Исторические этапы формирования научных представлений о международных отношениях
Исторические этапы формирования научных представлений о международных отношениях.
3 вопроса:
1. Эволюция научных представлений о МО в эпоху древности.
2. В эпоху средневековья.
3. В эпоху нового времени.
До 19 века была борьба реалистической( и либеральная(идеалистическая), а после 19 века появилась марксистская парадигма. В конце 20 века все эти парадигмы вступили в новую фазу НЕО-.
С 22 до 5 века нашей эры. В этот период находим идеи об МО. 21 и 22 века это древний Египет. Поучение Граклиопольского царя своему сыну; Речения Ипусера; материалы дипломатических архивов. Цивилизация междуречья – между Тигром и Ефратом – Вавилон. Далее древняя индия – рассказывает законы Ману, знаменитую Артхашастра. Древний Китай – рассуждения Конфуция, Моисская теория развития (Мо цзы).; Даосизкое учение; Легизская научная мысль. Первые три концепции родственны и характерны для Китая, акцент на уважении традиций и тд, а четвертая позиция не характерна для Китая, вместо культа традиций, культ закона(законы сформированы властью для власти). В этих теориях были некторые идеи по МО. Они регламентировали только часть отношений.
Реально наука начинается с Античной истории – древняя Греция и древний Рим. Общая характеристика: Фукидид – основоположник науки о МО. Пифагор себя считал . Аристотель сейчас считается основоположником экономической науки. Фукидид – основоположник реалистических систем – 471-401 гг до нэ – несостоявшийся военачальник, воевал и ни каких успехов не достиг. Он создал история пелопонесской войны – 8 томов. Это была внтригреческая война между Афинами и Спартой. Сам Фукидид пишет зачем эта война и какие у нее причины. Он делает вывод: причина войн в избытки силы у одной из сторон – это обоснование вестфальской системы МО. На основе этого формировался принцип политического равновесия.
Другие мысли Фукидида были следующие: он вооружил реалистов суждениями: 1) применение силы – законное право сильнейшего(Макиавелли сказал – прав тот у кого больше силы); 2) конфликты – естественное состояние общества, мир не естественное состояние, поэтому война – легитимна. Войны и конфликты естественны, а мир не естественен; 3) причина конфликтов – в природе людей – они агрессивны, амбициозны и это отражается на внешней политики и в МО; 4) Фукидид ставит вопрос о государственных интересах и рассуждает о приоритете их: в политике приоритетным являются государственные интересы, а не интересы человека.; 5) формулирует свою концепцию морали и права в МО – это ключевая тема до сих пор. Классик жанра Иммануил Кант(19 век) его концпция базируется на концепции Фукидида: закону есть место в МО, но только когда государства равны по силе, если его нет, тогда закон не нужен. Ключевое слово из его заключений – СИЛА; он открыл дорогу РЕАЛИЗМА.
Рекомендуемые материалы
Либеральная тенденция. В 4 веке формируется либеральная тенденция в МО. Родоначальником принято считать Зенона Искитион 335-264 до нэ – основоположник школы стоиков. В основе концепции либерализма – концепция всемирного государства – космополиса. Для Фукидида эталон субъекта – государство; для стоиков эталон – космополис. Идея Мирового государства присутствует у Платона. Категории это единый мир, единый полис. Идеи стоиков прокочевали по всему миру, проявилось у Канта, коцепция Вудра вильса, концепция демократического мира, конвергенция Бжезинского. Цицерон – 106-43 гг до нэ – есть труд: Об обязанностях, идеи: выход из всех проблем и бед – мировой полис, он снимит проблему иностанцев в мире, но как организовать это – необходимо международное право(тогда было – право народов). Самое главное что подарил Рим – Международное право. Либералы говорят что можно с помощью права, морали и международных организаций предотвращать войны. Эту линию продолжил Гуга Гроций (16 век). Цицерон о праве войны: есть два способа решать международные споры: путем разгавора, либо путем силы.
Средневековье. Вассал моего вассала, не мой вассал – в этом основы некой свободы. Эта эпоха интересна раздробленностью. В древнем риме и греции были очень мощьные государства, а в средневековье рыхлые. Еще интересно тем что отвергла традицию рационализма и она оказалась востребована в эпоху ренессанса(возрождение).
Древне римский рационализм – доказательство возможности и необходимости впознания общества и человека. До римлян и после них господствовала схоластика – ученые и политики основывались на религии. Она не оставляла места познанию в мире. ДРевние греки рассуждали так природа, общество и человек созданы богом и развиваются по божьим законам и по своим. Божьи законы четко прописаны и их познавать не нужно, а человеческие законы познавать нужно, потому что мы их не знаем. 5-15 века период замещения науки религией.
