Отношение пастыря к внешнему миру
Отношение пастыря к внешнему миру
Согласно изложенному (Рим. 13) учению святого апостола Павла, власть - от Бога, цель власти - поддерживать добро и преграждать зло. Потребность власти вызывается самой природой одушевленных созданий и особенно разумных. История свидетельствует, что никогда не было на земле общества, которое обходилось без власти. Моменты безвластия, анархии, случавшиеся в жизни общества, обыкновенно несли с собой расстройство, разорение.
Цель и назначение государственной власти в общем совпадают с целью и назначением Церкви. Конечной своей целью Церковь также имеет борьбу со злом, ослабление зла и поддержку, умножение добра. Разница между устремлениями Церкви и государственной власти состоит лишь в том, что Церковь имеет в виду преимущественно духовную сторону человеческой жизни и среди многих своих задач ставит высшей задачей преображение человека, приготовление его к небесной жизни, хоть она не оставляет без внимания и земной стороны человеческого существования со всеми ее мирскими нуждами; государственная же власть ставит своей целью земное устроение и духовными запросами граждан занимается постольку, поскольку внимание к ним и удовлетворение их необходимы для достижения ее основной цели.
Сходные свои цели Церковь и государственная власть осуществляет каждая своими средствами (С. Булгаков. Два града, т. 2. М., 1911, с. 307). Преимущественные средства Церкви: молитва, слово назидания или обличения, благодатная помощь.
Преимущественные средства государственной власти: сила, меч, не исключающие, однако, и морального воздействия.
Есть более тонкое различие между Церковью и государством. В государстве личность отдельного гражданина в какой-то степени меркнет пред громадой народа: народу принадлежит будущее, а всякий отдельный гражданин представляет преходящую частицу целого, которая со своей смертью обычно отходит и, в сущности, в большинстве случаев, теряется.
В Церкви же является бесценной каждая человеческая личность, как носящая в себе образ Божий и предназначенная к вечной жизни. В государстве, прежде всего, - служение народу, а потом уже отдельным личностям; в Церкви же Божией прежде всего - спасение личностей, а в них и чрез них - спасение и всего народа.
Из сказанного видим, что общего у Церкви и государства много, разное же у них не таково, чтобы их совсем разделять или ставить в немирные отношения.
Церковь и государство - естественные союзники, объединенные единством цели. Государственная власть не может поэтому не дорожить Церковью, как воспитывающей, духовно культивирующей силой; Церковь, в свою очередь, не может не относиться положительно к государственной власти в осуществлении последнею ее высоких задач, как и не может в нужных случаях не пользоваться ее помощью и поддержкой. Практически Церковь выражает свое положительное отношение к власти своими постоянными молитвами за нее (1 Тим. 11,2).
Рекомендуемые материалы
Сказанным в достаточной степени определяется отношение пастыря к власти и ее носителям. Пастырь обязан признавать и исповедовать необходимость власти в человеческих обществах. По заповеди Апостола (1 Тим. 2,1-3), он должен и молиться за носителей власти.
Пастырь, однако, как Божий служитель, обязанный всегда защищать истину и содействовать добру, должен быть одинаково свободен как от ненужного противления власти, так и от приниженного раболепства пред нею.
В отношении власти пастырь должен помнить, что она есть «орган Божественного мироправления» (Проф. Н. Суворов. Учебник Церковного права, изд. 2. М., 1902, с. 462)., а отсюда и следует его отношение к ней.
Вместе с этой лекцией читают "Лекция 11".
Позиция Церкви к государству выражена в Декларации митрополита Сергия, заместителя местоблюстителя патриаршего престола, от 28 мая 1926 года (РПЦ, изд. Московской Патриархии, 1958, с. 10).
Что касается форм государственного управления, то они по существу не могут служить причиной расхождения между Церковью и государством. «Церковь, - говорит проф. Павлов, - имеет неизменное в своих основаниях устройство, тогда как устройство государств есть продукт истории; следовательно, Церковь не имеет никакой политической цели» (Проф. Павлов. Курс канонического права. ТСЛ, 1902, с. 491).
Об отношении Церкви к государству хорошо сказано и в Резолюции Конференции всех Церквей 1952 года:
«Мы верующие люди, - говорится в этой Резолюции, - участвуем в жизни страны, как в борьбе за мир, не только своим трудом и примерным исполнением гражданских обязанностей, но и своей верой в победу добра над злом, в конечном торжестве Правды и мира на земле. Эта вера является для нас источником усилий, постоянно направляемых на преодоление человеческого эгоизма, в котором коренятся распри, разъединяющие людей» (Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР. ТСЛ, 1952, с. 64).
Относительно выбора той или иной формы государственного управления следует сказать, что право выбора принадлежит абсолютно воле народа. Прекрасный пример для отношения Церкви к данному вопросу дан в Ветхом Завете: просьба евреев о поставлении им царя была противна и Господу и пророку Самуилу. Но так как воля народа была непреклонной, Господь сказал Самуилу: «Послушай голоса их и поставь им царя», и Самуил поставил (1 Цар. 8,4-22; 10,1).
Пастырь должен быть отцом, другом для всех. Для него «несть еллин, ни иудей», для него не должно быть ни близких, ни чужих, для него все свои, и он для всех - свой. У пастыря царственная задача - всех примирять, объединять, за всех молиться и приводить в одну великую семью к Отцу Богу, Емуже слава и держава во веки.