Популярные услуги

Главная » Лекции » Психология » Введение в этническую психологию » Этнические особенности познавательных процессов

Этнические особенности познавательных процессов

2021-03-09СтудИзба

Глава 4. Этнические особенности познавательных процессов.

Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий представителей разных народов.

Некоторые ученые, считая культуру универсальным механиз­мом адаптации общества к природной и социальной среде, рас­сматривают предмет этнопсихологии как часть культуры, как производное от нее. Таким образом, они сводят изучение этнопсихологических проблем исключительно к определению условий жизни и способов выработки определенных поведенческих, реакций на конкретные жизненные обстоятельства того или иного этноса. Другие предупреждают о возможном обеднении содержания этнопсихологической науки из-за сведения ее пред­мета к рассмотрению исключительно таких понятий, как «на­циональный характер» или «национальные потребности», кото­рые обнаруживаются обычно на уровне обыденной психологии и часто метафоричны. Они обращают внимание на необходи­мость рассматривать предмет этнопсихологии не в системе социально-психологических явлений, а прежде всего в системе об­щей психологии как науки, изучающей наиболее общие психо­логические закономерности, принципы и понятия. Только тогда этнопсихологические особенности проявятся не как перечень от­личий, а во взаимосвязи друг с другом и с другими общечело­веческими, присущими конкретному обществу групповыми и ин­дивидуально-личностными психологическими особенностями.

По мнению И. С. Кона, исследования в этнической психологии мо­гут быть либо социокультурными (характеристики общества, культуры), либо психологическими (свойства индивида, входя­щего в тот или иной этнос). Поэтому вполне закономерно, что в зависимости от изучаемого предмета меняется и методический аппарат, и логика исследования. Это можно проследить на при­мере различных подходов к изучению такого психического про­цесса, как мышление.

Еще в XIX в. психология игнорировала факт социально-исто­рической детерминации высших психических функций. Счита­лось, что внутренние свойства и основные законы психической жизни (ассоциации, апперцепции, структурность восприятия, условные связи) остаются неизменными, и, таким образом, об­щественные формы деятельности – это проявления психологиче­ских свойств человека, установленных в психологии. Так, В. Вундт в своем многотомном труде «Психология народов» сде­лал попытку расшифровать такие социальные явления, как ре­лигия, мифы, мораль, право, с позиций индивидуальной психо­логии, видя в них проявление законов ассоциации и аппер­цепции. Понимание психических процессов как продуктов эволюции связано с теориями Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Они пытались проследить, как развиваются сложные формы психической дея­тельности, как в результате эволюции элементарные формы био­логического приспособления к изменяющимся условиям среды превращаются в сложные формы адаптации.

С середины XIX в. широкое распространение получили идеи о том, что развитие индивида воспроизводит развитие рода («биогенетический закон», «закон рекапитуляции»). Они были использованы для следующего вывода: мышление отсталых на­родов приближается к мышлению детей, а отсюда— расовая неполноценность отсталых народов.

Преобладающая во второй половине XIX в. биологическая ориентация выражалась и в отождествлении культурных разли­чий – с расовыми. Так, Спенсер приписывал меньшие умственные способности не только «низшим» расам, но и «низшим» клас­сам в промышленных странах, которые, как он считал, зани­мают свое место в обществе в результате естественного отбора. Тайлор также не отказывался от классификации рас по грубой шкале развития цивилизации и делал вывод о том, что цивили­зованный человек не только умнее и способнее дикаря, но даже лучше и счастливее его.

В противовес биологизаторским теориям французская социо­логическая школа пыталась показать, что основные формы пси­хической жизни человека – это продукт общественной жизни.

Другой представитель французской социологической школы, Л. Леви-Брюль, считал, что мышление человека, живущего в ус­ловиях примитивной культуры, является продуктом господствую­щих в этом обществе общих взглядов или «коллективных пред­ставлений», что оно дологично, диффузно и работает по закону сопричастности. Такое мышление имеет магический характер, т. е. отражает не практические отношения человека с реальной действительностью, а систему тех верований и примитивных представлений, которые складывались в первобытном обществе.

Рекомендуемые материалы

С 1930-х годов во всем мире возникает и увеличивается ин­терес к сравнительно-историческому анализу психических про­цессов человека. Это исследования, известные под общим на­званием кросскультурные, или исследования проблем формиро­вания психики в условиях различных культур. В целом можно выделить две основные концепции изучения психических процес­сов, которые, по словам А. Р. Лурия, способствовали внедрению научного метода в этнопсихологические исследования.