Господство Римской веры связано с Миланским Эдиктом 313 года – правозгласил официальной идеологией древнеримской – Католицизм. С этого времени претензия церкви на политическую власть – попыка оттеснить государей с политического фона. Начало этой попытки – публичное осуждение архиепископом Миланским императора Феодосии, за убийство в Фессалониках – прецендент, а потом система. В итоге церковь стала политическим центром Европы. Мысль – это религиозная мысль.
Считается есть 2 направления в международной науки:
1) августинизм – олицетворяет собой Аврелий Августин – Августин блаженный – епископ Гипонский (354-430) – главный труд о граде божьем – концепция 2-х градов это общая политическая концепция. Суть: град земной – град людей, царство людей – греховное царство; град божий – чистота; есть конфликт между ними и смысл жизни человека приблизить град земной к граду божьему. Суть политической концепции: всякая власть от бога; современные европейские короли должны получать власть из рук римских понтификов. Августин блаженный знаменит концепций соседствующих правлений народов, альтернатива господства римской модели, он поглощает и навязывает, а надо договариваться. В последующем это получило развитие в многочисленных проектах устройства Европы. Пример – ассамблея Европейских принцев. Линию Августина блаженаного продолжил архиепископ Реймский(806-882). Его доктрина Гинкмора, суть: Короли возглавляют светскую власть, но над ними король королей – Папа Римский;
2) томизм – основоположник Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) – доминиканский монарх доминиканского ордена – самый жестокий орден – огнем и мечем. Главная заслуга философии ФА – попытка соединения догматов католицизма с реализмом. Причина: «Я понял однородную политическую систему на базе божественных приоритетов создать не возможно – нужна более сложная система, задача в рамках новой концепции обеспечить приоритет рима» Вошел в историю концепцией народного суверенитета или концепцией революций. Он считал что народ имеет право свергать королей, но только в том случае если политика королей противоречит установкам Папы Римского, а второе условие это разрешение Папы Римского. С точки зрения политического устройства Европы и оно нашло в следующей схеме: «сообщество автономных самодостаточных государств функционирующих под эгидой божественных установок». Концепция более самостоятельная чем у Августина. У Данте концепция вселенской монархии – разновидность мирового государства. Данте полагал что государство не в состоянии преодолеть грехи людей, оно само страдает от пороков и оно не может преодолеть греховность, поэтому нужно убрать государство и королей и создать единое государство с единым императором.
Фукидид – Макиавелли – Маргентау – Уолдс – в хронологическом порядке реалисты.
Николо Макиавелли – 1569-1527 гг. – Итальянец – он подготовил реформацию – главный труд «Государь», кроме того «Пир», «Монархия», «История Флоренции» - описывает самую продвинутую демократию Европы, очень детально и профессионально все нюансы описал, был секретарем. Он задался попыткой найти ответ на 2 вопроса: 1) что нужно сделать чтобы был сохранен светский приоритет во власти и чтобы она освободилась от гегемонии церкви; 2) каким должен быть механизм взаимодействия государств между собой. Он дает четкий ответ на оба вопроса – для решения этих вопросов нужна СИЛА, затем раскрывает что он поразумевает под ней – это войско и оружие, а далее делает вывод что будет сила – будет добрососедство.
Подготовить материал по конкретному персонажу – реалисты или либералы.
Следующий сюжет Макиавелли обозначает соотношение морали и политики в МО. Мораль в бытовом. Политика не может быть полностью моральной т к в этом случае она осуществляется в ущерб национальным интересам. У Макиавелли ответ на этот вопрос очень прост – аморален слабый если он воюет против сильного, сильный всегда прав, он воюет во имя процветания нации. Меркантилизм дает дорогу нациям. Меркантилизм – новое веяние в государстве,
Цитаты из Макиавелли: «Прав тот у кого больше сила» «Цель оправдывает средства» «Мир наихудшее состояние общества – застой»;
Именно Макиавелли является автором термина Государство. Раньше оно было рыхлым, раздробленным, феодальным. Макиавелли автор концепции высокой политики – политики интриг и подковерной игры. Государь должен иметь качества лисицы и льва.
Макиавелли демонстрирует свою гибкость – показывает эволюцию авторитаризма. Он не утверждает что этот институт не вечен и продолжает рассуждения Аристотеля о мудром правителе. Мудрому правителю должно хватить мудрости передать свою власть парламенту.
В 16-18 вв эти мысли и идеи получили свое развитие. Во много идеи Макиавелли были положены в основу Вестфальской системы МО.
ЛИБЕРАЛИЗМ – эта парадигма была представлена концепциями Эразма Роттердамского, Гуга Гроций, Д. Виториа.
Общие тренды: 1) полагали что политика должна быть моральной!; 2) либералы были мечтатели, они рассуждали не о том что есть, а о том что должно быть – утописты. Томас Мор – думал о совершенном государстве.
Эразм Роттердамский – 1469-1536 гг – Нидерланды – сформировал концепцию глупости – все что писал Макиавелли. Труды «Похвала глупости» «Жалобы мира». Сила и угроза силой это способ существования глупости, потому что нужно договариватся. 2) насилие в МО можно ограничить международными законами.
Цитата: «Нет такого худого мира, который был бы хуже самой удачной войны» - «Лучше худой мир, чем хорошая война».
Эразм Роттердамский – сторонник договорной концепции государства. Возникает вопрос о границах этого государства и он формулирует его как устойчивые, добро соседские границы. Государство должно быть озабочено формирование норальных границ.
Он также считал что бамым большим минусом любого государства – неограниченные права государя и государства. Он ведет к снижению централизации государства и предвосхитил создание организаций типа ООН.
Франциско Д. Виторие – 1486 – 1546 гг – прославился книгой «Об индейцах и праве войны». Основные мыли: 1) поставил вопрос о праве народов; 2) без добрососедского сотрудничества не будет безопасности, от сюда вывод строй хорошие отношения.
Гуга Гроцций – 1583-1645 гг. – основоположник современного международного права. Главная книга «О праве войны и мира». Здесь он систематизирует нормы международного права и продолжает мыль Эразма Роттердамского. Его творчество посвящено освещению регулятивных механизмов между государствами. Для избавления мира от войн нужно создать совершенную модель международного права.
Концепция Внешней политики Гуга Гроция: 1) главная цель разумной ВП – искоренение войн; 2) Главный инструмент для цели – международно-правовые нормы и международное право; 3) Он является систематизатором международного права. В основу международного права он положил 2 принципа: 1) ненасилие в МО и нужно ориентироваться на дипломатию; 2) тщательная проработка правомерности ведения войны; войны за национальные интересы не являются справедливыми, т к есть рядом чужие национальные интересы; не справедливыми являются войны с целью распространения христианства.
Заслугой Гуга Гроция в том что он закладывает идеи мирного сосуществования на принципах коллективной взаимопомощи государств.
Томас Гоббс – в основе своей реалист, но с либеральными оттенками. Прославился своей концепцией Левиафана. Он полагал что МО и все социальные отношения – просизводные от человеческих отношений, между людьми, законы развития человека в обществе, человек по сути жаден, эгоистичен, он обуреваем страстями и главная из них стремление властвовать, определять. Все это переносится на общество. «МО – война всех простив всех и каждого против каждого». Выход из этого положния – только общественный договор. Он утверждает что люди сумели создать этот договор потому что у них есть мозги, но государство не имеет их чтобы договорится. Государства – Левиафаны – государства не спобоные остновится. У Гоббса есть рассуждения на счет международного права.
Эпоха Возрождения закончивается 30-летней войной и формирования Весфальской системой МО. Была создана новая идеология по принципу богу богово, а кесарю кесарево. Были формированы в Европе цельные, устойчивые государства-нации. С точки зрения экономического развития характеризуется Меркантилизма – эпоха дененжного мешка – все ввозить (золото и серебро) и ничего не вывозить. Государство-нация стала хорошей формой формирования большего богатства. В результате формирования госуадрств-наций начинается процесс объединения Европы.
Концепции Европейской интеграции – либеральная концепция. Первый проект Пьера Дюпуа – 1386 год. Формирование в европе общеевропейской христианской республики и создание ассамблеи европейских принцев.
Второй проект Эмерика Крюссе – Париж – 14 век. Смысл межгосударственная ассамблея в Венеции где государства представляются государями. Этот проект был представлен в период 30-летней войны. В эту концепцию включались и христианские и не христианские государства. Принципы объединения: 1) свободная торговля; 2) свободная экономика – не зацикливаться на национальной экономике, а размещать производства где удобнее.
Третий проект Вильяма Пенна – Англия – основатель Пенсильвании – 1690 год – самая продвинутая. Формирование европейской конфедерации во главе с парламентом. Он предложил принцип европейской философии бытия – соединение ценностей христианского гуманизма и национальных интересов.
В 1712 году формируется проект вечных миров в Европе – аббат Шаль де Сен Пьер. Смысл проекта: 1) признание политического равновесия в Европе как главного фактора европейского устройства; 2) признание дипломатии как главного инструмента преодоления конфликтов; 3) создание европейской конфедерации(больше полномочий у составных частей).
Бентам Иеремия – он повторил идею о формировании европейской ассамблеи; впервые был сформулирован вопрос о формирование единой европейской армии.
1815 год – прорыв в этом направлении – Сен Симон. Впервые был предложен план Европы как единой нации. Он предложил пост Евромонарха; 2) поставил вопрос о европейском праве(сегодня 200 статей Римского договора 1957 года); 3) предложил концепцию Европейской армии.
С конца 18 века –период формирования мировых объединений с мировым правительством. Иммануил Кант 1724 -1804 – философ, либерал – брошюра «К вечному миру» - гимн либерализма и полный разрыв с реализмом. Концепция формирования мирового правительства (сейчас Бильдербергский клуб). 1) право и политика – близнецы братья, они идут рука об руку, право ограничивает власть; 2) ввел в обиход концепцию моральной политики и морального политика. Любое государственное деяние должно быть морально обеспеченно. 3) заявляя о моральной политики и политика он отвергал политического моралиста – извращает моральные ценности в поддержку целям государства; 4) критикует Гоббса – в мире государств можно сформировать общественный договор; 5) Антиморальный допуска Канта – полагает что закон можно и нужно утверждать силой и демократию тоже. Это реализована в теории демократического мира Дойла – распространение демократии любым путем. Концепция вечного мира содержится в 6 прелиминарных статьях (предварительных): 1) мирный договор не может считаться легитимным если он не исключает возможности новой войны – он должен ее исключать; 2) нельзя приобретать государства ни каким путем (ни наследственным, ни путем войн); 3) постоянные армии со временем должны исчезнуть – реликт переходной эпохи, это не демократичная; 4) государственный долг не должен использоваться в политической борьбе государств друг с другом; 5) никто не имеет вмешиваться в вопросы правления и формы государственного устройства; 6) во время войн и конфликтов не должны идти на такие действия, которые сделали бы не возможным взаимное доверие в будущем, а именно: засылка убийц, террористов, отравителей, подстрекательство к измене, нарушение условий капитуляции.
2 условия вечного мира по Канту: 1) установить республиканское правительство во всех странах; 2) оно должно базироваться на двух принципах: а) принцип свободы людей (права и свободы); б) принцип верховенства закона. Международное право должно носить федералистский характер – нам не нужно государство народов, а союз народов, а как условия – гражданин мира, а не государства.
Выводы по Канту: 1) Речь идет не столько о мировом государстве, сколько о человеческом государстве. 2) положение о соотношении морали и политики, он сторонник превалирования морали в политике.
Доклад по Джону Локку.
Знамя И. Канта подхватил Вудро Вильсон – представитель средних слоев американского общества, его не очень уважали в Европе, презирали руководители Англии и Франции, неоднозначно относились в Америке и в связи с этим происходили казусы. Лига Наций была сформирована по предложении Вудро Вильсона, но Америка отказалась вступать в эту структуру, в противоречие президенту.
Дневник полковника Хауза – 2 тома.
Вудро Вильсон вошел в историю программой 14 пунктов – абсолютно либеральная программа – особенность в том что программу формулировал президент. Америка была либеральная страна, а президенты в начале 20 века были реалисты. Эта программа определяла мировую политику, в течении 20-30 годов мировая политика была под флагом либерализма.
1 часть – 7 пунктов были посвящены формированию принципа национального самоопределения на территории проигравших стран(Австро-венгрия, Турция, Россия).
2 часть – объявляла необходимость либеральной свободы в торговле. В решениях 1 мировой войны – объявить международными некоторые европейские реки.
3 часть – 14-й пункт создание международной организации по поддержанию мира. Была сформирована Лига Наций – либерализм чистой воды.
Это знаковый документ, иногда эту программу сравнивают с декретом мира Ленина, новая мировая политика, либеральная политика.
Главные отличия программы Вудро Вильсона и декрета мира Ленина: 1) в декрете о мире – народ имеет право на самоопределение, но он полагал что самоопределение нация это этап на пути полного освобождения от капитализма; Вудро Вильсон настаивал на руководящей роли государства по образу и подобию Америки.
Цитата: «Трансформация мира позволит нам определять политику любой страны» - отсюда идея исключительности американской нации и прокочевала через всю историю США.
В конце 20 века либерализм преобразовался в неолиберализм. Неолиберальных школ много: Кларксон, Коохен.
Кларк и Сонн создали произведение – достижение мира через международное право. Неолиберализм отличается от либерализма преодолением от неких крайних позиций в сторону реализма, формирование некого
Образование версальско-вашингтонской системы МО не ликвидировала реалистическую парадигму в МО. Более того появилось много новых концепций, которые продолжили путь начатый от Вестфаля.
Поствестфальский реализм. Жан Боден – один из первых представителей реализма после Вестфальского мира. Его труд – теория государственного суверенитета. Смысл – государство главный суверен. Суверенитет – абсолютная власть государства. Он ратовал за абсолютную власть и за ее абсолютный характер.
Эмер Де Ваттель – концепция о праве народов – книга права народов. Интересы государства превыше всего, путь к стабильности – политическое равновесие.
Юм – философ 18 века. Знаменит концепцией равновесия – альтернативы равновесию нет, хочешь стабильности добивайся равновесия. Стабильность нужна для того чтобы получить минимальный риск. Любая стабильность – компромисс.
Клаузевиц – знаменит формулой – война продолжение политики иными средствами. Выдающимся является оправдание войны на определенном этапе. Книга о войне. Германия влюблена в Клаузевица. Знаменит ударом по либерализму, по Канту – категорически опроверг идею мирового правительства Канта – отстаивал законность войн как средство внешней политики. Это положение Клаузевица – не работает т к в ядерную эру чревато уничтожением человечества.
Современная концепция теории легитимизирующая войны – Полимология.
Для Клаузевица естественными формами было как война на уничтожение, так и война как наблюдение – широкое понятие войны
Продолжением Клаузевица были Маргентау и Арон.
Фукидид-Макиавелли-Гоббс-Клаузевиц-Маргентау-Арон
Политические отношения между государствами. Маргенау называют основоположником современного политического реализма. До Маргентау было развитие политических идей. Бло три концептуальных идеи: 1) концепция международной политики - ; 2) концепция конфликтности международной среды – теория естественного состояния общества и перенес ее на государство; 3) идея о национальных интересов – абсолютная приоритетность, но новшество, много обсуждает по теме не совпадении национальных интересах. Он уходит от классической реалистической идиллии.
Принципы политического реализма:
1) политическая деятельность строится на основе противоречивой человеческой природы – добродетель и агрессия. Любая модернизация общества – риск.
2) принцип национальных интересов (рассматривает НИ в терминах власти и силы), важность теории и ее возможности: без теории проводить международную политику нельзя;
3) принцип рационализации политики; мотивы в политики, блеф – не надо учитывать в МП, психологические факторы – блеф; а что не блеф: 1) четко разграничивать желание и действительного; 2) важно четкая и грамотная оценка возможного в конкретной ситуации; 3) вся ВП практика должна быть предельно рациональная и объективная учитывающая факты и реальность и исходить из возможного. Этим принципом Маргентау выступает против наносного.
4) принцип динамического понимания НИ – должны быть привязаны к текущим условиям и меняться с изменением ситуации; НИ не является вечным он меняется в зависимости от ситуации; нужно чтобы НИ отражали долгосрочные перспективы;
5) принцип благоразумия, этики и ответственности политического поведения – не характерно для реалистической позиции;
6) принцип определения МО как сферы борьбы за власть и влияние на международной арене.
Маргентау начинает сомневаться в вечности государства в МО.
Международная политика – включает в себя мировую политику и все не учтенные акторы.
Знамя Маргентау подхватил Раймон Арон – 1960 годы – француз. Лидер или один из лидеров французской социологической школы в МО.
Концепция Арона:
1) абсолютный сторонник силового в МО
2) сторонник социологии в МО – социальное в МО(процессы, религии, течения).
Мир и война между нациями. Основоположник праксиологии – теория оценки поведения акторов. Арон методолог – посвятил вопросам правил международной практики по изучению МО.
Арон полагал что главный и по сути единственный актор в МО – государство и приравнивал МО к отношениям между государствами.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Результаты обследования литературы и изданий документов.
Реализм эволюционирует в неореализм. Это стало следствием глобализации.
Главный представитель неореализма – Кеннет Уолдс. В 1979 году появилась книга «Теория международной политики»
1) главный участник МО – государства, но международная система выполняет функцию гаража государств.
2) Концепция уровневого анализа МО. Уровни: группы государств, государства, гражданин.
3) Предлагает отказаться от теории состояния человека(злоба, агрессия и тд) и воспринять те ценности что соответствуют МО.
Уолдс вышел за рамки национально-государственного понимания МО.