Популярные услуги

Теоретические основы национальной политики

2021-03-09СтудИзба

Глава 1. Теоретические основы национальной политики

1.1. Содержание, цели и задачи, субъект и объект,

виды национальной политики

        В современном социуме особую актуальность приобретает национальная политика. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Национальную политику можно рассматривать как систему мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов.

      Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, содержащая в своей основе теорию, цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализации. Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов и этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

        Российская Федерация - многонациональное государство. Здесь проживает, кроме русских, около 200 народов и этнических групп, в том числе,  около 7 млн татар, почти 2 млн чувашей, 1,5 млн башкир, около 1 млн немцев, более 4 млн украинцев и многие другие нации. Вместе с тем представители таких наций, как орочи, алеуты, саами, кеты насчитывают всего по несколько сот человек.

       Формулу – «единство многообразия» - отражает Конституция Российской Федерации, начинающаяся словами: "Мы - многонациональный народ России". И в этом не просто констатация очевидного факта, но и одна из главных практических задач государственной национальной политики, вытекающих, прежде всего, из необходимости учета культурно-исторической самобытности каждого народа, его «самочувствия» в прошлом и  настоящем, когда обозначились демократические механизмы согласования этноинтересов.

         Высшая цель государственной национальной политики - обеспечить народам оптимальные условия для полноценного развития, как на уровне общности, так и на уровне каждого человека, что позволяло бы гармонизировать межнациональные отношения, предупреждать возникновение трений и конфликтов между нациями-этносами, находить достойный выход из кризисных ситуаций.

           Во всем мире принято понимать национальную политику с двух позиций. Во-первых, внешняя национальная политика – политика осуществления интересов всей нации на международной арене.  Во-вторых, внутренняя национальная политика – это политика  государства в отношении наций, национальных меньшинств, малочисленных народов.

Рекомендуемые материалы

          Для понимания сущности национальной политики важно определиться с ее составляющими. Во-первых, это тот, кто реально участвует в национальной политике и на кого она направлена,  то есть ее объект. Во-вторых, кто является субъектами и какую функциональную нагрузку они несут, а также их цели и осуществляемые мероприятия. Еще необходимо понимать реальное положение объектов национальной политики и знать их самые важные социальные проблемы.

          Объектом национальной политики (на кого направлена национальная политика) являются нации, этносы, этнические общности, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы. Субъект национальной политики несет функцию разработки и реализации национальной политики, это прежде всего органы государственной власти, средства массовой информации, партии и общественные организации. Причем нация, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы могут являться объектом изучения еще ряда наук, национальная политика же изучает  их лишь под определенным углом зрения.

      Таким образом, предметом изучения национальной политики являются: 

1) межнациональные отношения в государственно-организованном обществе;

2) принципы управления национальными процессами и отношениями;

3) правовые механизмы регулирования межнациональных отношений;

4) межнациональные конфликты;

5) национальная культура, самобытность.

 Типологию национальной политики можно рассмотреть по различным основаниям. Во-первых, в зависимости от объектов или людей, на которых осуществляется воздействие: национальная политика в отношении русских, татар, башкир, украинцев и т.д.

Во-вторых, по сферам человеческой деятельности:

- национальная политика в области культуры;

- национальная политика в сфере образования;

- национальная политика в сфере науки;

- национальная  политика в сфере здравоохранения;

- национальная политика в сфере труда;

- национальная политика в сфере услуг и т.п.

В-третьих, в зависимости от типа самой национальной политики и базовой идеи, которая в ней заложена и, в связи с этим можно говорить о либеральной национальной политике и консервативной, ориентированной на традиции и  не признающей никакие новшества.

       Национальная политика опирается на достижения и исследования гуманитарных наук.  Существование и появление национальной политики стало возможным благодаря тому, что в конце ХХ века появился целый комплекс научных дисциплин, занимающихся исследованием проблем отдельных этносов и народов.

Этнологиянаука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Этнополитология занимается выявлением потенциальных конфликтов, причин межнациональной напряженности, прогнозированием развития ситуации в сфере этнос и власть.

Этносоциология – наука, изучающая социальные аспекты развития и жизнедеятельности этнических групп, типы и формы их взаимодействия. Цель данной науки - раскрыть этническое многообразие социальных процессов, изучить социальную структуру  этносов, наций и народа в целом, социально значимые явления в культуре и языке.

Этнопсихология – наука, анализирующая этнические особенности психики людей, этнические стереотипы поведения, особенности национального характера.

Этнодемография наука, изучающую особенности воспроизводства этносов (рождаемость, смертность, брачность, положение женщины в семье и обществе).

