Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Эк­спресс»).

«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Рес­публики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие по­литические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;

СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко крити­ковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (была ос­нована в 1904 г.). В 1964 г. этой газете исполнилось 60 лет. В период V Рес­публики она состояла из 5 отделов – внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации, спорта. По воскресеньям на 30 – 50 полосах выходило политическое цветное приложение «Юманите-Диманш».

В настоящее время деление французской прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Французы чаще классифицируют современ­ные издания по тематике и выделяют прессу общей или политической на­правленности, специализированную периодику (женской прессы, молодеж­ная, техническая, экономическая, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженедельники (например, «Пари матч»). Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистс­кие материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Медиа-группы

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ­лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур­налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти­пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при­ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене­дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда­тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы­пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв­ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинци­альной, в частности столичной «Монд».

Территория распространения

Если обратиться к вопросу о классификации французской прессы по территории распространения, то следует отметить, что уже достаточно давно печатные издания подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь­ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Нужно обратить внимание на то, что национальные и региональные издания весьма сильно конкурируют между собой. Порой эта конкуренция идет почти на равных. Об этом свидетельствует даже тот факт, что тираж региональной газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных национальных изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.)1.Вообще, схема распространения аудитории между регио­нальными и национальными изданиями, по мнению исследователей фран­цузских СМИ, сложилась уже давно. Отмечается, что среди бретонцев все­гда было больше почитателей местных изданий, чем среди жителей Верх­ней Нормандии (соответственно 62 и 32 %). Это объясняется тем, что Бре­тань – родина крупнейшей «Уэст-Франс», в первую очередь ориентирован­ной именно на эту провинцию. Жители соседнего с Верхней Нормандией региона – Иль-де-Франс (центром которого является Париж) – именно из-за своей «столичности» не придают особого внимания местным изданиям, предпочитая им центральные газеты2.

Учитывая опыт провинциальной прессы, парижские издания усмотре­ли в местной информации один из путей развития и стали издавать провин­циальные выпуски с местной информацией, что привело к увеличению их тиражей. В этих условиях провинциальные издания были вынуждены объе­диняться. Концентрация стала одним из законов эволюции провинциаль­ной прессы.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распростра­няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от­дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент­рации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь га­зетам общей н политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение -150 тыс., а доход от рекла­мы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качествен­ной прессе («Монд», «Фигаро»). И, наоборот, среди местных и региональ­ных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Па­ризьен»).

Б) Радиовещание и телевидение Франции

Радиовещание

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 году Мини­стерством почт и телеграфа. С первых дней существования радиовещания во Франции правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламенти­ровавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппара­те Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользо­вание радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сиг­нала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или теле­передачи, но право распространять их было предоставлено только государ­ственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции мог­ли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называе­мых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на фран­цузской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Фран­ции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андор­ра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на веща­ние довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать от­вет об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Из­вестны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас – рекламное агентство, более 50 % акций которого в 40-50-е годы XX века принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании пе­риферических станций.

По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конку­ренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами програм­мы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, ос­новное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Пе­риферические станции давали более разнообразную информацию, они при­влекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 г. РТЛ слушали 42 % французов, Эроп-1 – 34 %, а государственную Франс-Энтер – только 24 %3. В последующие годы технические усовершенствова­ния, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 г. она имела самое большое число слушателей.

В 1974 г. государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) – служба иновещания.

Франс-Энтер – программа общей информации. Она содержала выпус­ки новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонент­ной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требования­ми децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, ко­торые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуж­дено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 70-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостан­ции.

Франс-кюльтюр – станция, специализирующаяся на культурной тема­тике, Франс-мюзик – музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 г. начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла геогра­фию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточ­ного региона.

К 1983 г. государственные национальные станции охватывали вещани­ем всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые рань­ше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финан­сирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекла­му. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансиро­вания, иногда в обход закона.

В июле 1982 г. были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным стан­циям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского ра­диовещания появился новый сектор – местные частные радиостанции.

Уже к концу 1983 г. можно было констатировать, что местные частные радиостанции привлекают все большую аудиторию. Они привлекали слу­шателей качеством звучания передач, отсутствием рекламы (значительная часть французов не одобряла рекламу на радио). Сказывались и социальные изменения – обществу требовалась более индивидуальная, специализиро­ванная информация. Однако станции получили разрешение на существова­ние без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность пе­редатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тыс. фр. Это, конечно, недостаточная сум­ма, поскольку известно, что самый скромный бюджет такой станции требо­вал 500 тыс. фр. в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандарт­ные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту мож­но было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие орга­низовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестива­лей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пласти­нок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли суще­ствовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот пере­ход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радио­станции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 г. в «Журналь Оффисьель» был опубликован закон, разрешивший им передавать рек­ламные объявления.

Таким образом, с начала 80-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания – государственная и ча­стная.

Телевидение

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно мед­ленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи»4. Со временем охват аудитории и объем веща­ния значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %»5.

В 1964 г. было создано Управление по радиовещанию и телевидению -ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров на­значал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

В августе 1974 г. ОРТФ было реформировано. Были созданы 7 компа­ний. Четыре из них – это общества, занимающиеся распространением пере­дач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании – по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) – обслуживание технических инфраструк­тур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) -непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств – исследование радио и телевидения.

Таким образом, к началу 80-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 г.), ФР-3 (появился в 1976 г.). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 г. появи­лось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 г. вступила в строй четвертая программа телевидения -Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французс­ком телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные бан­ки и агентство «Гавас» имело возможность ее контролировать. Владельца­ми первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и небезызвестный итальянский магнат Сильвио Берлускони.

В начале декабря 1985 г. был обнародован контракт о сдаче в концес­сию пятого общенационального французского телевидения, который так­же являлся частным.

1 марта 1986 г. во Франции начала вещать еще одна частная программа— Шестая программа, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телеви­дения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Фран­ции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 г. ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 80-х годов стал доминировать ча­стный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех час­тных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

Вместе с этой лекцией читают "Основные типы данных".

В последние годы французское государство стало уделять больше вни­мания государственной поддержке телевидения. В частности, в парламенте в конце 90-х годов шло бурное обсуждение законопроектов об электронных средствах массовой информации. Предложения законодателей заключались в ограничении коммерциализации телевизионных каналов. В частности, предлагалось вместо 12 минут в час, отведенных на рекламу на государ­ственных каналах, установить лимит времени в 8 минут. Говорилось о том, что в порядке компенсации из бюджета должны выделяться дополнитель­ные финансовые средства на развитие государственных электронных СМИ. Предусматривалось также создание государственного холдинга, объединя­ющего все государственные программы.


[1] См.: Шарончикова Л.В. СМИ Франции. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2000. № 5. С. 85.

[2] См.: Тихонова Ю.В. Средства массовой информации Франции в 1998 году. Региональная пресса. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 1999. № 5. С. 54.

[3] Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции. Учебно-методическое пособие. – М., 1988. С. 6.

[4] Там же. С. 5.

[5] Там же.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее