Предстояние пастыря пред богом вообще
4. Предстояние пастыря пред богом вообще.
В объективном смысле предстояние пастыря пред Богом, как переживание (вживание) начинается с студенческих лет, то есть, с момента поступления в духовную школу. Мы идем от широкого понятия предстояния к специальному[1]. Пастырь призван постоянно предстоять, ходить, жить пред Богом и в Боге. Это предстояние обеспечивает ему благодать хиротонии. Поэтому "затемнение или частичная потеря благодати хиротонии - страшнее всего на свете", - так говорит знаменитый пастырь-подвижник Х1Х-го века схииеромонах киевский Парфений [2].
Процесс пастырского вживания как таковой, надо полагать, начинается у пастыря далеко еще до хиротонии. У некоторых он стимулируется с самого детского возраста (Лк. 2, 49). Но особенно он принимает свое конкретное выражение в духовной школе. Отсюда акт молитвенного предстоятельства пастыря пред Богом мыслится как многолетняя психологически-нравственная подготовка и вместе пожизненный пастырскнй подвиг. Это условно принимаемая терминология пастырского предстояния в широком смысле, тогда как по принятии хиротонии предстояние мыслится более специфически, т.е. в специальном смысле. Как в творческом акте рождения света Творец идет от общего к частному (в первый день Он создал световую материю, а в четвертый специальные светила, Быт. I, 3-14), подобно этому и "рождение* пастыря.
Наименование пастыря "предстоятелем", столь употребительное в первые века христианства, весьма характерно выражает идею пастырского призвания.
Если все христиане призваны "ходить" пред оком Божьим, то пастырю это "хождение" и непрерывное предстояние пред Богом должно быть свойственно по преимуществу.
Слово "стояние", предстояние пред Богом имеет свою глубокую древность. Так, при явлении Бога (Святой Троицы) Аврааму у дубравы Мамре, Авраам "стоял пред лицом Господа" (Быт. 18,22).
Моисею пред Синайским законодательством было сказано:
«Изыди утром на гору Синай и предстань предо Мною там на вершине горы» (Исх. 34, 2). И предстоял Моисей сорок дней и ночей пред Богом на Синае, пока не написал на скрижалях Слова Завета (Исх. 34, 28). С тех пор изречение "войти на гору Господню и стать пред Богом" стало употребительным, выражая собой глубокое молитвенное обращение к Богу с предварительным внутренним покаянием и очищением.
"Кто взыдет на гору Господню и кто станет на святом месте Его", - молитвенно взывает пророк Давид и отвечает: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто...» (Пс.23,3-6).
Рекомендуемые материалы
Предстояние пастыря пред Богом следует рассматривать в иироком смысле, а также в специальном.
а. Предстояние пастыря пред Богом в широком смысле[3]
Предстояние пастыря пред Богом в широком смысле осу-ществляется всей жизнью пастыря: детство, юность, студенческие годы, работа на приходе, за штатом и до дня кончины. Пастыреначальник Христос мыслится Пастырем не только в течение трех с половиной лет Своего служения, но гораздо шире: от Вифлеема до Голгофы. Точно также и пастыри, Его служители. Вся жизнь их, от рождения до кончины - пастырство в широком смысле, жертва Богу, предопределенная от века (Гал. 1,15).
Еоли даже пастырь до официального пастырства (до хиротонии) проводил жизнь не Богоугодную или даже по хиротонии, послуживши, он оставил священство, он все же в плане Божественного домостроительства (провиденциально) мыслится как пастырь[4].
«Кого Он предузнал, тех в предопределил быгь первородными между братиями..., кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим. 8, 28).
О себе святой Апостол говорит, что Бог избрал его от утробы матери его, хотя он потом и "терзал" Церковь Божию, гнал и бросал в тюрьмы её служителей (Гал. I, 13).
"Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его?" (Иер. 23, 24).
Учение Евангелия открыло ещё более глубокую тайну общения Бога с человеком и человека с Богом. Бог "недалече от единого коегождо нас суща, знает сокровенная сердца человека (Деян. 17, 24, 26-28).
Таким образом, понятие "предстоятельства" в широком смысле есть ничто иное, как целожизненная жертва человека Богу, всецелое его бытие, предизбранное Богом на служение ближним. Начало этого "предстояния" - детство, отрочество (Лк. 2, 42-49), юность (подготовка к духовной школе), средина - официально-благодатный практический пастырский подвиг непосредственно на приходе- конец "предстояния" - блаженная кончина и достойная награда, по слову св. Апостола: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды" (2 Тим. 4,7-8).
б. Цель предстояния.
(Единение. Ин. 17,11).
Жизнь и подвиги святых угодников Божиих убедительно говорят о единении, Богообщении, об этой новой жизни на земле с Богом. Сущность общения человека с Богом удивительно ярко раскрывается у св. Иоанна Дамаскина. «Тело и Кровь Христовы, - говорит он, - входят в состав нашей души и тела, но не истощаются, не истлевают и не извергаются вон... Оно называется «общением», так как через Него мы соединяемся со Христом».
Спрашиваетея, на чем основывается такая близость человека к Богу, его причастность Божественной жизни? Она основывается на духовной природе человека, созданного по образу Бога (Быт. 1,27), вдунувшего в лицо человека дыхание Божественной жизни (Быт. 2,7).
Истинная жизнь и есть Божественная жизнь - Богообщение. Она возгорается там, где есть задатки этой жизни. Нужна лишь искра к этому загоранию, воспламенению. Неудивительно, что от Христа Спасителя, как лучезарного источника Божественной жизни возгоралась всюду эта жизнь, где бы Он ни появлялся и что бы Он ни делал.
Перед нашим духовным взором встают один за другим все эти евангельские образцы исцеленных и спасенных Христом - Мария Магдалина, кровоточивая, мытари, расслабленные, блудницы, разбойник на кресте, сотник при Кресте и другие. Все они воспрянули к новой, святой жизни через общение со Христом, через приобщение к Его Божественной жизни.
Пастырь духовно воспринимает Христа так же, как воспринимали Его современники - видит в Нем полноту новой, совершеннейшей, Божестаенной жизни. И у него горит и трепещет сердце от ощущения этой вожделенной полноты жизни во Христе.
По своему званию как предстоятель пастырь призван не только к приощению самого себя к Божественной жизни, то есть к личному спасению, но и к спасению других. Пред Богом он будет держать ответ преимущественно за то, что он сделал для спасения своей паствы.
Следовательно, цель предотояняя - Богообщение, свое личное и своих чад духовных.
Кто ему помогает в этом великом деле? Конечно Тот, Кто Сам спасал и спасает всех, с верою к Нему притекающих. В отличие от Спасителя пастырь сам не спасает, он может спасать только силой Божией. Точнее, он может помогать всякому верующему человеку достигать спасения через приобщение его к благодатной киэни Церкви Христовой.
Являясь предетоятелем пред Богом за себя и за народ и соединяя людей с Богом, пастырь достигает этого через целый ряд страданий.
Раскрывая слова Христа «яко посла Мя Отец и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), святой Иоанн Златоуст так перефразирует их: "Я послан был пострадать за мир, вас посылаю, чтобы украсить Вселенную вашими страданиями". И дальше продолжает: "Так как смертная природа их сама по себе не имела сил возвыситься до подобия Господу, то Спаситель "сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят" (Ин. 20, 22)[5].
Следует различать двоякого рода страдания. Одни возникают в борьбе с личным грехом, соблазнами, искушениями собственной плоти и окружающего мира. Эти страдания личные в собственном смысле, ибо возникают из борьбы с собой и переносятся ради собственного спасения.
Другие страдания переносятся ради других во имя Христа, ради выполнения Его заповеди о любви: "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин, 15, 12).
