Популярные услуги

Образ божий в человеке

2021-03-09СтудИзба

Образ божий в человеке. Обожение.

Во Христе человечество соединено со Христом, и Божественная природа сообщается природе человеческой, чтобы ее обожить.

 Это слово для Израиля соблазн: как Единый, трансцендентный Бог, не имеющий общей меры с человеком, может иметь Сына, Который Сам есть Бог и, однако, в то же бремя Человек, униженный и распятый? Для эллинов же безумие: как может безличный Абсолют воплотиться в личности? Как может неподвижная вечность войти в сферу времени?

Христианское Богословие утверждает благовестие в глубинах гносиса с философской ясностью и очищает и освящает язык философов и мистиков. Бог познается в Откровении, в котором есть личное общение Бога с миром. В имманентности Откровения исчезает трансцендентность, т.е. непознаваемость Бога и Его Промысла и как причину Вселенной у философов. И христианин видит во Христе Бога, имя Ему Иисус, Сын Божий, равный Отцу. В тринитарный четвертый век утвердилась христианизация ума и отвергли ереси как путь рационализации христианства. Это великий подвиг святителей Афанасия, Василия, Григория Нисского, Григория Богослова, Илария, которые воспели славу Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице - Богу Едино-Троичному и Богу Три-Единому. Бог есть любовь, мудрость, правда, святость, ибо Он таков есть. Мы не можем познать глубину Божественной сущности, но видим сияние славы, энергию, ибо на тварном лежит печать Божества.

Идеи же пребывают не в Божественной Сущности,но в Его воле и Премудрости и воля определяет разумность, целесообразность, действие, согласие, гармонию, законоположение.

Время является одной из форм тварного Бытия и в единой тайне день первый и день восьмой есть день Воскресный , день сотворения и воссоздания мира.

В плане духовном, земля центральна в космосе и геоцентризм здесь не физический, а духовный, потому что земля — плоть человека и объединяет в себе чувственное и сверхчувственное. В центре Вселенной — человек, с большей полнотой, чем ангелы, и святой объемлет все тайны как на земле, так и на небе.

 Бог отделил свет от тьмы. Тьма есть тварное бытие и ее не смешивают с "ничто". Тьма названа ночью и назвать тьму нужно позитивной, ибо Бог не создавал зла и в бытии первого дня нет места для тьмы негативной.

Рекомендуемые материалы

Сотворение ангелов произошло "в молчании". Первым словом было "Свет". Человек существо личное. Бог говорит: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему", и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, и не существовало смерти, и человек весь мир познавал "изнутри". Адам давал имена животным, изнутри познавая живые существа, их тайну. Язык Адама совпадал с самою сущностью вещей, и этот утраченный "райский язык" обретают "милостивые сердца", как говорит св. Исаак Сириянин, которые пламенеют любовью ко всему тварному миру: к птицам, к зверям, ко всей твари. И дикие животные мирно живут около святых, как лев с преп. Герасимом Заиорданским.

В людях видна единая природа и множественность лиц. Философы человека называют микрокосмосом, как образ и подобие вселенной, но не в этом высота и красота его, а в том, что он причастник Божественной полноты. Человек ответственен за космос, за обожение всей твари. Свободно в любви человек избирает добро и свою волю сливает с волей Божией, ибо в союзе воль обожение. В состоянии бессмертия Адам и Ева имели райскую телесность, были оба наги и не стыдились, не чувствовали разделения полов и наличия животного начала, предполагающего размножение и смерть, половая поляризация оказалась как бы спасательным кругом путешествующему по водам, отчего он не обязан вовсе бросаться за борт.

 Но человеческая природа пала, бессмертие потеряно и потеряна благодать, и за грех — смерть и опасность, катастрофа — может исчезнуть на земле человек, и диавол может ликовать. Он один обладатель земли, и он якобы помешал Промыслу Божию обожить человека, тварь и всю Вселенную. И милосердный Господь, чтобы победить диавола, грех и смерть, как "Агнец, закланный прежде создания мира", Сам возжелал хотением великой Божественной любви придти на землю, стать новым Адамом, победить Своим Воскресением смерть, человека соделать сыном Воскресения и обожать его и вместо потерянного земного едемского рая уготовать сынам Воскресения небесные обители и даровать Вечную жизнь в радости, любви, бессмертии. И дал Бог великое утешение, благовестие, веру в грядущего Спасителя, благовествовав, что Семя Жены сотрет главу змия и чадородием Жены будет спасение. Это первоевангелие о Богородице: радуйся, радуйся, Благодатная, радуйся в день Воскресения! И какая радость: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах... обрете бо благодать от Бога и родиши Сына и наречеши Ему имя Иисус, и Сын Вышнего наречется. Дух Святый найде на Тя и рождаемое Свято, наречется Сын Божий, и от лица всего человечества в согласии и желании послужить спасению рода падшего воззвала чудную песнь радости, гимн свободы и обожению людей, воспела Богоневеста: Величит душа Моя Господа п возрадовася дух  Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат  Мя вси роди.