Первая концепция сформулирована в трудах французского исследователя К. Леви-Стросса. Он исходил из того, что основ­ные логические операции на разных этапах исторического раз­вития остаются одними и теми же. Человек примитивного обще­ства так же, как и человек развитой культуры, ищет пути к объ­ективному знанию, исходит из активных гипотез, пытается упо­рядочить свое мышление и свой опыт в известные логические системы. Но, классифицируя поступающую информацию, он вы­бирает иные, более наглядные и непосредственно воспринимае­мые признаки, способы обобщения остаются многообразными и неустойчивыми. Таким образом, если у культурного человека в основе мышления лежат устойчивые, однозначно логические основания, то примитивного человека отличает тенденция свя­зывать вещи, которые могут быть связаны друг с другом только в соответствующей ситуации (например, топор и очки объеди­няются по признаку их «нужности» для человека). Эти положе­ния Леви-Стросса близки к концепции выдающегося отечествен­ного психолога Л. С. Выготского, сформулированной на три де­сятилетия раньше. Выведение причин различных форм логиче­ского мышления из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей—один из наибо­лее прогрессивных выводов современной сравнительной пси­хологии.

Вторая важная для развития этнопсихологии концепция была предложена антропологической лингвистикой. В ее основе лежит утверждение, что особенности человеческого сознания можно понять, лишь учитывая тот язык, который применяется для выражения мысли. Язык человека не только выражает мысль, но и принимает непосредственное участие в ее формиро­вании—вот суть гипотезы, получившей название «гипотеза Се­пира – Уорфа».

Бесплатная лекция: "Родителям отвечает психолог" также доступна.

Многие антропологи также пытались охарактеризовать познаватель­ные процессы в различных культурах, исходя из представлений о функциональной организации правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающих качественно различные мыс­лительные процессы. У большинства людей (у правшей) правое полушарие перерабатывает информацию как целое, а в левом полушарии происходит ее последовательная переработка, наибо­лее важной особенностью которой является использование речи. Данные фило-, антропо- и онтогенеза свидетельствуют о нерав­номерном развитии отдельных мозговых структур в виде более позднего формирования и созревания зон мозга, ответственных за сложные последовательные процессы переработки и кодиро­вания информации. По-видимому, представители разных куль­тур отличаются тем, какие мыслительные процессы им чаще надо использовать в конкретных практических ситуациях. Для развивающихся культур более характерны целостное чувствен­ное отражение (конкретное узнавание, зрительно-пространствен­ный анализ, целостное восприятие), эффективность в конкрет­ных видах деятельности с опорой на прошлые знания, что обыч­но рассматривается как функции «правополушарных» процес­сов и стабильное ядро мозговой организации человека любой культуры. В то же время такие «левополушарные» процессы, как абстрактное познание с помощью речи, аналитическое вос­приятие, обобщенное узнавание, произвольность и возможность прогнозировать – это те оперативные процессы, которые более характерны для представителей развитых культур. Они форми­руются в ходе воспитания и образования человека любой куль­туры и обеспечивают его индивидуально-изменчивое поведение.

Неравные в указанном отношении правое и левое полуша­рия соединены в единый мозг, и парное их функционирование или межполушарное взаимодействие остается главным усло­вием формирования оптимальной нервно-психической деятель­ности. Закон единства симметрии – асимметрии с прогрессив­ной тенденцией нарастания асимметрии мозга—это тот меха­низм, который помогает нам понять, с одной стороны, эволю­цию и развитие человека, а с другой – особенности познаватель­ных процессов представителей различных культур.

Итак, анализ экспериментальных данных, накопленных пси­хологами, нейро- и психофизиологами, позволяет сделать не­сколько общих выводов.

1. Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта.

2. Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдви­гов – это переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке, т. е. в общефилософском смысле—переход от чувственного к рациональному.

3. Принципы функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия мозга человека, единые для людей разных культур как видовые, в конкретных функциональных связях мо­гут быть неодинаковыми для представителей разных этносов. Вместе с тем при соответствующих внешних условиях (среда обитания, воспитание, образование) именно эти принципы моз­говой организации психической деятельности обеспечивают каж­дому человеку, независимо от его национальной или расовой принадлежности, равные познавательные возможности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее