Учение ветхого завета о единстве божием
Учение ветхого завета о единстве божием
1. Истина единства Божия есть одна из основных истин всего ветхозаветного откровения. Исповедание этой истины по преимуществу отличало ветхозаветную религию от других древних религий. Между тем как каждый из языческих народов почитали признавал многих богов, евреи поклонялись единому Богу. Уже одним сказанием о миротворении выразительно дается понять, что ни какого другого Бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но и все воинство их есть дело Его творения (Быт. 2, 1) , что Он единый Господь и Владыка всего происшедшего от Адама и Евы человечества (Быт- 1, 26; 5, 1). Веровать в единого Бога Творца, Ему одному служить, не почитать языческих богов за действительных богов и не поклоняться им, составляло главнейшую обязанность древнего еврея, основную тему увещаний и речей Моисея, пророков и других богопросвещенных мужей, которую они проповедовали постоянно и настойчиво. Первою заповедаю Моисеева закона была заповедь о почитании единого Бога: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския от дому работы», т. е. Я, Иегова, Бог откровения, завета, проявивший Себя Истинным Богом в целом ряде казней и изведении народа из Египта, должен быть твоим Э л о г и м о м - предметом твоего почитания. «Да не будут тебе бози инии разве Мене» (ИСХ. 20, 2-3). Господь БОГ ТВОЙ сей БОГ есть («Иегова Бог есть»), и несть разве Его» (Втор. 4. 35, 39; 32, 39). Прощаясь с народом перед смертью, ветхозаветный законодатель в таких слова внушал хранить эту заповедь твердо и вечно: «Слыши Израилю Господь Бог наш Господь един есть. И возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея. И да будут словеса сия… в сердцы твоем и в души твоей, и да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому и идый путем, и лежа и восстая: и навяжеши я в знамени на руку твою, и да будут непоколебима пред очима твоима (повязкою над глазами твоими) : и да напишете я на празех (на косяках) храмин ваших… Да не ходите вслед богов иных, богов языческих» (Втор. 6,4 - 9, 14).
Богодухновенный царь и пророк Давид исповедует Господа: «Ты един Вышний по всей земли» (Пс. 82, 19); он же взывает к Нему: «Господи мой, Господи: несть бо ин якоже Ты, и несть Бога разве Тебе во всех, яже слышахом ушима нашима» (2 Цар. 7, 22; ср. 1 Пар. 17, 20). «Вси бози языков идоли (ничто): Господь же наш небеса сотвори» (1 Пар. 16, 26).
Вообще весь Ветхий Завет проникнут идеею о единстве Божием; во всех книгах ветхозаветных эта идея составляла основную мысль.