Тематические особенности журналистских произведений
Тема №2. Тематические особенности журналистских произведений
1. От факта к ситуации. Виды ситуации.
Любая жизненная ситуация склад-ся из множ-ва фактов и связана с множ-вом проблем. Определяя проблему мы определяем угол зрения на рассматриваемую ситуацию. При каждом изменении угла зрения неизбежно меняется состав фактов, отбираемых ж-том. В фокусе его внимания оказ-ся прежде всего те факты, которые связаны с избранной проблемой. Т.о.выбор фактов опред-ся решаемой проблемой. Факт - это действительное реальное мобытие или явление. Жур-т всегда находится в поиске новых фактов. Факт реальности нельзя рассматривать один сам по себе. Если он будет изолирован из системы существенных связей тогда сознание читателя может включить его в систему др.связей: несущественных или малосущественных. В рез-те в сознании формир-ся картинка искажающая действительность. Из этого вытекает проф.требование к ж-там: даже если есть намерение рассказать об отдельном факте необходимо увидеть и проанализировать его в связи с другими, к-рые совместно с ним характеризуют данный фрагмент действительности, т.е.изучить ситуацию. Ситуация - это совокупность связанных между собой фактов,характеризующих положение на объекте в том или Ином отношении .
Ситуации различ-ся:
по величине т.к. различ-ся по величине,характеризуемые ими объекты;
по времени - ситуации текущей реальной действительности,ситуации вчерашнего дня,ситуации прошлого. Различают ситуации статичные (хар-зуют конкретный момент в жизни объекта) и динамичные (хар-зуют процесс развития объекта);
по переживаемой объектом ступени развития его ведущего противоречия - в основе развития мира лежит закон единства и борьбы противоположностей, это диалектическое противоречие в своем развитии проходит 3 ступени:
1 ступень - зарождающееся противоречие практически незаметно, оно сущ-ет пока как равнодействие противоположностей. Объект выглядит спокойно и благополучно.
Рекомендуемые материалы
2 ступень - противоречия заявляют о себе и поляризуются,возникают столкновения и объект перестает быть благополучным.
3 ступень - обострение противоречий, что приводит к конфликту противоположностей,на этой ступени объект может испытать серьезное потрясение,к-рое в общественной жизни проявляется либо как трагедия, либо как драм.конфликты или как абсурды социальной практики.
При решении противоречия наступает качественно новое состояние объекта, либо более высокой стадией его развития или падением регрессом.
10.02.09
В соц.действительности нарастание противодействия противоположностей переживается людьми как реальные трудности, из к-рых надо найти выход или как задачи требующие решения. Эти задачи обозначают понятием "проблема" (с греч. Задача). Поскольку объект может испытывать влияние многих противоречий, необходимо выделять самое существенное из них, т.е.ведущее. В соответствии с 3-мя ступенями развития ведущего противоречия можно выделить 3 типа ситуации:
1. Позитивная (I ступень)
2. Проблемная (II)
3. Аномальная (конфликтная, абсурдная, анекдотическая).
2. Варианты ситуации в жур.произведениях
По величине они м.б.:
· Локальные (из жизни отд.ч-ка, семьи и коллектива)
· Глобальные (кризис в отношениях ч-ка и природы)
По времени:
· Статичные и динамичные ситуации текущей R-ной действительности, т.е.сегодняшние ситуации
· Ситуации вчерашнего дня, к-рые даются, как правило для того, чтобы лучше понять ситуацию сегодняшнюю
· Ситуации из далекого прошлого. Обращение к ним чаще всего вызвано потребностью заполнить белые пятна, к-рые становятся помехой для глубокого понимания настоящего
Но:
К какому бы t ситуации не относились, они всегда из R, т.е.R-ная конкретная ситуация (РКС)
По переживаемым объектам ступени развития его ведущего противоречия:
Все вышеперечисленные ситуации м.б.всех 3-х типов: позитивная, проблемная и аномальная.
Но РКС это только одна составляющая тема жур.произведения.
3. Масштабная общественная проблема (МОП), как компонент темы жур.произведения.
2-ой составляющей темой жур.произведения явл-ся МОП, через к-рую рассм-ся РКС. Рассказывая об отд-ном случае ж-т выбирает для отражения назревшую в нем проблему, т.е. рассматривая отдельный локальный материал, он касается трудностей общих для многих и поэтому более или менее локальная ситуация становится общезначимой и общеинтересной. В этом состоит секрет актуальности жур.txt. Публикация тогда будет актуальной и вызовет большой резонанс, когда ж-т увидит связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой.
Отношения РКС и проблемы м.б.разные:
1. РКС может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими,а так же использованное для этого средство. В этом случае она дает основание для сообщения о полученном опыте и в рез-те появл-ся "положительный" материал.
2. РКС может нести в себе проблему и быть ее проявлением. Тогда она становится источником нового знания о проблеме, о породивших ее причинах, ее воздействиях на окружающую действительность и поиски путей решения. Это явл-ся предметом проблемно-аналитических выступлений
3. РКС может проявлять конфликтный или абсурдный хар-р своевременно неразрешенной проблемы и тогда она стан-ся поводом для урока, анализа этих последствий и оценки поведения людей в непростых обстоят-вах жизни в этом случае появл-ся острокритические публикации в т.ч.в сатирической форме.
Тема жур.произведения имеет устойчивый признак:
15 - Спинной мозг - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Она всегда есть РКС,восходящая к масштабной общественной проблеме, в этом проявл-ся главная семантическая особ-ть жур.txt.
Т= РКС/МОП
(Т - тема = взаимоотношению РКС и МОП)