Популярные услуги

Главная » Лекции » Дизайн » Дизайн машин » Теоретические концепции отечественного дизайна

Теоретические концепции отечественного дизайна

2021-03-09СтудИзба

Лекция 2. Теоретические концепции отечественного дизайна (1960-80-х г.)

Одной из главных проблем народного хозяйства по Пос­тановлению Совета Министров 1962 г. виделось повышение ка­чества промышленной продукции путем внедрения методов художественного конструирования. В техническую документацию вводились пун­кты о соответствии серийной продукции требованиям техничес­кой эстетики. Было введено понятие потребительских свойств. Оно обозначало свойства изделия, проявляющиеся в процессе потребления и составляющие его ценность для потребителя.

Весь комплекс требований технической эстетики и вся со­вокупность потребительских свойств изделий условно разделя­лись на две группы:

1) требования, обеспечивающие получение полезного эф­фекта при потреблении изделия;

2) требования, характеризую­щие материальные затраты на производство (или приобретение) и эксплуатацию изделия.

Первая группа требований, в свою очередь, включает: 1) социальные требования, 2) утилитарно-функциональные, 3) эр­гономические и 4) эстетические.

Социальные требования включают соответствие изделия общественным потребностям. Здесь имеется ввиду и общественная необходимость производства данного изделия, и номенклатура таких изделий, спрос на него. Учитывается и возможность современной организации процесса труда с использова­нием изделия.

Утилитарно-функциональные требования характери­зуют функциональные свойства вещи, выявляющиеся в процес­се ее потребления. Это требования, чтобы изделие быстро, лег­ко и без затруднений выполняло ту функцию, для которой оно предназначено.

Эргономические требования — это использование вещи человеком, соответствие вещи его физическим, психологическим и физиологическим данным. Эргономические требования опре­деляют условия, необходимые для оптимального функциониро­вания системы «изделие — человек».

Рекомендуемые материалы

        Теоретическая модель процесса дизайнерского (художест­венно-конструкторского) формообразования, разработанная со­трудниками ВНИИТЭ  была определена как попытка построения «аксиоморфологической теории дизайна». Проектируемый дизайнером предмет выступает, с одной стороны, как оформляемое производством «природное тело», имеющее свою морфологию, пространственную организованность, другой — как общественно-человеческая (утилитарная, культур­ная, эстетическая) полезность, значимость, ценность.

2.1. Принцип «открытой формы» художественного проектирования

Иную концепцию дизайнерского творчества, чем рассмот­ренная выше, развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР на Сенежском озере  (основана в 1963 г.).

В теоретических установках студии выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования, определяемого ими как «художественное проектирование», с общей  и художественной культурой. Задача профессиональной художественно-проектной деятельности как «...вовлечение технического предмета в обыденную культуру, преобразование его в вещь, обладающую комплексной потребительской ценностью. Содержание этой ценности включает утилитарные, символические,    эстетические, престижные и иные значения, общие  для всех вещей, что и позволяет говорить о формировании целостной предметной или вещно-пространственной среды».

Объект превращается в сложную функциональ­ную пару «человек — вещь». Итогом проектирования должна явиться проектная модель этой пары — модель системы «чело­век—объект использования».

Переход от постановки чисто технических задач проек­тирования к социально-культурным требованиям к проектируе­мому изделию означает заботу дизайнера о создании предмет­ного «фона», обрамляющего человеческую деятельность.        Задача может быть сформулирована как проектирование временно-про­странственной «рамы» вокруг человека-субъекта. Такой транс­формации целевой установки проектирования соответствует, по мнению творческих сотрудников студии, метод «открытой фор­мы ».

Принцип «открытой формы» призван решить проблему творческой самодеятельности человека как в сфере производства, так и в процессе использования предметов бытового назначе­ния. Деятельность дизайнера при этом не сводится к созданию статичных невариабельных, замкнутых форм. Его творческое мышление ориентировано на поиск формы, позволяющей нара­щивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру, ее элементы.    

Четыре кардинальных положения концепции Сенежской студии:

1) творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно - источник проект­ных смыслов и художественных средств арт-дизайна;

2) художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный твор­честву театральной труппы;

3) художественный проект, воплощенный в виде прос­транственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический «макетный ма­териал», выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выс­тавке или в музее как результат нового вида художественного творчества;

4) основным полем приложения сенежской версии худо­жественного проектирования является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна. Это как бы «бесхозная земля», не осваиваемая ни градостроителем, ни дизайнерами промышленных изделий или визуальных комму­никаций.

2.2. Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ

В связи с постановкой и реализацией крупных социальных народнохозяйственных целевых программ в отечественном дизайне сложилась ситуация, потребовавшая иных подходов к ди­зайн-деятельности.

Новая теоретическая концепция начала складываться в конце 1970-х и получила стройное воплощение в 80-е годы. Она базировалась на использовании системного подхода к изучению и моделированию сложных объектов и многоком­понентных систем. Но системный подход использовался не­сколько в ином плане, чем это было отражено в идеях систем­ного проектирования конца 1950-х – середины 60-х годов.

Цели, задачи, функции, содержание и способы организа­ции деятельности по решению крупномасштабных задач, комп­лексному повышению качества промышленных изделий и пред­метной среды жизнедеятельности определяются термином «Дизайн-программа».

Дизайн-программа - конкретная прак­тическая форма реализации системного дизайна. Этот метод со­единяет в целостный процесс разработку эстетико-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработкой программно-целевой организации системы деятель­ности по реализации разработанного проекта.

 В структуру дизайн-программы входят четыре блока (рис. 1), каждый из которых представляет особый срез дизайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, организационно-управленческий, проектно-конструкторский.

Проблемно-целевой блок содержит формулировку проблемы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и оценку исходного состояния проблемы, формулировку конечных проблемных результатов и сроков их реализации.

Концептуальный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению проблемы, обобщенной и целостной программной модели комплексного объекта, задающей принципиальные его характеристики (типологические функциональные, морфологические, технологические) и в самых общих чертах организационную стратегию по достижению ко­нечных целей.

Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организации и управления разработкой программы и контроля за ее реализацией, а также перечень необходимых организаци­онно-хозяйственных мероприятий.

Проектный блок охватыва­ет вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектированию комплексного объекта, поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта.

Дизайн-программа предусматривает создание целостных фрагментов предметной среды жизнедеятельности человека, яв­ляясь эффективным средством повышения качества промышлен­ной продукции, совершенствования ее ассортимента, снижения себестоимости и одновременно повышения эффективности ее производства.

Обратите внимание на лекцию "10. Управление охраной труда на предприятии".

Проектируя предметные совокупности, образующие сис­темы, дизайнер не только задает программу их функционирова­ния в системе, но и в рамках программного подхода сам разра­батывает наиболее эффективные формы собственной деятельности, т. е. проектирования [3].

Потребление

Производство

распределение

Рис. 1. Обобщенная структура дизайн-программы

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее