Не рыдай мене, мати
Не рыдай мене, мати (Христос во гробе)
Вам также может быть полезна лекция "Психологические аспекты отношений элита-общество".
Фигура Христа наполовину погружена во гроб. Тело обнажено, виднеется краешек лентиона. Голова «упала» на грудь, глаза закрыты, руки накрест сложены у пояса (правая сверху). За спиной Крест. Около Креста могут изображаться орудия Страстей: копие, трость с губкой, на вершине – терновый венец.
На многих иконах Христу во гробе предстоят Богородица, Иоанн Богослов и другие святые, оплакивающие Его. Иногда вверху иконы изображается Спас Нерукотворный – символ нетления, победы над смертью и воскресения.
Темой для изображения послужил канон Косьмы Маюмского (VIIIв.) на Великую Субботу: «Не рыдай мене, Мати, зрящи во гробе, … востану бо и прославлюся…».
Возникновение типа восходит к Туринской Плащанице – истинному образу мертвого Спасителя. Во время богослужений Страстной недели в храме Св. Софии в Константинополе Плащаница, по свидетельству паломников, переносилась из церкви Богоматери Фарос, где она хранилась, и вывешивалась в Царских вратах храма. В процессе богослужения вертикально подвешенная Плащаница неоднократно изменяла свое положение. Ее нижнюю часть подворачивали в четыре раза (существует даже специальный греческий термин – «синдон вчетверо сложенный»). В результате двустороннее (с лица и со спины) чудесное изображение выглядело как полуфигура. Очевидно, этот полуфигурный образ Христа стал основой данного типа.
Формирование иконографии произошло на рубеже XI – XII вв. в связи с созданием новой Страстной Литургии, где большое место было отведено темам оплакивания Христа. В иконописи такие образы известны с XII в. (икона из музея в Кастории).
В русской иконописи извод распространился в XIV-XVIIв.в. Он одинаково часто встречается и на иконах и в росписях жертвенника храма, который символически отождествляется с Голгофой и где готовится вещество для Евхаристии: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1 Кор. XI, 26).