1.2. Этнос: понятие, виды, характеристики

В широком смысле слова общность представляет собой совокупность людей, объединенную устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающую рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно в процессе их культурного развития, этнические общности (этносы) возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, их образующих. Формы таких общностей различны — от первобытного человеческого стада до современной нации.

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

К функциям этнической общности  можно отнести:

— ориентировать человека в окружающем мире, обеспечивая его необходимой информацией;

— задавать общие жизненные ценности;

— обеспечивать физическую и социальную защиту всем членам общности.

Этническая общность устойчива во времени, для  нее характерна стабильность состава, в ней человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно исключить из этноса, благодаря этим качествам этнические общности являются одними из самых надежных форм социокультурной жизни людей.

Этимология понятия «этнос» (ethnos) свидетельствует о том, что этот термин зародился в древнегреческом языке, где последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и др.

Значительный вклад в научную интерпретацию понятия «этнос» внес в 20-е гг. XX столетия русский этнограф С. М. Широкогоров, который первым сформулировал научное его определение, он рассматривал этнос как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп».

В советской науке вплоть до середины 1960-х гг. понятие «этнос» практически не использовалось. Лишь в середине 1960-х гг. произошло широкое обращение к этнической проблематике. Инициатором обсуждения этнической проблематики выступил С.А.Токарев, попытавшийся сформулировать некоторые важные проблемы теории этноса. Он пришел к следующему выводу: «этническая общность есть такая общность людей, которая основывается на одном или нескольких из следующих видах социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии (если последняя имеется)».

К концу 1970-х гг. в отечественной этнологии сложились два конкурирующих между собой понимания этого термина. Одно из них предложил академик Ю.В. Бромлей, который понимал этнос как социокультурное явление и определял его как «исторически сложившуюся на территории устойчивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)».

На данный момент в науке еще не сложилось общепринятого понимания сущности этноса, но большинство авторов, в частности В.А. Тураев,  характеризуют этнос «как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства». Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как биологический феномен и как форму адаптации группы людей к окружающей среде,  кормящему ландшафту. Социальное в таком понимании этноса – это культура, которую он создает. Иногда этнос рассматривают как тип общности, основанный на информационных связях; как общность, объединяемая интересами и многие другие.

 Характеристики этноса. В качестве отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о малой родине, мифы об общих предках, национальный характер, фольклорное искусство и т.д. Значение и роль признаков не являются раз и навсегда данными, в восприятии членов этноса они меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации,  стадии консолидации этноса,  особенностей этнического окружения. Каждый из них по своему необходим и важен, но при этом ни один из них не является определяющим, доминирующим по отношению ко всем остальным. Лишь только в сочетании и взаимосвязи эти признаки позволяют выделять различные этносы.

Так, в настоящее время никем уже  не отрицается значение географической среды в формировании этноса, воздействующей на многие стороны жизни людей.

Практически во всех определениях этноса одним из главных факторов считается общность языка. Значимость данного фактора очевидна, но общность языка не всегда означает принадлежность к одному этносу. Так, немцы и большинство швейцарцев (65%), австрийцы и люксембуржцы говорят на немецком языке, но принадлежат к разным этносам. С другой стороны, внутри одного этноса могут функционировать несколько языков: у мордвы — мокша и эрзя, у грузин — мингрельский и сванский. Наличие различных языков не препятствует самоидентификации этих этносов.

Одним из важнейших признаков этноса принято считать общность территории. Изучение этнической географии показывает, что люди могут проживать в разных регионах, но принадлежать к одному этносу.

         Здесь перед нами предстает еще один важный фактор — этническое самосознание, т.е. осознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности.

         Наличие этнического сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса — этнонима (от греч. этнос — народ и лат. nomina— название, имя).

        Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.

          Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Члены этноса сосуществуют не только в пространстве, но и во времени. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Он обладает глубиной во времени, имеет свою историю. Одни поколения членов этноса замещаются другими, одни члены этноса наследуют другим, то есть существование этноса предполагает наследование.

       Но наследование наследованию рознь. Существует два качественно разных вида наследования. Одно из них наследование биологическое, через посредство генетической программы, заложенной в хромосомах, наследование телесной организации. Другое - наследование социальное, передача культуры от поколения к поколению. В первом случае принято говорить о наследственности, во втором — о приемственности.

       Отсюда вытекает представление, что этническая общность в своей основе есть общность происхождения, что этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос — особая порода людей.

        Когда перед человеком, который никогда не занимался теоретическими рассуждениями о природе этноса, встает вопрос о том, почему он принадлежит именно к этому, а не иному этносу, почему, например, он русский, а не татарин, англичанин и т.п., то у него естественно напрашивается ответ: потому что мои родители принадлежали к данному этносу, потому что мои родители — русские, а не татары, не англичане и т.п. Для обычного человека его принадлежность к тому или иному этносу определяется его происхождением, которое понимается как кровное происхождение.

        Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.

        Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.

        Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять:

1)  из этнического ядра — компактно живущей на определенной территории основной части этноса;

2) этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части;

3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, хевсуров и т.д. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Производным (родовым) по отношению к понятию «этнос» выступает понятие «этничность», которое перешло в русский язык из английского языка («ethnicity»).

Этничность можно рассматривать как особое чувство человека, выражающееся в переживании индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе или общности, формирующееся на основании осознания культурного и генеалогического единства этой группы.

Она является результатом сложного взаимодействия личности и этнической общности, которое характеризуется тремя основными моментами.

Во-первых, этничность является в определенной мере навязанной, поскольку человек не выбирает этническую группу, в которой он рождается, а также то этнокультурное окружение, в котором оказывается с момента своего рождения.

Во-вторых, в силу своей значимости этничность требует от человека полной тождественности со своей этнической группой и является результатом выбора и волевых усилий по поддержанию им своей идентичности.

В-третьих, содержание этничности определяется положением этнической группы в обществе и человек оказывается вынужденным принять те признаки и факторы, которым наделяется его этническая группа в соответствии с ее социальным статусом.

1.3 . Основные классификации этносов

           Классификации этносов в классической этнологии выделяются по следующим критериям: географическому, антропологическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Географическая классификация. С помощью такой классификации этносов выделяются условные географические регионы, в  которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов.

Классификация такого типа опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. 

Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формирования, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам.

Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

      Этот вид классификации необходим для упорядочения описываемых народов при создании этнической картины мира.

         Антропологическая классификация. Антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления народов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами.

        Современная этническая картина мира убеждает нас, что между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. В повседневной жизни и в науке подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Понятно, что сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства. Термин «раса» ввел Франсуа Бернье.

      Раса – это большая группа людей, которые различаются наследственными физическими особенностями и связаны общим происхождением и определенной областью обитания.

Формирование основных рас, как предполагают ученые, происходило приблизительно в промежутке сорок — шестнадцать тысяч лет до нашей эры. Однако на этом процесс расогенеза не закончился, он продолжался и позднее. Одновременно с возникновением рас происходило и их постоянное смешение, вследствие чего «чистых» рас в мире не существует, все они обнаруживают те или иные признаки смешанности.

При рассмотрении проблем антропогенеза и расогенеза современная наука исходит из убеждения, что биологически человечество едино, все люди нашей планеты относятся к одному биологическому виду. Но некоторые особенности физического строения людей меняются в зависимости от их проживания в той или иной части света. Такие особенности, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей, принято называть расовыми признаками. Важнейшими из них являются следующие:

1. Форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней.

2. Третичный волосяной покров, появляющийся в период поло- вого созревания. При этом учитываются густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин.

3. Цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно- розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки.

4. Цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы.

5. Цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов— желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые, синие.

6. Рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослоro мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы.

7. Пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие типы фигур: а) брахиморфный («брахис» — короткий, «морфо»— форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» — длинный) тип — сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» — средний) тип - занимает промежуточное положение между первыми двумя.

8. Параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9 % — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9%— мезокефалия; больше 81 % — брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

Выделяют следующие основные расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Кроме того, в результате смешения образовалось 25 малых или переходных рас.

Языковая (лингвистическая) классификация дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры.

Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди разговаривают на одном языке, зато есть страны, где существует более 100 языков.

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Исследования  в области родства тех или иных языков важны  как показатели близости культур и соответственно народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их  родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. При этом родство языков может означать и родство по происхождению.

Сравнительное языкознание устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объединять их в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи появились в процессе развития из языка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно отличаться один от другого, но и также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства.

Язык — общественное явление и может существовать только в обществе. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также обусловленным заимствованиями из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует о родстве языков. Таким образом, языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одно из оснований для выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозначаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира. В свою очередь, каждая из семей подразделяется на подсемьи, или ветви, состоящие из языков, более близких друг другу, чем языкам других подразделений. Почти каждый язык имеет варианты, обусловленные социальными и географическими факторами. Такие варианты были названы диалектоми.

Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Хозяйственно-культурная классификация. Современная этническая картина мира представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В этом этническом многообразии обращает на себя внимание сходство культур народов, живущих по соседству. Это обстоятельство послужило основанием для еще одного вида классификации народов мира, получившего название «хозяйственно-культурная классификация». Она базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов. В этнологии под хозяйственно-культурным типом понимаются определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа— характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. В то же время вопрос об общности культур этнических групп, об общей исторической судьбе народов отодвигается на второй план.

Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений; и т.п.

1.4 Племя, народность, нация как формы этнических общностей

         В историческом плане этнос развивался следующим образом, это: род, племя, народность, нация. Исторически первой формой этнических общностей был род, совокупность которых впоследствии составляло племя. Племя  представляло собой союз кровных родов, объединенных общностью происхождения. Общины того времени сохраняли родовую основу, т.е. включали большие семьи, происходящие из одного рода, но также встречались общины, объединявшие семьи различного происхождения. В таких объединениях отсутствовали какие-либо формы централизованной власти, единство племени поддерживалось за счет межобщинных  браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. Функционально племя было призвано регулировать отношения между родами, определять формы и содержание этих отношений, обеспечивать защиту общей территории.

Появление общественной власти в рамках родоплеменных общностей  привело к тому, что  разнообразные объединения людей стали создаваться на базе общности хозяйственных интересов, прежде всего общности владения землей. А это, в свою очередь, повлекло смену племенной организации на новую форму этнической общности – народность.

Возникновение народности было вызвано усилением роли таких факторов, как единство территории, общность языка, традиций, обычаев. Эти факторы создавали более благоприятные условия для этнической консолидации, укрепления этнического единства и этнического самосознания.

Появление народностей произошло путем смешения и консолидации племенных групп. Первые народности возникли в районах древнейших цивилизаций (Египет, Двуречье). В Европе формирование народностей началось в эпоху Великого переселения народов (IV — VII вв.). На территории России начало формирования народностей приходится на конец IX — Х в. Повсюду народности складывались из разноязычных и разнокультурных компонентов, часть которых подвергалась ассимиляции и входила в зарождающийся этнос в качестве субстрата. Так, например, при образовании древнерусской народности в нее кроме славянских племен вошли угро-финские и балтийские этнические племена. По мере возникновения народности, усиления связей между ее отдельными частями формировались общий язык, территориальная, культурная и хозяйственная общность. Интегрирующим показателем этих процессов было появление нового единого этнонима, под которым народность становилась известной своим соседям.

В зарубежной этнологии понятия «народность» не существует. В нашей стране оно широко используется с середины 1920-х гг. для обозначения этносов, находящихся на уровне развития между племенами и нациями. К народностям обычно относили этносы численностью до 100 тыс. человек, не имевших государственности в форме союзных или автономных республик. В последние годы термином «народность» чаще всего обозначаются этнические меньшинства.

В возникновении наций важную роль сыграли следующие причины:

· формирование индустриальных обществ с преимущественно рыночными, государственными и социальными регуляторами;

· государственное обособление народов, приведшее к возникновению самостоятельных этнических общностей, говорящих на одном языке.

Понятие «нация» образовано от лат. слова natio, которое в древнеримской культуре употреблялось в том же значении, что и древнегреческое слово «этнос», — «род», «племя», «народ». В западной науке преобладает точка зрения, согласно которой нация — это совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В Центральной и Восточной Европе между понятиями «нация», «народ» и «этнос» не делается различий, и они употребляются как синонимы. В России принято считать нацию высшей формой этноca, пришедшей на смену народности.

Что же такое нация? Нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает "на родство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. В качестве других ее признаков называют общность языка, территории, экономической жизни.

Одним из признаков нации также  называют общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей.  

       Большинство современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства, которое в конечном итоге и стало важнейшим фактором образования нации. П. Фулькье определяет нацию как «сообщество индивидов, родившихся в одной стране». Словарь Лаланда трактует нацию как «совокупность индивидов, образующих государство». То есть нация – это прежде всего политическое объединение.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация – это особая социально-культурная, политическая, историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры.

         1.5. Титульные, коренные народы и национальные меньшинства: соотношение понятий

      Исследование межэтнических отношений невозможно без учета статусности этнических групп. Этнический статус указывает место народа в системе межэтнических отношений.

Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов  все этнические общности принято делить на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы.

Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Титульные народы еще часто называют коренными, хотя это название неточно. В международной практике коренными народами называют аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к этнической картине России коренными называются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.

Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство, которое представляет собой отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам поэтому относят группы населения, которые:

· во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве;

· во-вторых, находятся в недоминирующем положении;

· в-третьих, обладают этнокультурной спецификой и желают сохранить ее.

В качестве этнических меньшинств могут выступать:

1) часть титульной нации, проживающая на территории другого государства (этнические диаспоры);

2) группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды);

3) народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, которые оказались численно меньше приезжего населения (эвенки, чукчи, якуты);

4) этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).

Рекомендуем посмотреть лекцию "2 Актуальность культурологи".

Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экокомическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.     

Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов, большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически.

На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее