Богослужение и христианская жизнь
Богослужение и христианская жизнь.
Состояние богослужения.
Замечание. Турецкое иго неблагоприятно отразилось на состоянии богослужения в Греко-Восточной Церкви. После падения Константинополя храмы или были разрушены совсем, ограблены, или, обращены в мечети. Правительство запрещало строить храмы. Разрешало только ремонтировать старые. В христианских месностях разрешалось строить новые храмы, но их строительство было соединено с большими затруднениями и расходами. Храмов было или недостаточно, или они по своему устройству не соответствовали назначению.
Храмы устраиваются в обыкновенных продолговатых, более или менее больших зданиях, без куполов и крестов. Мало отличаются от жилых домов. Иконостасы очень просты: деревo без позолоты и украшений. Икон немного, без кивотов Церковная утварь - бедна; священные облачения - шерстяные или ситцевые, и только в редких храмах шелковыею. Сосуды - медные или оловянные без изображений.
Совершение богослужения стеснялось турецкими чиновниками. Были запрещены колокольный звон и крестные ходы. Погребальные процессии разрешались за особую плату и т.п. Часто турки, согласно закону Омара[1], являлись в христианские храмы во время богослужения и творили беспорядки. Часто турецкое правительство устаивало прямой надзор за богослужением христиан.
Богослужебным языком оставался древнегреческий язык, но были книги и на новогреческом.
Проповедничество носило иной характер. Для проповедничества существуют великие риторы при патриархии и иерокириксы по епархиям. Великий ритор обязан проповедовать в Константинопольской Церкви, а иерокириксы - по епархиям. Проповедничество - почти единственное средство христианского просвещения.
Чинопоследования богослужения по требованию времени претерпел некоторые дополнения: новые чинопоследования, новые праздники и песнопения.
Из чинопоследований составлены два: 1) обряд и чин принятия в Церковь возвращающихся в неё из магометанства и 2) чинопоследование о приеме обращавшихся от папской ереси к Кафолической и Православной Церкви. Перешедших в магометанство было очень много, но были случаи возвращения в Церковь.
Устанавливаются дни празднования памяти мужей, причисленных к лику святых. Причислены к лику святых некоторые патриархи, подвижники, мученики, а празднованию их памяти посвящены особые дни. Память Марка Ефесского - 13 января; Нифонта, патриарха Константинопольского - 11 августа, Геннадия и Максима Философа -17 ноября.
Из церковных песнопений в это время составлялись, каноны на праздничные дни.
Состояние христианской жизни
Рекомендуемые материалы
Замечание. Политический гнет, нестабильность и злоупотребления в церковной иерархии, упадок просвещения, стеснения в совершении богослужения привело к падению нравственности. В среде простого народа под тяжестью безысходною рабства заметно стал проявляться религиозно-нравственный индифферентизм. Отступничество от веры.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 73 Оправдание и освящение.
Редко стали посещаться храмы, стали уклоняться от исповеди и св. Причащения. Многие греки утратили христианский взгляд на таинство брака. Некоторые же, не стесняясь, отдавали своих дочерей в турецкие гаремы.
Турецкий закон о прощении христианину преступления, даже убийства, при условии принятия мусульманства, повлиял отрицательно.
Греки мало-помалу стали забывать евангельские начала нравственности, и тем более, придерживаться их в жизни. Напротив, они были вынуждены приспосабливаться к обычаям и нравственным понятиям турок.
Патриархи и епархиальные архиереи не отличались от турецких чиновников, занимались интригами, честолюбие и корыстолюбие сочеталось у них с деспотизмом и страсти к роскошной жизни. Низшее духовенство, грубое и невежественное, не понимая своего пастырского призвания, заботилось только о поборах со своих прихожан, обращая доходы совершения церковных треб и таинств в прямую торговлю. Поражало небрежностью в совершении богослужения и бессознательным неуважением к святыне. Греки высшего сословия, благодаря страсти к интригам, соединенной с забвением нравственных правил, приоборели на Востоке плохую славу.
На этом фоне блистали благочестивые патриархи, подвижники, ревнители православия и мученики веры. Все они, носители святости, всегда присущей Церкви Христовой на земле. Афонские монастыри, как и в прежние времена, славились и славятся своими подвижниками.
[1] По этому закону двери христианских храмов должны были быть открыты и днём и ночью для каждою мусульманина.