Этой заповедью Христос призывает нас подражать Ему. Если Он, любя нас, отдал за всех нас жизнь Свою, то и мы призываемся отдавать жизнь свою "за друзей своих" (Ин. 15, 13).
Указанные страдания во имя любви к ближним - высшие страдания (Лк. 9, 23), по сравнению с первыми страданиями. Пастырь стада Христова призван я тому и другому страданию. Как нельзя ему не предаваться подвигу борьбы с греховными склонностями своей природы, так и нельзя быть и в стороне от страданий, скорбей и нравственных мучений, переживаемых его паствой. В этом сугубом двойном подвиге он не одинок. Ему помогает благодать Божия (Ин. 20,22). Ему помогает Тот, Кто Сам нес тягчайший Голгофский Крест, и вновь, и вновь дает Себя, Свою Плоть и Кровь для теснейшего духовно-благодатного общения с Собой, для облегчения пастырского крестоношения.
Ни в чем пастырь так не нуждается, как в этом постоянном общении со Христом. Христу он призван сострадать, в смерть Его причащаться (I Кор. II, 26), носить "мертвость" (2 Кор. 4,10), "язвы" Его на теле своем (Гал. 6,17), чтобы "исцелиться" ранами Его и соединиться с Ним, вместе соединяя с Богом и своих пасомых.
Поэтому пастырь и знать ничего не должен так, как Христа,"и притом распятого " (I Кор. 2,2). И хвалиться ничем так не должен, как "только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для него мир распят, и он для мира" (Гал. 6,44).
У Креста Господня гаснут и меркнут его страсти и входит в душу благая мудрость Христова в решении всех вопросов пастырского служения. Поэтому цель предстояния пастыря пред Богом есть умственное, неотступное предстояние его пред Годгофским Крестом Спасителя. Здесь именно он должен искать решения вопроса о существе пастырства и жизненном жребии своего служения.
Предстояние пред Распятым - это не афоризм, не символический жест обобщающей мысли, а та живая реальность, о которой с особой силой и настойчивостью говорит апостол Павел: "Истина заключается в том, что пред вашими глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый" (Гал. З, I).
Пред этим Распятым призван всю жизнь предстоять благодатный дух нашего пастыря. Где бы пастырь ни был: в храме, дома иди в дороге, - его дух призван предстоять в одном и том же месте - у подножия Распятого, черпая здесь благодатные силы для своего крестоношения.
Сам, таким образом, неразлучно мысленно пребывая пред Крестом Христа Спасителя, наш пастырь дает этим прекрасный пример своим пасомым. Молитвенно соединяя их со Христом, он научает их самым делом жить, ходить, предстоять душой пред живым Богом и Им окрыляться до высоких степеней духовного совершенства[6].
Если щель предстояиия - единение с Богом себя и других, и оно достигается в какой-то мере пастырем в широком "объективном" служении, то насколько совершеннее, реальнее, непосредственнее достигается это единство с Богом в специальном, "субъективном" предстоянии пастыря пред Престолом Божиим!
Лекция "23 Культура Киевской Руси" также может быть Вам полезна.
[1] Как и понятие «священства» идет от широкого к частному или от духовного к иерархическому (Исх. 19,6; 1 Петр. 2,3-5; см.: В. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904, с. 37).
[2] Е. Поселянин. Русские подвижники XIX века. СПб., 1900, ч. 2, с. 197.
[3] О предстоянии пастыря пред Богом в специальном смысле см. в главе 2 настоящих лекций.
[4] Исх. 19,6; 1 Петр. 2,3-5; Рим. 8,28-30; Лекции по Пастырскому богословию архим. Тихона, т. 2 (О предыизбрании), 1967; с. 175 (Машинопись); проф. В. Экземплярский. О сущности священства. Киев, 1904, с. 37.
[5] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 7. СПб., с. 665.
[6] Св. Патриарх Алексий. Пасхальное послание преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Йеркви. М., 1966, с. 2.