История развития учения о святом духе
История развития учения о святом духе.
Доктрина сильнее развивается, когда бросается вызов традиционной мысли.
Поэтому важно взглянуть, которые были мысли в разные исторические периоды.
I. В ранний церковный период о Духе Святого говорилось, в основном, как об авторе Библии.
û “Библия, написанная Духом Святым”, - Ориген.
û “Авторы Библии были завернуты Духом Святым”, - Филон Александрийский.
û “Авторы Библии были в экстазе и Дух Святой дул в них, как в дудку”, - апологет Афинагор.
û Большинство отцов церкви не исключали активной ролы авторов, Дух Святой был, как стимулятор и оберегал от ошибок, напр. Августин.
II. К конца ІІ ст. Выросшее внимание к Божественности Святого Духа.
a. “Пока живой Бог, Господь Исус живой и Дух Святой живой...”, - клятва Климента Римского.
Рекомендуемые материалы
b. Тертулиан называл Святого Духа Богом, подчеркивая, что в Него одна сущность, которая и в Отца и Сына.
c. Павел Самосатский говорил о Духе Святом, как о благодати, которая выливается от Отца.
d. Ириней в ІІ ст. выражал Духа, как черта Бога, который выражает Его мудрость.
e. Ориген говорил: “Это самое чтимо существо, которое вызвано к жизни Отцом через Сына”. Он четко разграничивал Троицу говоря, что Отец, по сути, настолько высший за Сына и Духа Святого, так, как Сын и Дух Святой от обычных существ, или больше.
f. Божественность Духа Святого связанное с доктриной Божественности Сына по сколько:
... Сын родившийся от Духа Святого.
... Если есть второе лицо Божества, то почему не может быть третьей?
g. После Оригена Дух Святой держался с достоинством, но Его статус оставался не ясным.
h. Арий говорил о Духе Святом, как об один из Ипостасей, но очень отличии от Отца и Сына.
i. Евсевий Кесарийский говорил в Духе, как в третьем по рангу, третью силу, третий высший порядок.
j. Трописты (от слова “тропик”, занимались фигуральной экзегетикой Писания) считали, что Дух -создание, вызванное к жизни из ничего. Они считали Его ангелом, высшим по рангу. (В доказательство приводят тексты Ам. 4,13; Зах.1,9; 1 Тем.5,21; )
k. Афанасий заявил в полной Божественности Святого Духа, равного с Отцом и Сыном. Его аргументы:
... Дух входит в Троицу.
... Троица вечная и нераздельная.
... Дух единый с Сыном, как Сын единый с Отцом.
... Дух божественный, по сколько Он делает нас “соучастниками Бог”, - 1 Кор.3,16-17, Он делает нас Божьим храмом. Поэтому Ему принадлежит отдавать такое, уважение, как Отцу и Сыну.
l. Григорий Назианзин (380 ч) писал: “Одни считают Духа Святого какой-то силой, другие считают Его созданным, третьи видят в Нем Бог. Через неопределенность Писания много кто отказываются принять решение. Даже те, кто считают Духа Богом одни держат это при себя, другие заявляют об этом открыто, третьи признают божественность Троицы в разных степенях”.
m. Духоборцы не признавали полной божественности Святого Духа, однако Василий (их богослов) писал, что Ему принадлежит отдавать такое уважение, как Отцу и Сыну.
n. Монтан в ІІ ст. заговорил иными языками и стал пророчествовать... Он говорил, что через него говорил Дух Святой.
... Монтана и двух сестер называли представителями Святого
Духа.
... Вон объявил грехом повторный недостаток,
... ставил акцент на высоких моральных нормах жизни.
... Самым выдающимся последователем монтанистов был Тертулиан.
... Подобными были новатиани, хотя они меньше уделяли внимание
предсказанию.
o. В средние возрасты в Духе Святого говорилось мало. И важно то, что филиокве включено в символ веры.
p. Реформация что-то особого не внесла.
q. Кальвин говорил, что божественное происхождение Писания досказывается не церковью, как утверждают католики, а внутренним свидетельством Святого Духа.
... Он говорил, что Его свидетельство выше за ум.
... Сначала Дух Святой надышал авторов, а теперь свидетельствует нам,
что это Бога Слово. Он говорил,
... что Дух Святой открывает не новые истины, а разъясняет уже
написанные.
r. Джон Весли Духа Святого понимал в контексте освящения.
... он говорил, что это проходит мгновенно, что пятидесятники назовут позднее крещением.
III. В 18-19 ст. Интерес к Святому Духу и церкви надолго упал через разные
причины:
... Схоластика Филиппа Меланхтона,
Авторитетом стало слово без Духа.
Сутью религии стал догмат, а не опыт.
... Рационализм.
Человеческий ум - высший авторитет.
... Романтизм. (Фридрих Шлейєрмахер).
Центр внимания сместился вот догматов к чувств.
Они считали, что Дух Святой это основа единства
христианского братства, как морально -
ответственной формации.
IV. В конце 19 ст. В некоторых кругах лицо Святого Духа было
выдвинутая на первое место.
Вам также может быть полезна лекция "21 Средняя Азия".
… В 1896 году в библейской школе Чарльза Пархама одна
студентка получила крещение Святым Духом с признаком
иных языков, исцелений и изгнание демонов.
... В 1906 году пятидесятництво вспыхнуло на Азуза - стрит в Лос-Анжелес.
... Потом распространилось по всей Америке и вторым странам, ... В Европе особенно началось из Скандинавии.
û В начале 50 лет крещения Святым Духом с признаком вторых языков стало распространяться в епископальной, лютеранской, католической и др. церквях.