Популярные услуги

Духовное бытие человека

2021-03-09СтудИзба

ЛЕКЦИЯ 6.

Духовное бытие человека.

1. Принцип духовности в человеческой реальности

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души, духа — принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на человека по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимо­сти и способности целостного видения человеческой природы — в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.

В отечественной психологии работами Б.С.Братуся, В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, Ф.Е.Василюка и другими, предпринима­ются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. В определенном смысле и наша попытка построить специальный курс психологии человека может рассматриваться под этим уг­лом зрения — как выход на полноту и целостность психологиче­ской (субъективной) реальности человека.

С житейской (светской) точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек» , то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, откры­тости, способности сопереживать другому, способности пони­мать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовно­сти человека , мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении выс­шими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески -созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным является только узко психологический взгляд на человека, где он предстает, пре­жде всего, как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидносвоеобразных свойств и качеств, как внутрен­няя взаимосвязь множества психологических способностей и ме­ханизмов. В действительности же внутренний мир человека име­ет многообразные связи и отношения со всем миром человече­ской культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духов­ное измерение.

Последователь и ученик В.Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э.Шпрангер писал, что «субъект с его пережи­ваниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа. исторического и общественного по своему характеру». Как ду­ховное существо человек не может рас­сматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, — отмечал Э.Шпрангер. — возникшие в исторической жизни которые по своему смыслу и значен и выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом духовной жизнью или объективной культурой». Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человече­скому. Человек духовен в той мере, в какой он действует соглас­но высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из изме­рений духовности человека.

Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изо­бразительного искусства, музыки, драматургии.

Рекомендуемые материалы

Духовность относится к родовым определениям человече­ского способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного ин­дивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдель­ному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.п.

Нравственность — лич­ная форма этического сознания; область свобод­ных и ответственных по­ступков личности, ее внутренних мотивов и по­буждений творить добро.

Новый принцип, делающий человека человеком, считал М. Шелер, вообще лежит вне всего того, что и с внутренне-пси­хической, и с внешне-витальной стороны мы можем назвать жизнью. То, что делает человека человеком, есть принцип, про­тивоположный всей наличной жизни; как таковой, он вообще не­сводим к «естественной эволюции жизни», а если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей, к той основе, где и сама жизнь является лишь частной ее манифе­стацией. Этот принцип, который включает в себя и понятие ра­зума, и мышление в идеях, и созерцание, и такие эмоционально-волевые акты, как доброта, любовь, раскаяние, М.Шелер обозна­чал словом (понятием, категорией) дух.

Но что же это такое — «дух», этот новый и столь кардиналь­ный принцип бытия человеческой реальности? Редко с каким другим словом обходились так вольно и путанно. Если главным в понятии духа сделать особый род знания, особый способ суще­ствования, которые может дать только он, то тогда основным определением «духовного существа» оказывается личная незави­симость человека от всего органического (телесного), свобода от принуждения и давления всего, что относится к «жизни», в том числе и от «душевных структур», ее влечений, пристрастий и прельщений. И это есть подлинная внутренняя, духовная свобо­да , т.е. свобода именно духа, который «веет, где хочет», а не ду­ши и не тела.

2. Ступени духовного роста человека

Индивидуальный дух человека предстает в различных обли­ках, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких обликах субъ­ективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.

Они являются и ступенями становления духовного мира челове­ка, мерой освоения и принятия им духовного опыта человечест­ва, мерой его духовности в целом. Предпосылкой, основой их является душевная жизнь человека, его субъективность.

Душевная жизнь (во всем ее богатстве и многообразии) в качестве субъективного непосредственного самобытия (бытия са­мости) есть целый особый мир и в этом смысле — непосредст­венно очевидная реальность. Иллюстрацией здесь могут быть знаменитые переживания подро­сткового, а впоследствии и юношеского кризисов, которые связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «Я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культу­ры, что в пределах собственной жизни собственного смысла нет (есть лишь окружающие чужие смыслы). Кризис идентичности, аутотентичности и есть симптом безосновности, незавершенно­сти, своеобразной призрачности собственной самости, который настоятельно, остро требует выхода (трансцендирования) души за свои собственные пределы, в иное, укореняющее ее.

Самость (субъективность) человека стоит, таким образом, всегда на пороге между душевным и духовным бытием. Есть ме­сто, где духовное (значимое в самом себе бытие) проникает в ду­шу. На этом основана таинственная способность человека — «единственный подлинный признак, отличающий его от живот­ного, — соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привле­кать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить ее и все ее цели» 79.

Именно личность есть то, что составляет под­линное единство нашей душевной жизни, ее субстанциональную и вполне определенную форму. Поскольку духовное бытие че­ловека конституирует личность, к его существу принадлежит и индивидуальность.

Работа и культивирова­ние способности лич­ности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, за преде­лами самой себя, вне всякого фактического своего состояния, да­же своей фактической общей природы и поднимает, вводит человека на следую­щую ступень духовного бытия — на ступень индивидуальности.

Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести.

Индивидуализация бытия человека, транцендирование внутрь, высвечивание ее есть условие встречи с бесконечностью духовного царства, с бесконечностью Универсума, в котором впервые конституируется подлинное Я, образуется действительно полное, свободное «бытие-у-самого-себя». Истинном, окончательном освобождении, где даже пре­дельная индивидуальность «жертвует» своею уникальной единич­ностью и лишь становится причастной к бесконечному универ­сальному бытию.

Тайна человека как личности и индивидуальности, таким образом, окончательно раскрывается в его универсальности. Ибо вселенское и бесконечное с максимальной адекватностью полу­чает свое выражение в точке — с ее единственностью и абсолют­ным своеобразием; как и наоборот: лишь то, что может быть признано истинно личным «бытие - для -себя», может воспринять и выразить бесконечное.

3. Общее представление о личности в психологии

Реальность, которая описывается термином «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за опре­деленными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, лич­ность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первона­чальному значению это определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон кото­рых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, поня­тие личности не отделено от смыслового значения индивидуаль­ности (хотя, как мы видим, — слова разные). В «Толковом сло­варе русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова личность ха­рактеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социаль­ных и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, — несовпадение собствен­ных характеристик человека, его лица с содержанием роли, ко­торую он исполняет. Другой смысл — социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала им­пульс для развития представлений о личности как системе ро­левого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых со­циальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это на­шло свое выражение в так называемой ролевой теории личности , в которой она характеризуется главным образом через выполняе­мые ею социальные роли. В семье — это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе — определенная, профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обая­тельной женщины и т.п. Принятие или не­принятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответст­венность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

Понятие личности тесно связано с поня­тием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль это программа, которая отвечает ожидаемому поведе­нию человека в структуре той или иной социальной группы, заданный, несвободный способ его участия в жизни общества.

 Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отноше­ния, наши действия.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности — способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пре­делы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний.

Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному вы­бору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция — это наиболее це­лостная характеристика человека как личности. Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно опреде­ляющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть, целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Таким образом, личность это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень.  Личностный способ бытия человека обеспечивается благода­ря особым личностным образованиям.

4. Психологические образования личности

Пространство личности — это пространство социального поведения человека, его поступки. Личность проявляется и фор­мируется через поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Способности субъекта в личностном плане получают оценку через особый (присущий данному индивиду) способ социального действия: способность глубоко и правильно оценить сложив­шуюся ситуацию, учет различных позиций других субъектов, предвидение возможных последствий для себя и других своих действий и др.

Характер (в широком смысле слова) также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Лич­ность определяет специфику позиции человека, мотивов и смы­слов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей.

В психологии указывается на то, что личность в ее узком понимании может контрастировать с характером. Житейская психология дает многочисленные примеры несовпадения лично­сти и характера: можно встретить «хорошего человека» (т.е. ин­дивида с социально ценной, нравственной позицией) с плохим характером (недостаточно сдержанным, безвольным) и, напротив, негодяя и подлеца (личностная позиция) с хорошим характером (общительным, уравновешенным). В научной литературе отмечается, что на личностном уровне бытия человек преодолевает недостатки своего характера: личность в своем развитии «снимает» характер.

Включенность субъектных образований в личностное пове­дение позволяет определять личность как субъект социальных отношений. Недоразвитие внутреннего мира проявляется и в личностном бытии человека. Отсутствие стойких социальных устремлений у субъекта приводит к избеганию ответственных действий. Неспособность осмыслить глубину и сложность соци­альных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельно­му поведению, либо к асоциальным действиям.

С этой точки зрения, действительно, личность — это субъ­ект (распорядитель, инициатор) социального поведения и в этом качестве включает в себя основные субъектные структуры.

Это такие понятия, как личност­ные ценности, личные выборы, моральность личности, само­стоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели лич­ности, личное время и т.д.

Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуаль­ной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или ценностных ориентации личности .

Основное содержание ценностных ориентации личности со­ставляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают ус­тойчивость личности, определенность и последовательность по­ведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.

Развитые ценностные ориентации — признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в общественно-социальные учреждения и общности. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личност­ного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения.

Самостоятельность и ответственность в социальном по­ведении составляют самые существенные характеристики челове­ка как личности. Самостоятельность действия — это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения, личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим Я. В философии в таком случае говорят об автономии «са­мозаконности» личности как способности человека возводить в принцип самостоятельно выработанные нормы поведения и доб­ровольно им следовать.

Обратите внимание на лекцию "15 - Основные разновидности подземных вод".

Ответственность мы связываем со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо разли­чима эта характеристика поведения человека. Человек, признаю­щий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стрем­ление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оце­нивается другими как внутренняя слабость, личностная недораз­витость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения су­ществующей морали. Поэтому личность — это моральная катего­рия. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обще­стве, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотно­шений: так принято поступать, а так не принято в данном сооб­ществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность личности отличается от ее нравственности. Мо­ральность в первую очередь предполагает ориентацию на част­ные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нравственность — ориентация на самостоятельно принятые аб­солютные принципы и ценности.

Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, требованиям морали переживается в эмоции стыда . Стыд переживается как неудов­летворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд — это всегда стыд перед другими, страх быть осуж­денным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» под­разумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

В отличие от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков. Здесь другой — это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе — челове­чество, для религиозного человека —- Бог). Мы связываем со­весть с более высоким уровнем духовного развития человека — с его индивидуальностью.

С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести. Кодекс чести — это всегда конкретный, определенный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, ученого, дипло­мата,  предпринимателя  и  т.д.   Вступая  в  данное  сообщество, субъект принимает на себя обязательство нести и выполнять его правила и нормы. Подтверждением этого факта для других часто является произнесение им выражения: «Честное (личное) сло­во». Нарушение данного слова сурово осуждается и подвергается групповому наказанию. Весьма развитый кодекс чести существу­ет у подростков.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоя­тельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
440
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее