Популярные услуги

Творчество А. Ахматовой

2021-03-09СтудИзба

Творчество А. Ахматовой (зрелый период)

План

1.  Поэтический цикл «Реквием». «Поэма без героя».

2.  Художественное своеобразие лирики. Роль детали в поэзии в поэзии А. Ахматовой.

3.  Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой.

1.  Поэтический цикл «Реквием». «Поэма без героя».

Лирическая героиня «Requiema» — прежде всего мать и жена, которая вместе с другими своими современницами оплакивает мужа и сына, подобно «стрелецкой женке», воющей «под кремлевскими баш­нями». Центральную роль здесь играют евангельские параллели:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

Рекомендуемые материалы

Но туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Эти строки напоминают иконописную композицию Распятия, спроецированную на трагическую реальность большого террора. В 30-е годы лирика Ахматовой поднялась до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве лишь Клюева и Мандельштама — двух ее мученически погибших современников. В 1938 г. она написала стихи памяти репрессированного Бориса Пильняка, которые позже вошли в цикл «Венок мертвым»:

Я по тебе, как по своем, тужу

И каждому завидую, кто плачет,

Кто может плакать в этот страшный час

О тех, кто там лежит на дне оврага...

Но выкипела, не дойдя до глаз,

Глаза мои не освежила влага.

Ахматовская лирика, начавшись как «малая форма», «фрагмент», выявляла монументальное, величественное начало. В своей книге об Анне Ахматовой Б.М. Эйхенбаум отметил чрезвычайную артикуляци­онную напряженность ее стихов, возникающую вследствие «смысловой сгущенности», «лаконизма и энергии выражения». Он угадал в ее творчестве самое главное. Каждое ахматовское стихотворение продик­товано жанровым каноном драмы и звучит, как точно заметила О.В. Симченко, подобно монологу из какой-то большой трагедии. Вот почему лирическая героиня Ахматовой имеет в качестве двойников преимущественно трагедийные женские персонажи.

Жест и пластика в стихах Ахматовой являются орудием драмати­ческого жанра. Когда она пишет: «Закрыв глаза, я умоляла Бога / До первой битвы умертвить меня», — то перед нами жест героини траге­дии, ощущающей себя на сцене, под взглядами многочисленных зрителей. Вне этого жанрового контекста пластика может оказаться аффектированной и мелодраматической позой.

Это хорошо видно по стихотворению 1940 г. «Клеопатра». Когда Ахматова рисует жест своей героини, кладущей «черную змейку» на грудь «равнодушной рукой», вспоминается рассказ Светония (безус­ловно, известный Ахматовой) о гибели Юлия Цезаря. Оказавшись под кинжалами убийц, он «накинул на голову тогу и левой рукой распустил ее складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят». Его поведение, как и поведение Клеопатры, жестово, потому что исторически значимо.

Таким образом, театральность лирической героини Ахматовой есть переживание истории как испытания судьбой. Мера этого испытания — ужас, и здесь нелишне напомнить, что по-латыни русское слово «ужас» звучит как terror. Драматическим сюжетом акматовской лирики 20— 30-х годов становилось столкновение с террористическим характером русской истории, в которой женщина вела себя с античным самооб­ладанием:

А завтра детей закуют. О, как мало осталось

Ей дела на свете — еще с мужиком пошутить

И черную змейку, как будто прощальную жалость,

На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

«Малость», о которой идет речь, — это достойная смерть, сопровож­даемая последним, величественным, полным достоинства жестом Лирическое стихотворение становится своего рода театром, в котором, кроме главного героя-протагониста, есть еще и хор, дающий коллек тивную оценку происходящего.

1940 год для Ахматовой оказался переломным — она почувствовал прилив новой стихотворной волны. Началась Вторая мировая война, поставившая на колени практически всю Европу. Россия снова выдви­галась в центр мировой истории, и Ахматова ощущала приближение событий шекспировского размаха. В стихотворений «Лондонцам», вошедшем в цикл «В сороковом году», Ахматова писала:

Двадцать четвертую драму Шекспира

Пишет время бесстрастной рукой.