И пророк Исаия взывал об этой радости: Се Дево во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, яко с нами Бог. И Иезекииль взывал о благой Вратарнице, и пророк Давид и Царице, одеянной в ризы позлащенные Духом Святым. А Адам и Ева прежде смерти своей получили кожаные ризы - эту нынешнюю нашу природу и закон рождений и смертей. Произошло не только разделение полов, но и все разделение тварного мира приняли после грехопадения характер разлуки и смерти. Итак, зло не есть природа, но состояние природы, болезнь воли, паразит, зло - это состояние воли ложной, это бунт против добра и категория не сущностная, но личная. "Мир во зле лежит", - говорит св. Иоанн Богослов. Зло - это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога. Итак, зло коренится в свободе твари. Человек дал место злу и своей воле и ввел его в мир: Начало же зла - в ангельском мире. В диаволе корень зла - это жажда самообожения, ненависть к Благодати, и в мире земном диавол силится разрушить божественный план. И в раю испытывается свобода человека в присутствии змия. Вы будете как боги, - говорит змий. И он знал, что человек действительно призван к обожению, а диавол, отпав от Бога, сам хотел быть богом земного космоса и господствовать на земле вместо Адама. И человек впал во власть лукавого и обратил взор к земным вещам, появились страсти и смерть.

Но Божественный план не изменился - Бог хочет обожения человека, чтобы он преобразил всю Вселенную.

История человечества - это история кораблекрушения с ожиданием спасения.

1-й период - от грехопадения до Благовещения.

 2-й - до Пятидесятницы.

3-й - после Пятидесятницы участие в Богочеловеческой полноте церкви и обожение.

В Ветхом Завете человек в послушании Богу и праведности мог стать орудием воли Божией и познать святость, и благодать действавала извне, ибо до Христа не было внутреннего благодатного освящения, как при Христе Боге. Здесь был союз, завет, верность закону. Если Синайский мрак - тайна сокрытая, то Фаворский Свет - тайна раскрытая.

 Был большой период обетования. Ветхий Завет не ведал внутреннего благодатного освящения и все же он знал святость, даже Моисей называл себя слугой в дому Божием, хотя его зовут Боговидцем, но он не мог освободиться от состояния греховности и смертности - все ждали Христа.

 Потомки Каина называются сынами человеческими. Они стали строить города, изобретать технику и искусство, и цивилизацию, чтобы забыть Бога. Они стали ковачами орудий из меди и железа, стали вводить праздники и, играя на гуслях и свирелях, утешались музыкой. Искусство, творчество, пение, музыка не были обращены к Богу, и вся земная красота и веселие чувств замыкались сами в себе и своей магией приковывали сердца людей к земному - ценность культурная, а не культовая не вероисповедная: человеческий дух не обращался к Богу, но в вещах земных желал оставлять печать падшего духа.

Ной был человек праведный и спас человечество от погибели тем, что в потомстве его продолжало существовать человечество. А Вавилонская башня - пример безбожия цивилизации.

Авраам стал отцом верующих, а Закон и пророки говорили о Христе. Избирается колено Иудово, а в нем дом Давидов и древо Иесеево порождает святую ветвь — Пречистую Деву.

В лице Девы человечество вступило в великую тайну благочестия, когда Бог явися во плоти. В Благовещении Дева в согласии и свободе духа рекла: " Се раба  Господня, да будет Мне по глаголу Твоему, и стала Материю, Селением Бога и Слова, Царицею. В Деве отразилась, совершилась вся ветхозаветная святость, чистота души и тела, преданность воле Божией, вера во искупление. Богородица содержит всю историю божественного домостроительства в мире. Иоанн Креститель указал на "Агнца, вземлющаго греки мира".

 И завершение Ветхого Завета отображается в иконографии, помещая по обе стороны Христа Прославленного: Невесту и Друга Жениха. О Святой Троице мы узнали через Воплощение Слова - душа и тело воспринято Христом - вся природа человеческая. Преодолеваются границы между трансцендентным и имманентным. Первый Адам из земли — перстный, а последний Адам - Дух животворящий. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1 Кор.15,45-49). Итак, Христос есть пришедший с неба Новый Адам, человек второй и соединивший в себе две природы, восприняв от Пречистой Девы Ее человеческое естество. Чудо смирения -- Слово от собственного Своего творения воспринимает плоть. Девство сливается с Богоматеринством, по слову апостола Павла, Христос, небесный Человек — Лицо Божественное, Сам творит Свою человеческую Природу, но не "из ничего", не как Адама первозданного, перстного, но поскольку Он пожелал воспринято всю человеческую природу, то из Девы, предочищенной Духом Святым.

Троица — одна природа в трех Лицах, Христос — Одно Лицо в двух природах. Христос единосущен Отцу по Своему Божеству и единосущен нам по человечеству. Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно соединены две природы в лице Христа, и святые, оставаясь людьми, могут быть причастниками Божества и становиться богами по благодати.

Перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Смерти подвержена человеческая природа, и Бог принимает ее, ибо она может страдать и умирать.

Св. Максим рассуждал, что в Святой Троице Три Лица и одна природа, но воля у Трех общая: она едина, как едина природа. Во Христе две естественные воли, ибо Он Бог и Человек, у Которого дух, душа и тело. Воля совершенной природы стремится к Добру. Христос, Его Личность Божественная, в Нем послушание воле Отца, воля человеческая тождественна с волей Отца. Итак, то, что в человеке принадлежит личности, во Христе принадлежит Слову - личности Божественной. "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф.26,39) . Воля Божественная желала, чтобы человеческая воля приняла смерть, и поэтому человеческое страдание для человечества Христа было страданием вольным.

Человечество во Христе чувствовало, что приближается состояние Богооставленноти, о коем взывает пророк Давид: «Не остави Меня. Вскую оставил Мя, еси» . Человек жаждал быть всегда со Христом , Богом. Во Псалтире мы слышим и вопль, и молитву человека во Христе к Богу Отцу: "Не отвержи мене от Лица Твоего", и мы сознаем, что смерть — удел падшего человека. Адам был сотворен бессмертным, и, если бы Адам не согрешил, то не было бы смерти, ибо и духом, и телесной природой он был бы в бессмертии. И  Христу была чужда смерть, ибо обоженному человечеству не должно умирать. И любовь, только любовь влечет на добровольное мучение и смерть — отдать душу и принять ее за род человеческий и Воскреснуть как Безгрешному.

 Агнец Божий берет на Себя грех мира. Адам первозданный не совершил восхождения к Богу и обожения – Новый  Адам совершил искупление и победил грех и диавола, Разлучается душа от тела, сходит во ад, а  Божество все освящает и воскресение и слава Божия открывается во святых и в мощах угодников.

На земле мы принимаем Тело и Кровь Христову, на небе будем приобщаться уже духовно, одним созерцанием. А созерцание --- область духа - это "неведение, превосходящее всякое ведение" - тварное, чувственное и умопостигаемое, т.е. выше материи и формы, по словам св.Максима и Дионисия. Это познание, ведёние в исихазме, в монашеском делании на Востоке, где труд в трезвении, во внутреннем внимании к молитве, единению ума с сердцем, хранении сердца ума, молчании сердца,  т.е. духовного делания, ведущего к бесстрастию.

 Здесь обоженный дух, господствуя над телом и душею, обожает всего человека, и он становится духовным и бывают мощи у святых. Обоженный человек переживает Воскресение своего духа и созерцает блага будущаго века, Божественный свет и тайны домостроительства, видит души других людей и получает дары благодати: пророчества и исцелений, учительства, как Бог управит, ибо это есть Откровение благодати и Света Божественного.

Преп. Симеон Новый Богослов .говорит, что "Этот Свет" отделил меня от всех видимых и невидимых существ, сообщив им видение несозданного... Я соединился с Тем, Кто несотворен, нетленен, бесконечен и невидим для всех" здесь Бог соединяется со всем существом человека, а это значит, что человек Душой и телом освящен (если три-четыре бывают таких в мире, то это много). Здесь нет чувственного в умопостигаемом, но выход за пределы тварного бытия к единению обожения — преображение тварной природы тела и духа Божественной благодатию, нетварным светом, как переживал преподобный Серафим здесь встреча с Богом и прибывание как дух с Духом. В созерцании есть уже эсхатологическое прозрение.

 Озарение и божественная и обожающая благодать не сущность, а энергия Божия. Бог абсолютно недоступный по Своей сущности сообщается в Своих энергиях.

 И святитель Григорий Палама (+1359 г.) учит, что Бог совершенно непостижим в Своем Существе, а познается через Его действия.

 Божественные действия, благодать — не Ипостась, не Сущность, не природа Божия. Вместе с тем они являются несотворенными и вечными, будучи множественными и разнообразными энергиями, как Фаворский свет.

 Святитель Григорий Палама различает Сущность Бога и энергии, являющейся внешним действием Бога. Эти положения были подтверждены Константинопольским Собором 27 мая 1341 года.

 В определениях Собора также говорится, что участвующий в действии Бога участвует (по нераздельности Существа и действия) и в Его Существе.

 Слово "Бог" означает в Богословии й Существо, и действие Божие.

 Недоступный в Своей Сущности Бог являет Себя в энергиях. Из энергий познается Сущность, что О н а есть, но не ч т о Она есть.

На горе Фавор Свет был не чувственный и не сотворенный, как и Сам Преобразившийся во Свете Господь наш Иисус Христос назвал его Царством Божиим (Мф.16б28-17;Лк.9.27-36; Мк.9,1-9). Он явил Свет Своего Божественного естества, который скрыт был в естестве Человеческом.

Нельзя смешивать и действия Божии и называть благодать и действия Духом, когда Сын, даруя Духа человеку, сообщает дары благодати. Ум человека по  своей сущности его - от Бога, а по действию его - и от человека.

 Святой Дух принадлежит Христу как Богу и по Сущности, и по действию: по Сущности и Ипостаси есть Его, но не От Него, а по действию Его - и от Него. В Боге мы различаем Сущность, энергии и ипостаси Троицы.

 Энергии Бога обращены к миру и потому доступны восприятию.

 Учение святителя Григория Паламы о6 этик проявлениях Бога в мире раскрывает тайну Божественной любви. На основе его учения христианская космология становится антропоцентричной, а антропология Христоцентричной. Сущность же Божия остается непостижимой.

Бог, во Своему Существу не причастный человеку, становится причастным ему по Своим действиям, или энергиям. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного. Сын посылая Духа в энергии, в Сущности имеет Его от Первого Единого Начала, ибо Святой Дух исходит от Отца и тогда, когда дается и посылается Сыном.

 Эта послание Святого Духа указывает на благобытие в снисхождении Бога к людям - когда посылается Святой Дух, разделяющийся в энергии как дарование, благодать, д уновение.

Нельзя говорить, это исхождение Святого Духа есть то же, что послание, ибо это привело бы к утверждению, что Дух создан, что Он исходит "и от Сына" и что Сын имеет нечто из свойств Отчей Ипостаси. А это привело бы или к познанию двух Виновников (от Отца - Дух и от Сына - Дух), или тогда Отец и Сын сольются в одну Ипостась. Святая Церковь исповедует неслитность Личных свойств Трех Ипостасей.

Итак, Святой Дух исходит только единственно от Отца. Исхождение Святого Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энергии, свойственное вечной Божественной Жизни, а не как исхождение  Самой Ипостаси Святого Духа, ибо нельзя вводить два начала в Единый Дух.

Недоступный в Своей Сущности Бог выявляет Себе энергиями. Внутренняя слава Христова на Фаворе явила славу Божества. Свидетели Славы - апостолы ясно почувствовали, что человек предназначен быть Богопричастным существом. Свет Фаворский как Божественная энергия был Светом Божества. Абсолютно трансцендентное Существо становится абсолютно имманентным. Бог - вне нас, и Бог - в нас. Особенно эта тайна познается в Евхаристии.

Люди рождаются в мир, чтобы славить и благодарить Бога, возлюбив Христа, принять благодать Духа того. Бог призывает нас к познанию Себя, чтобы нам быть друзьями Божиими и участниками Его вечного блаженства.

Снисхождение Бога на землю и Его вочеловечивание - еще больший акт любви Божией, чем творение мира. Это совершенейшее Богоявление. Сам Бог стал начальником новой жизни через Воскресение.

Ум, созданный по образу Прекрасного, и сам может быть прекрасным-. и исполняться великих благ. И совершеннейший Цвет человечества, Пречистая Богоматерь, воспевается Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим. Нет из тварного мира ничего выше человека. Хотя Ангелы по достоинству выше человека, но не имеют духа оживляющего.

Душа же человека имеет ум, слово и дух, оживляющий тело, она сотворена по образу Божию (Ин.20,22) болеее, чем бестелесные Ангелы. Мир святых Ангелов держится на любви к Богу и на любви друг к другу -так и души человеческие.

Человек может весь стать духовным. Святитель Григорий учит, что созерцание исихастов есть не познание Бога (как в философии); а более того - озарение и единение с Ботом.

Общение с Богом через непрестанную молитву Именем Иисуса Христа и приобщение Божественным энергиям - цель духовной жизни для исихастов. Здесь воля человека сливается с волей Божией. В этом союзе воль - смысл святости ибо свидетельствует о любви. Кто имеет одну и ту же волю с Богом, имеет ту же жизнь с Ним. В этом сущность обожения. Такое участие в жизни Бога не только возможно, но и необходимо.

По св. Максиму Исповеднику, первый человек Адам призван воссоединить тварное бытие - вещественное и духовное и достигнуть совершенного единения с Богом, дабы произошло обожение всей твари. Адаму в своей природе должно было, уподобляясь ангельскому чину, преодолеть разделение на два пола путем бесстрастной жизни по Первообразу Божественному. И нося бессмертие и в душе и в теле своем, т.е. нося всегда рай в себе и общаясь постоянно с Богом, созерцая Бога, пребывая в любви и послушании, он должен был превратить в рай всю землю.

 И преодолев пространственные ограничения и для своего духа, а также тела, его духовностью соединить землю и небо, - то есть весь чувственный мир.

Перейдя границы чувственного, Адам должен был, движимый верою и любовию и укрепляемый Благодатию, путем познания и Богообщения, равного духов  ангельских, войти в мир сверхчувственный, дабы соединить в себе мир чувственный и сверхчувственный, т.е. духовный, и в человеческом естестве соеденить всю Вселенную в союзе любви и союзе святой воли, единой со своим творцем открыть во всем человеческом естестве образ и Подобие Божие; по дару благодати Божией совершилось бы Обожение всего человека и тварного мира. Св. апостол Павел пишет, что вся тварь с надеждою ожидает будущей славы; которая должна была открыться в Сынах Божиих (Рим.8,18- 22) (номер 8, стр.60 Б.Г) .

 Святые Отцыискали и отображали обожение Вселенной в молитве, Богословия, литургике, иконографии, зодчестве, пении и в своих писаниях в духе любви. "Что такое сердце милующее? И пишет святой Исаак Сириянин: "Возгорание сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... ибо  слезы источают очи от великой и сильной жалости при воззрении на них".

 Церковь Небесная, Церковь райская, Ветхозаветная и Новозаветная - единая Великая Церковь Христова, призвана обожить всю тварь и Духом Святым соединить со Христом всю Вселенную и преобразиться и вечное Царство Божие. И об этом перед творением  человека рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию и да обладает рыбами морскими птицами небесными и зверьми и скотами и всею землею и всеми гады пресмыкаюшими по земли.

И Бог явися во плоти, чтобы победить грех, диавола и даровать жизнь вечную в Духе Святом. Пришел Начальник жизни, Новый Адам - Христос Богочеловек  и потускневший образ Божий, не раскрытый ВетхимАдамом, как это дано было ему сделать по промыслу Зиждительной премудрости, воссиял божественным бессмертием, ибо Сын человеческий чрез Воскресение  соделал людей сынами Божиими. И это есть всех утаенное и ангелом несведомое таинство» - наличием Божией любви. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, и это потому, что Слово, Сын Божий,единой Сущности  со Отцом истинный Бог - "Аз и Отец едина есма", и человек обожается и спасается Богом при содействии воли человеческой, и это есть единение человека с Богом, и в этом сущность христианской жизни.

Озарение и благодать Божественная и обожающая  - не сущность, но энергия Божия, не отделимая от природы Божией неприступной, непознаваемой, несообщаемой (свет Божества на Фаворе).

Бытие Бога существует одновременно и в Своей Сущности, и вне Своей Сущности - энергии свойственно творить, природе же, свойственно производить, поэтому надо различать в Боге единую Природу, три Ипостаси и нетварную энергию, которая из Природы исходит, на не отделяется. И есть явление славы Божией, благости и любви в благобытии твари, ее блаженстве, и эта нетварная и обожающая благодать -удел святых, живущих в единении с Богом, это Царство Божие, "где праведники воссияют как солнце" (Мф.13,43).

Бог создал нас для того, чтобы мы стали причастниками Божеского естества, чтобы уподобились Ему, будучи обожены, вошли в вечную жизнь в Духе Святом (Св. Максим).

Бог из ничего сотворил небо и землю (2 Мак.7,23), и это есть проявление вне Самого Бога Его - действие хотения и есть акт Божественной воли и имеет начало как переход от небытия в бытие по желанию Своей премудрости и творческой Своей силе.

В идеях тварное "причащается" творческим энергиям в похвалу Всемогущей силе Премудрости в единении с Богом, единении воль и свободы  в пространстве и времени между Бесконечным и конечным, что является целью, ибо ведет к обожению, соединению с Богом.

В идеях Бог познается в тварном и через тварное, но могут святые в созерцании, в нетварных энергиях, в сиянии Божественного Лица, как апостолы на Фаворе и святые отшельники, ощущать единение с Богом и познание вещей твари и всю область Бытия в его первопричинах, ибо тварные существа одарены способностью уподобляться Богу.

А природа есть тварная и нетварная. Тварная делится на мир умозрительный и мир чувственный, небо отдельно от земли, человек разделяется на мужской и женский пол, завершающийся в падшей природе разделением до состояния брака, хотя было состояние - подобно "ангельскому образу" бесстрастия.

Человек был сотворен в последний день и вошел во Вселенную как царь и священник и пророк в свои чертоги, как в церковь в земном раю.

И история мира есть история Церкви, ибо церковь определяет жизнь мира, который существует ради Церкви, а Церковь для спасения людей - это богословие экклезиологическое и космология христологическая.

В Церкви Христовой полнота Божественной жизни,  где мир святых ангелов и святых Божиих человеков и свободном единении воли тварной с волей Божественной в союзе веры и любви воспринимает благодать, преизобилие Божественных энергий в Духе Святом, обожается и все тварные существа соединяются с Богом, дабы весь сотворенный мир в совершение веков преобразился в Царство Божие. Из ничего сотворенный мир находит свое завершение в Церкви.

 Отцы образ Божий видят в царственном, господствующем достоинстве человека над космосом, в его духовной природе, в его душе, в уме, управляющем его существе, в высших способностях его, интеллекте, в разуме, в свободе, в его самоопределении, ибо человек является началом своих действий, в простоте, в бессмертии души познавать Бога, жить в Богообщении, приобщаться Духа Святаго.

Человек, по св.Григорию Паламе, больше по образу Божию, нежели ангелы, потому что его соединенный с телам дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных.

 Святой Григорий Богослов говорит: "Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него Дух, Который есть струя неведомого божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Душа есть дыхание, Божие, свет в перстной пещере.

Бог - Первый Свет. Ангелы - некая струя соучастия Первому Свету. Человек - третий свет в благодати озарения первообразным Светом. Адам - начаток человеческого рода, ибо все рожденые от него носят Образ Божий, единую природу. Ева, взята от Адама, "кость от кости его и плоть от плоти его", дополняла природу Адама, была той же природой, а после первородного греха человеческая природа разделяется на множество индивидов. Человек есть тварь, получившая повеление стать богом" (Св.Василий).

Человек обладает своей природой и выбирает добро или зло, становится Богоподобным или неподобным. Воля есть свойство природы и выявляет образ Божий.

Человеческая природа - это дух, душа и тело, и воля направляет человека к Богу. Зло вошло в мир через волю, грех есть болезнь воли. Воля дает злу известное бытие, ибо зло предполагает свободу, человек согрешил свободно.

Самоопределение свободной воли проявилась в непослушании, потере сыновней любви и не проявлении самоотречения. Ум обратился к миру, к материальному, животному, ища самооправдания, и человек лишил себя дара общения с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь, и грех ввел смерть в тварный мир.

Грех, по слову св.Григория Нисского, есть изобретение воли тварной. Адам вместо прямого восхождения к обожению уклонился к смерти. И Бог, снисходя к человеку, побеждает преграду греха, природы и смерти, приобщавшись человечеству, другое - смертью на кресте, и владычество смерти изгнал из природы Воскресением (1 Кор.15,26).

 Бог становится Человеком, а человек восходит к полноте Божественной, становится богом по благодати. Адам не привел мир к обожению, своего призвания не выполнил, все совершил Христос Бог. Рождаясь от Девы, Христос упраздняет разделение природы на мужскую и женскую и соединяет землю с небом, как «Агнец, закланный от создания мира».

Человеческая природа Слова получила бытие с момента Благовещения, в Нем Конечное и Бесконечное - природа подлежащая.

В Троице - одна природа в трех Ипостасях, во Христе - две различные природы в одной Ипостаси.

Сын Божий страдает, умирает на Кресте, по человечеству Своему добровольно терпит голод, жажду, усталость, скорбь, страдания и крестную смерть. В Воскресении Христос отразил жало смерти, даровал людям свободу. Сам чужд греху, понес последствия греха, и место страдания становится раем, и Крест и Воскресение единит Бога и человека и восстанавливает бытие воплощением, благобытие приведшее ко кресту и бытие вечное в Воскресении, открывающее конечную цель создания.

Обожено все то, что воспринято Словом, вся человеческая природа. Церковь - Тело Христово чистое и непорочное, и в церкви святые как часть Тела Христова. Воплощение Слова - тайна большая тайны сотворения мира из ничего. Церковь есть Тело Христово, Христос - Глава и полнота Церкви.

 Дары Духа (Исаия 11,23): дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух  страха Божия. Нужно носить имя Сына, быть членом Его Тела, чтобы воспринять Духа.

Христос возглавил Собой человечество. Он - Глава, Начало обоженной человеческой природы, которая есть Его Тело. Через Крещение человек, облекаясь во Христа, становится членом Тела Христова - он не варвар, ни иудей, ни эллин, ни мужчина, ни женщина, он - новый человек, целиком преображенный Духом. И на нем образ Божества. Церковь, будучи единой природой во Христе, это новое тело человеческое, содержит в себе множество человеческих ипостасей в полноте слава которых воссияет по Воскресении. Мы, пребывая в одном теле во Христе, в Его Церкви, питаемся одной Плотию Христовою.

 Св. Николай Кавасила говорит, чо Бог при сотворении Адама персть взял от земли, а второй раз Христос воссоздал, восстановил нашу природу, даровал собственное тело, воссозидая от пречистых кровей Девы и сообщая Духа в огненных языках и таинствах Церкви - сообщает человеческой личности Божественность - общую энергию Пресвятой Троицы - благодать, как печать Духа Святаго, Царствия Божия, и человек, яко храм Божий, становится обителью Святой Троицы, ибо Отец и Сын не раздельны от Божества Духа.

«Огонь пришел Я низвесть на землю (Лк.12,49), --говорит Господь. И этот огонь, единосущный по Божеству Духу, входит в нас и созерцается в нас, Сын с Отцом и сошествием Святаго Духа -- Пресвятая Троица живет в нас и дает нам обожение, Свои нетварные энергии, Свою славу, Свет, Истину. Благодать нетварна и Божественна, она именуется энергией.

 Сердце есть средоточение человеческого естества, корень способностей, интеллекта и воли, центр, из которого исходит духовная жизнь. Когда благодать овладевает всеми пажитями сердца, тогда, царствует над всеми членами и помыслами, ибо там - ум и все помыслы и чаяния души. Благодать сердцем проходит во все человеческое естество. Дух ум начало сознания и свободы и есть местопребывание личности, престол человеческой ипостаси духа, души и тела. Ум - образ Бога в человеке. Человек, управляясь духом, всего человека --душу и тело утверждает, делает духовным и приобретает подобие Божие. В крещении благодать соединяется с умом в сердце. Для обожения необходимо "единение ума с сердцем", "нисхождение ума в сердце", "хранение сердца умом".

Подвижник в средце своем с помощью Господа ведет брань и бывает победителем, ибо Господь Всемогущ. В Восхождении есть делание и созерцание, где происходит покаяние, т.е. изменение воли к добру, очищение, освобождение от страстей и совершенство» - стяжание любви и благодати. Покаяние да будет до самого исхода, ибо совершенство и самих совершенных несовершенно. При созерцании бывает "молчание ума", ибо ум бывает поглощен Духом, и ум путеводится.

Молитва должна стать непрестанной, как дыхание, как биение сердца: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго; повторяемая непрестанно с каждым вздохом в сердце становится как бы второй природой монахах - христолюбца. Призываемый Иисус  изгоняет из сердца греховную заразу и ум обращает к созерцанию и любви Божией в благодати, а любовь - Божественная сила и есть сама жизнь Божественной Троицы.

 То, что свободно и сознательно, то и ценно. Бог есть свет и огонь благодати в сердцах христиан сияют как светильники, как лучи Божества, Божественные энергии, обожающие человека. Бога называют Светом по Его энергии и этот Свет наполняет разум и чувства. Этот Свет не материален и не имеет ничего чувственного.

Есть свет чувственный, свет умный и свет нетварный. Чувственный свет обнаруживает чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Но когда достойные получают духовную и сверкхестественную благодать и силу, они тогда и чувством и умом видят эта, превосходит всякое чувство и всякий ум. Такова нетварная и Божественная природа света. Фаворский Свет превечный, бесконечный, существующий вне времени и пространства, этот Свет - Слава Божия. Апостол Павел был ослеплен явлением Божественного Света по дороге в Дамаск, а Мария Магдалина, наоборот, во свете Света видела Свет Воскресения и Господа и ангелов.

Человечество    Христа было обожено ипостасным единением с Божественной природой, воспринято в Божественную Ипостась Слова, ибо обитала полнота Божества телесно во Христе. Христос в земной жизни всегда был и пребывал в Божественном Свете и в преображении произошло изменение в уме и сознании учеников - озарение их душ, и они увидели Сына Божия, Каким Он всегда в пространстве и времени пребывал неизменяемым - блистающим в Пренечном Свете Своего Божества. Свет Преображения видят чистые сердцем, ибо они восприняв от Бога Божественные энергии как Свет и во Свете благодати видят Свет, ибо Бог, будучи Светом, вселяется и открывает Себя любящим Его и возлюбленным Им. Человек, созданный по образу Божию, весь и духом, душой и телом должен стать духовным.

 Благодать воспринимается как мир, свет, радость, тепло, любовь, смирение, святость, тишина. Видения преподобного Серафима и угодников Божиих открывают благодать, мир Христов, жизнь с Богом, преображение тварной природы, вхождение твари в вечную жизнь прежде смерти и Воскресения, ибо открывается завеса будущего века и тайна нового неба и новой земли, а философы в рассудочном познании вещей удалились от простоты христианского ведения и зашли во тьму неведения и забыли путь богопознания и обожения в союзе веры, любви и святости, а для предметов будущего века, по слову св. Исаака Сириянина, есть простое ведение от благодати, которое есть не ведение всякого начала, образа, очертания и всего, и сие есть неведение, и оно выше всякого ведения, ибо открывается Духом Святым, что око не видело, о чем ухо не слыхало и что на сердце человеку не входило, то как может измерить язык и как можно сказать словом, ибо открывается сокровенная глубина, тайна будущаго века и Царствия Божия для тех, кто стяжал любовь, ибо "тьма проходит и истинный свет уже светит" (1. Ин.2,8) .

Вместе с этой лекцией читают "13 Параллельные вычислительные процессы и системы".

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что святым Бог являет Себя ясно, узнается и видится чисто невидимый, говорит и слышит невидимо, беседует естеством Бог с теми, кои рождены от Него богами по благодати, как беседуют друг с другом, лицом к лицу, любит сынов Своих как Отец и любим бывает ими чрезмерно, и бывает для них дивным некиим видением и страшным слышанием. Дух Святым бывает в них.

В свете Божественного Света мы познаем Бога и познаем самих себя и путь, истину и живот и прежде Страшного суда покаянием совершаем суд над собой во спасение в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов.

Само Воскресение из мертвых будет откровением состояния душ человеческих, ибо огнь Божества ныне внутри в сердцах действуемый совершит Воскресение тела. Все станет светом несозданным, тела святых станут подобными телу Спасителя, каким Оно являлось апостолам в день Преображения, и все будут просвещены по мере их веры и любви и дел и надежды, по мере очищения и озарения Духом Святым.

Догматическое православное предание обобщает Откровение Святаго Духа в Церкви от начала творения до конца во всех языцах везде как единое духовное ведение, свидетельствует тайны Духа и опыт созерцания Пресвятой Троицы, несообщимой по природе, но изливающей в энергии, благодати, полноту Своего Божества.

И тварное существо в обожении принимает всю полноту и благость и блаженство.

 Свобода превращает каждую конечную тварную ограниченную личность к своей полноте, к общей природе, вливаясь в Единое Тело - Церковь Христову. Природа и личность во Христе и Духе Святом находят полноту. Христос в полноте Божества спасает всех в Церкви Своей -Вселенском Православии.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее