Объективная и субъективная сторона пастырского учительства
З. Объективная и субъективная сторона пастырского учительства
...(их же проповедь • Троица Единосущная).
а. Объективная сторона пастырского учительства.
Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос, посылая святых Апостолов, а в лице их и всех пастырей на всемирное пастырское служение, сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мф. 28,19).
Вот то "Имя", которое Спаситель, по словам Его Перво-священнической молитвы «открыл человеком» (Ин. 17,6). До Христа Спасителя мир не ведал этого Имени. История религий дохристианского периода свидетельствует, как человечество в национальностях и поколениях, в веках и тысячелетиях блуждало в отыскании этого Имени. Как оно было несчастно и страдало без этого Имени - истинного живого Бога.
Поклонение твари вместо Творца было уделом языческого мира. Обожествление природы (натурализм) и человека (антро-потеизм), обожествление небесных светил (сабеизм), животных (зоотеизм), амулетов из камней и чурбанов (фетишизм) , - вот чем человечество до Христа Спасителя замещало Божеетвенный идеал в своей духовкой жиэни. Это спасительное и спасающее Имя - Отец, Сын и Святый Дух, впервые "в последок дней" (Евр. 1.1), по выражению святого апостола Павла, открыто миру Христом Спасителем.
Святой апостол Евангелист Иоанн Богослов благовествует: "Слово было у Бога и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеком" (Ин. I, 1-4).
В словах и событиях земной жизни Пастыреначальника мы имеем из повествований евангелистов многочисленные места и моменты, когда пастырство Христа Спасителя открывало спасительное имя Божие "человеком" (в лице апостолов в прочих последователей).
Рекомендуемые материалы
Крещение, Богоявление, Преобржение» Первосвященническая молитва, Гефсимания, Голгофа, посольство апостолов на всемирную проповедь, благовестие святых апостолов, исповедание святых мучеников, богословие первых семи веков периода Вселенских Соборов, святоотеческая и позднейшая письменность... «ихже проповедь», по выражению песнопения из пастырской хиротонии, "Троица Единосущная".
Идея проповедания Единосущной Троицы говорит о себе во всех Символах и обрядах нашего исповедания. Сложение перстов в крестном знамении, в благословении священнослужителей, иерейское, архиерейское тройное "аллидуиа" и прочее.
0тца славим, Сына превознесем, Бо.жественному Духу поклонимся, - вот то, чем должна быть насыщена проповедническая настроенность пастыря-учителя в П|равославной Церкви, без чего он не может в своей душе оставаться пастырем и на одну минуту, в своей пастырской личной и общественной жизнедеятельности, в своем учительстве народу.
Пастырь Православной Церкви, по учению Слова Божия, есть страх, поставленный от Небесного Отца (Ин. 10, 26-29). Продолжатель дела искупления, избранный посланник Христа и орган Божественной благодати, "немощная врачующей и оскудеваемая восполняющей".
"Святым Духом вояка душа живится... светлеется Тройческим единством..."
Отец - бесконечный идеал совершенства: "будьте совер-шенны, как и Отец ваш Небесный" (Мф. 5. 48).
Сын - конкретный (т.е. действенный, осуществленный в земной человеческой жизни), наш идеал. Он есть "Сын Божий" и "Сын Человеческий". "Видевый Меня видел и Отца Моего".
Дух Святый - сила возрождающая в "пакибытие" и "создающая11 новую тварь во Христе. "Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10,19; 11, 16,13).
«Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров иой - Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе» ; в этих кратких словах церковной и домашней молитвы реально выражена вся обьективная сторона учительской деятельности пастыря.
Объективная сторона пастырского учительства тесно связана с субъективной стороной деятельности пастыря.
б. Субъективная сторона пастырского делания (Новая тварь во Христе)[1].
Если объективною стороною в жизнедеятельности пастыря-учителя является изречение Пастыреначальника: "идите, научите все народы" (Мф. 28,19), то субъективная сторона его жизнедеятельности выражена словами святого апостола Павла:
Кто во Христе, тот - новая тварь... "Во Христе Иисусе ничто не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.." (2 Кор. 5,17, Гал. 6,15).
Спасение христианина не есть дело внешне воспринимаемое, как у рационалистов, одним познанием, как факт объективный. Оно должно быть делом глубоко внутренним, субъективным, воспринятым душой и сердцем.
"Ветхий человек" греховный от первого Адама преобразуется в "Нового человека", благодатного от второго человека Адама с небеси - Христа»
Здесь иастырь имеет дело с внутреиним, психологическим процессом, именуемым в пасторологии тремя научными богословскими терминами: возрождение, обращение, освящение.
Возрождение
снова рождение, второе рождение.
"Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия
Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3,5).
В этих словах Спасителя открыто значение и сила тайны второго рождения для новой твари во Христе или, что то же, возрождения. Инициатива творчества новой твари, как и в начальном первом творении человека, принадлежит Слову. Как при плотском рождении человек рождается к жизни и получает возможность (потенцию, базу) проявления сокрытых в нем индивидуальных, личных дарований, так и в таинстве Крещения христианин приобщается к жизни со своим Творцом-Богом и получает от Него благодатные силы к новой, духовной, нравственной жизни во Христе.
Крещение - это привитие к сокам жизни Божей, личности ко Христу.
Обращение
Если возрождение есть акт Божественный, то обращение есть акт человеческий. Христианин в крещении получил благодатные силы для новой жизни во Христе. От самого человека, наделенного Творцом свободной волей, зависит теперь использовать полученные благодатные дары и проявить их в своей жизнедеятельности или заглушить их и, таким образом, полученный от Бога талант зарыть в землю, не использовав его в жизни. По выражению одного из отцов Церкви, Бог оотворил человека без человека, а спасти человека без человека не может, и это потому, что Бог не изменяет и лишить человека дарованной свободы не хочет.
«Помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же
Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6,3), - так читается "апостол" при Крещении.
В лице праотца Адама человек в своем жизненном историческом пути отвратился от Бога и стал служить греху, подпав под власть диавола.
Теперь весь жизненный путь христианина должен быть отвращением от сатаны и обращением ко Христу. Обращение от темного запада к востоку - Солнцу Правды (Петр. 2,9), что весьма образно выражается в обряде отречения от сатаны и всех дел его при совершении таинства Крещения. Об этом же красноречиво говорит притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-31). В этой притче Спасителем оттенены три момента в процессе обращения грешника к Богу: «пришел в себя»; «я голодаю»; «иду к Отцу».
Рекомендуем посмотреть лекцию "Модуль АЦП".
Освящение
В процессе обращения грешника к Богу, по выражению святого Апостола, совершается "тление" человека ветхого и обновление человека нового (Кол. 3, 9-10). Это образование нравственного характера христианина, созидание в себе храма для Духа Божия.
В освящении совершается взаимодействие двух фактов: Божеского и человеческого.
"Святи их во истину Твою", "Сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во воем" (Ин. 27, 17-19; 2 Сол.5,22-23).
«Очистим себя от всякий скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божием » (2 Кор. 7,1).
[1] Процесс внутреннего обновления человека частично раскрывается наукой Нравственного богословия. Но здесь он имеет специфическое значение (Примечание автора).