Томас Гоббс
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС ПЛАНА.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – классический представитель номинализма.
Согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имеют вещей. Английский философ – материалист родился в семье приходского священника. Окончив оксфордский университет в 1608 г., поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с которой был связан до конца жизни. Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. Накануне революции и в период Долгого Парламента Гоббс был сторонником монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на Родину в 1651 г. после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого Гоббс пытался идеологически обосновать.
В годы Реставрации в целях реабилитации Гоббс написал памфлет на Долгий парламент, который, однако, не был допущен к печати.
Основные сочинения Гоббса – «Элементы законов, естественных и политических» /«The elements of law natural and politic»/ 1640); философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655 г.), «О человеке» (1658 г.), «О гражданине» (1642 г.); «Левиафан» ( 1651 г. – русский перевод только в1864 году, а затем уже в 1936 г.)
Гоббс создал первую в истории философии законченную системы механического материализма. В философии Гоббса материализм принял форму, соответствующую характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления.
Метод познания у Гоббса представляет собой искусственное соединение рационализма с номинализмом. Гоббс различал 2 метода познания: логическую дедукцию механики и индукцию электрической физики.
Социальное учение Гоббса оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли. Гоббс определял государство как «искусственное тело», рассматривал его как человеческое, а не божественное установление. По мысли Гоббса, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, – высший закон государства. Забота о мире – основа «естественного права», созданного общественным договором. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого абсолютным сувереном. Возвеличивание им мощного государства было одной из первых теорий буржуазной диктатуры, основную задачу которой Гоббс усматривал в прекращении гражданской войны. В вопросах о формах государства симпатии Гоббса были на стороне монархии.
Поскольку гражданский мир рассматривается Гоббсом как величайшее благо, естественные законы нравственности у него совпадают с гражданскими добродетелями. Понимая ложность религиозной веры, он признавал ёё полезность как средство воздействия на народные массы.
Вместе с этой лекцией читают "Гипотезы о свойствах материалов. Гипотезы о напряженно-деформированном состоянии стержня при растяжении-сжатии. Внутренние силы. Метод сечений".
«Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» – главное философское произведение Гоббса (в библейской мифологии «Левиафан» – огромное морское чудовище). «Левиафан» вышел в свет в Лондоне в 1651 г. на английском языке. Затем был переведен на многие языки мира. (в XIX в. – у нас).
В сочинении рассматривается несколько проблем: основополагающие вопросы гносеологии, психологии, социологии, политики, развивается оригинальное учение о знаках. В первой книге Гоббс с позиций материалистического сенсуализма решает вопрос об источнике наших знаний (главным образом в учении об анализе и синтезе).
Во второй книге изложена социологическая доктрина Гоббса, которая носит антирелигиозный характер. В ней исследуется понятие естественного права, естественного закона, проблема свободы и необходимости, разработана договорная теория государства.
В третьей и четвертой книгах Гоббс дает аллегорическое истолкование Священного писания, выступает против идеи церковной власти, критикует веру в чудеса и пророчества.
Итак, в центре внимания философов XVII в. стояли проблемы познания и социально-политического устройства общества.
Российские политологи Ф. Бурлацкий и Галкин в 1985 издали книгу «Современный Левиафан». /Я бы вам советовала с нею познакомиться/.