Стихи 1941—1944 годов, составившие цикл «Ветер войны», были продиктованы ощущением своего личного участия в этой драме. В них необычайно мощно проявилось материнское начало, и позднее отец Александр Шмеман точно скажет о «женском отношении Ахматовой к России, которое воплощается в чувстве какой-то почти утробной от нее неотделимости» 17. Лирическая героиня, провожая на фронт ленин­градских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила, в сущности, от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

В этих стихах слились воедино жанровые черты плача и славы, которые Д.С. Лихачев считал важнейшими особенностями «Слова о полку Игореве». Камерная Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ни в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды еще сильнее подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно кристаллизовались в «Поэме без героя» — ключевом ее произведении. Ахматова начала писать ее в 1940 г. и работала над ней практически до конца жизни: последние изменения вносились в 1965 г.

Поэма считается самым сложным ахматовским текстом, и приме­нительно к ней исследователи много раз упоминали слово «дешифров­ка». Между тем для истолкования «Поэмы без героя» требуется прежде всего знание некоего минимума биографических сведений об авторе и основного культурного «алфавита» (имена, реалии, символы, даты).

В основу сюжета поэмы легли две параллельно случившиеся лю­бовные драмы. В 1911 г. покончил с собой безнадежно влюбленный в  Г Ахматову вольноопределяющийся артиллерийской батареи, сын дирек­тора кадетского корпуса Михаил Линдеберг. В 1913 г. гусарский унтер-офицер молодой поэт Всеволод Князев совершил самоубийство, виновницей которого была подруга Ахматовой актриса Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина.

Ахматова вспоминала: «Первый росток, который я десятилетиями скрывала от себя самой, — это, конечно, запись Пушкина: "Только первый любовник производит впечатление на женщину, как первый убитый на войне". Всеволод был не первым убитым и никогда моим любовником не был, но его самоубийство было так похоже на другую  катастрофу, что они навсегда слились для меня». Этим объясняется обращение автора к героине как к своему двойнику:

Не сердись на меня, Голубка,

Что коснусь я этого кубка:

Не тебя, а себя казню.

«Поэма без героя» обладает всеми чертами лирико-драматического произведения, что подчеркнуто наличием в ней диалогов и ремарок. В ремарке, открывающей первую главу, сказано: «Новогодний вечер. Фонтанный дом. К автору вместо того, кого ждут, приходят тени из 13-го года под видом ряженых». Героиня поэмы ждет того, кто должен стать ее судьбой и о ком в ранних ахматовских стихах сказано как о «женихе». Но он оказывается «гостем из будущего» и потому еще не может появиться. Биографически это — сэр Исайя Берлин, который придет в Фонтанный дом только в 1945 г., тогда как ситуация отнесена к кануну 1941 г.:

Я зажгла заветные свечи,

Чтобы этот светился вечер,

И с тобою, ко мне не пришедшим,

Сорок первый встречаю год.

Ахматова точно помечает начало поэмы — 1940 г. — и точно обозначает ее финал — май 1945 г. Речь идет о Событии, которое должно было кардинально изменить русскую историю, — о Великой Отечест­венной войне. Маргарита Алигер вспоминала, как Ахматова во время эвакуации сказала ей: «Человечество еще не знало войны такого великого смысла. [...] Она перевернет мир, эта война, она переделает всю нашу жизнь. [...] Смотрите, как она срывает все покровы, стирает все камуфляжи, обнажает все безобразное [...]. Мы выиграем войну для того, чтобы люди жили в преображенном мире. Все страшное будет смыто кровью наших близких». Эти слова позволяют глубже проникнуть в замысел «Поэмы без героя».

В начале поэмы, героиня которой ждет свое будущее, очень важна семантика святочного гадания. К «Третьему посвящению» стоит эпиграф из «Светланы» Жуковского: «Раз в крещенский вечерок», — а первой главе предпослана строчка из «Евгения Онегина»: «С Татьяной нам не ворожить». Как в балладе Жуковского, так и в романе Пушкин; с мотивом гадания связан мертвец, и не удивительно, что в «Поэме без героя» вместо живого жениха приходят мертвецы — тени из тринадцатого года. Вместе с ними оживает память о двух катастрофах, пережитых автором и ее героиней в 10-х годах.

Среди карнавальной толпы, пришедшей из похороненного, каза­лось бы, прошлого, оказываются Путаница-Психея, она же Козлоногая (речь идет о ролях, которые играла Глебова-Судейкина), и сама Ахматова — в том облике, какой традиционно запомнили современники:

Но мне страшно: войду сама я,

Кружевную шаль не снимая,

Улыбнусь всем и замолчу.

Там же появляются и ожившие самоубийцы: Всеволод Князев — и образе драгунского корнета, или «драгунского Пьеро» (Пьеро — пер­сонаж итальянской комедии дель'арте, несчастливый любовник), и безымянный самоубийца, которого не видит никто, кроме автора. Это он, подобно Кириллову из «Бесов» Достоевского, «между печкой и шкафом стоит». И именно он произносит монолог, обращенный к виновнице своей гибели:

«Прощай, пора!

Я оставлю тебя живою,

Но ты будешь моей вдовою,

Ты — Голубка, солнце, сестра!»

Эти же слова, но только в обратном, зеркальном порядке произносит драгун в адрес Путаницы-Психеи:

«Ты — Голубка, солнце, сестра! —

Я оставлю тебя живою,

Но ты будешь моей вдовою,

А теперь...

Прощаться пора!»

Таким образом, центральной темой первой главы становится обручение с мертвецом, делающее невозможным счастье с живым. Самоубийство драгуна имеет эпохальный смысл, поскольку любовный сюжет разви­вается по нормам карнавализованной жизни 10-х годов, где все пре­вращено в игру, все двусмысленно и обманно.

Не случайно Путаница-Психея одновременно выступает в ипостаси Козлоногой. Она сравнивается с ботичеллиевской «Весной», но она же принимает «друзей в постели».  Красота и порок, любовь и блуд непоправимо смешаны, и только смерть «драгунского Пьеро», появляющегося на карнавале без маски, вносит ноту отрезвления и предупреждения.

Смерть влюбленного мальчика открывает общую перспективу мас­совых смертей XX века — революций, войн, террора, безымянных и неоплаканных жертв. Эту перспективу в поэме не видит никто, кроме автора, смотрящего «из года сорокового», как из «башни»:

Сколько гибелей шло к поэту,

Глупый мальчик, он выбрал эту,

Первых он не стерпел обид.

Он не знал, на каком пороге

Он стоит и какой дороги

Перед ним откроется вид.

Этот ужас должна искупить великая война, в которой «все страшное эудет смыто кровью наших близких». Строки о «Волковом поле, где могу я рыдать на воле / Над безмолвьем братских могил» несут в себе мотив освобождающей силы плача:

Все, что сказано в первой части

О любви, измене и страсти,

Сбросил с крыльев свободный стих.

Идея искупления и очищения выражена тем, что Путанице-Психее возвращается ее пленительная женская сущность, с которой, в свою очередь, связан мотив жизни-завязи, торжествующей в победную весну 1945 г.:

Кто-то маленький жить собрался,

Зеленел, пушился, старался

Завтра в новом блеснуть плаще.

Автору снится их общая молодость, освобожденная от буйных и жестоких страстей, и в этом сне героине поэмы вручается чаша — евангельский символ муки, искупления и прощения:

Сплю — мне снится молодость наша,

Та, ЕГО миновавшая чаша;

Я тебе ее наяву,

Если хочешь, отдам на память,

Словно в глине чистое пламя

Иль подснежник в могильном рву.

Чаша напоминает о молении в Гефсиманском саду («Да минует (меня чаша сия»), а могильный ров — о безымянных жертвах России XX в. Любовная драма 1913 г. осмыслена Ахматовой как часть эпохальной исторической катастрофы. Касаясь самого невыносимого в судьбах своих героев (и в своей собственной судьбе), автор поэмы по-царски вознаграждает их, приобщая к великому пантеону погибших. Так завершается трагедия вины и искупления, «героем» которой явилась сама русская история в ее величии и ужасе.

2.  Художественное своеобразие лирики. Роль детали в поэзии в поэзии А. Ахматовой.

Современников А.А. Ахматовой изумляла в ее поэзии предельная краткость. Борис Эйхенбаум сформулировал это так: «Все сжалось – размер стихотворный, размер фраз. Сократился даже самый объем эмоций или поводов для лирического повествования. Эта последняя черта... создала впечатление необычной интимности».

Язык А.А. Ахматовой предельно лаконичен. Несколько фраз, и перед глазами встает картина, которая могла бы стать содержанием многостраничного рассказа или повести. Подряд идущие стихотворения подобны главам. Многим критикам сборники А.А. Ахматовой напомнили русский психологический роман. «Ахматова, – писал О.М. Мандельштам, – принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова».

О.Э. Мандельштам считал, что поэзия А.А. Ахматовой вышла не из традиций русской лирики, но из русской классической прозы. И точно указал на непосредственного предшественника А.А. Ахматовой - Иннокентия Анненского. А.А. Ахматова сама называла И.Т. Анненского своим учителем и в одной из автобиографических заметок рассказала о знакомстве с его поэзией: «Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете».

В то же время ахматовская краткость, ее почти прозаическая речь были следствием предельной искренности женской интонации. В поэзии А.А. Ахматовой на место «Вечной Женственности» символистов встала женственность земная.

Своеобразие ахматовской поэзии в значительной степени предопределяется органичностью ее мифологизма и фольклоризма. «Песня последней встречи» (1911 г.) производит впечатление типичного произведения анненсковско-предакмеистической манеры. Все оно построено на намеках, ассоциациях, нагруженных смыслом деталях:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Вот она, знаменитая ахматовская деталь! Что может убедительнее показать степень душевного смятения? Дама перчатку с левой руки надела на правую руку. М.И. Цветаева писала: «Когда молодая Ахматова, в первых стихах своей первой книги дает любовное смятение строками:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки, –

она одним ударом дает все женское и все лирическое смятение – всю эмпирику! – одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта, которые в великие мгновенья жизни забывают, где правая и где левая – не только перчатка, а и рука, и страна света, которые вдруг теряют всю уверенность. Посредством очевидной, даже поразительной точности деталей утверждается и символизируется нечто большее, нежели душевное состояние, – целый душевный строй».

Однако в знаменитом двустишии (а оно действительно знаменито: были и подражания, и пародии вроде: «Я на правую ногу надела/Туфлю с левой ноги») нужно видеть и нечто иное. В системе народно-поэтических символов противопоставление «правый vs левый» принадлежит к числу фундаментальных. Правый – положительный, левый – отрицательный. С этой точки зрения двустишие прочитывается ясно: то, что у меня было хорошего, я сама испортила:

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Много – это неопределенность; три в мифологии, фольклоре, христианстве – образ абсолютного совершенства. Развивается семантика предыдущих стихов: то, что должно быть совершенно, в состоянии смятения кажется неопределенным.

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой».

Вся средняя часть стихотворения не может быть понята однозначно. В ряде мифологий и религий лестница символизирует вознесение духа или, напротив, его нисхождение в глубины зла. В бытовом применении восхождение по лестнице символизирует благо, а нисхождение – несчастье, беду. В «Песне последней встречи» три ступени вниз символизируют нисхождение из высокого, идеального мира через мир земной, обыденный, – в подземный мир хаоса и смерти. Разрыв с любимым погружает героиню стихотворения в ад и хаос. Разрыв гибелен для обоих

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Эпитет «темный» в народно-эпической символике связывается с изначальным хаосом, обозначает неведение и несчастье:

Только в спальне горели свечи

Равнодушно желтым огнем.

Образ свечи имеет весьма разветвленную символику. Здесь наиболее актуальны значения «свеча – судьба» и «свеча – любовь». Эпитет «желтый» обозначает враждебность, ревность, «незаконную» связь.

Как видим, стихотворение читается на двух уровнях. Уровень словарных значений слов оставляет многое недоговоренным, загадочным. Некоторые недомолвки, намеки проясняются на уровне народно-поэтической символики; а, главное, этот уровень несет огромный заряд суггестивного воздействия, которое тем более эффективно, чем менее осознается.

В стихотворении «Сколько раз я проклинала…» есть стихи:

Так же влево пламя клонит

Стеариновая свечка.

Теперь, когда мы помним, что левый – это «отрицательный», а свеча – это судьба, зловещая семантика образа проясняется. Напротив, мажорную семантику, связанную с восхождением по лестнице, имеет следующее четверостишие:

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

Женщина не просто входит в дом с милым, но совершает и духовное восхождение. Такое понимание поддерживается и текстом всего стихотворения. В поэме «Путем всея земли» о месяце (луне) сказано: «С веревочных лестниц срывается он». Если месяц связан с веревочными лестницами, то эти лестницы воплощают мифологему оси мира, соединяющей небо и землю (часто и подземное царство). С месяцем связаны древнейшие народные представления о смерти; вполне естественно, что фрагмент, в начале которого месяц срывается с лестницы, завершается так: «И в груде потемок зарезанный спал». В некоторых мифологических системах Лунный человек связан с магическим числом семь. И вот стихотворение «Ночью» начинается словами:

«Стоит на небе месяц, чуть живой», где месяц олицетворяется, представляется Лунным человеком, а заканчивается магическим числом: «семь дней тому назад, Вздохнувши, я прости сказала миру». Благодаря символическому обрамлению стихотворение производит впечатление заклинания.

Вторая книга А.А. Ахматовой называется «Четки». В поэзии четкам иногда синонимичны бусы. В поэзии и фольклоре четки, бусы нередко символизируют слезы. Все эти значения присутствуют в заглавии книги: это нить, на которую, словно четки или бусы, нанизаны стихотворения, а в них – человеческие судьбы, печальные, оплаканные:

Поседели твои волосы. Глаза

Замутила, затуманила слеза.

После этого и за пределами второй книги тема четок воспринимается в свете тех же ассоциаций:

На шее мелких четок ряд,

В широкой муфте руки прячу,

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда не плачут

(Из книги «Подорожник»)

В поэме «У самого моря» девушка ждет царевича, который, она верит, непременно явится за нею, и говорит сестре, готовясь навсегда покинуть дом своего детства: «На тебе свечку мою и четки…» Мы помним, что свеча – это символ судьбы. Итак, судьба решилась, слезы и мольбы о любви больше не нужны.

Стихотворение «На шее мелких четок ряд…» продолжатся так:

И кажется лицо бледней

От лиловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

Челка, почти доходящая до бровей, – не просто портретная деталь. В народных представлениях волосы символизируют любовь. Чем больше волос, чем они гуще, тем сильнее любовь. Обрезание волос – магический акт, знак позора, опасности. Расплетенные косы, растрепанные волосы – символ вступления в любовную связь. Ассоциации по данной линии весьма последовательно проведены в лирике А.А. Ахматовой, они создают сильный суггестивный эффект.

Сухо пахнут иммортели

В разметавшейся косе.

Девушка в ожидании любви изображена в начале поэмы «У самого моря»: «А я сушила соленую косу». То же самое в стихотворении «Вижу выцветший флаг над таможней…», связанном с поэмой «И закладывать косы коронкой». Передавая любовную муку, А.А. Ахматова так начинает стихотворение:

Как вплелась в мои темные косы

Серебристая нежная прядь <…>

Свидание:

И, уйдя, обнявшись, на ночь за овсы,

Потерять бы ленту из тугой косы.

После свидания:

А сердцу стало страшно биться,

Такая в нем теперь тоска…

И в косах спутанных таится

Чуть слышный запах табака.

Столь же важна для символики А.А. Ахматовой мифологема кольца. В фольклоре кольцо – символ любви. А.А Ахматова начинает стихотворение словами: «Я сошла с ума, о мальчик странный…». Что это за сумасшествие, объяснено в конце:

Посмотри! На пальце безымянном

Так красиво гладкое кольцо.

То есть «я сошла с ума» значит «я полюбила». Никак не понять следующие стихи и все стихотворение без осознания значения символа кольца:

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в мое лицо,

Возвратил и силу и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

Лирика А.А. Ахматовой 1910-х гг. основана на коллизии несчастной любви. Большой поэзии нужен большой конфликт. «Я его люблю, а он меня не любит». Из столкновения этих двух мотивов возникает катарсис ахматовской лирики. Вот как об этом сказано в стихотворении «Музе»:

Музе сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.

Очень важна для А.А. Ахматовой символика понятий «чет – нечет», «орел – решка», связанная с символами «правая – левая». Во всех трех оппозициях первый член обозначает «хорошее», второй – «плохое». Свою последнюю книгу, книгу катастроф, «Седьмую книгу», А.А. Ахматова одно время предполагала назвать «Решка». Один из ее разделов называется «Нечет».

А.А. Ахматова не создала своей системы символов, как А.А. Блок и его современники. Но она широко опиралась на мифологическую и фольклорную символику, на поэтику народной песни.

3.  Сложность жизненной и творческой судьбы Ахматовой.

Работая над «Поэмой без героя», Ахматова не переставала писать лирические стихи. В них отразились потрясения от нескольких чрезвычайно важных событий как общей русской жизни, так и ее личной биографии. Впрочем, где кончается первая и начинается вторая, Ахматовой разграничить трудно.

Вернувшись в Ленинград после прорыва блокады, Ахматова пережила измену любимого человека (В.В. Гаршина), с которым собиралась начать новую жизнь. Одновременно она ближе познакомилась о страшными обстоятельствами жизни блокадного города, о котором было принято молчать (прежде всего — людоедство),  и отчетливо поняла, что видевшийся ей из ташкентского далека эпический подвиг ленинградцев — это чудовищная драма, о которой следует молчать. И стихотворении 1944 года «Заклинание» Ахматова навсегда запретила себе касаться блокадной темы:

Ленинградскую беду

Руками не разведу,

Слезами не смою,

В землю не зарою.

За версту обойду

Ленинградскую беду.

Я не взглядом, не намеком,

Я не словом, не попреком,

Я земным поклоном

В поле зеленом

Помяну.

Прорывом этой мучительной коллизии стала встреча с сэром Исаем Берлиным осенью 1945 г. Ахматова была уверена, что постановление 1946 г. «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», выбросившее ее из литературы, было наказанием сверху за ее знакомство с подозрительным англичанином. При встрече с Берлиным в 1965 г. она передала ему фразу, якобы сказанную Сталиным: «Значит, наша монахиня теперь принимает визиты иностранных шпионов». Ее перестали печатать до 1950 г.

Берлин был смущен отведенной ему ролью, но благодаря встрече с ним возобновился миф «о великой земной любви», лежащий в основе всей ахматовской лирики. Здесь необходимо выделить два ахматовских шедевра — циклы «Cinque» и «Шиповник цветет».

Герои этих циклов — он и она — разделены временем и пространством, и для того, чтобы увидеть любимого человека, ей необходима преодолеть физические условия их существования:

И время прочь, и пространство прочь,

Я все разглядела сквозь белую ночь:

И нарцисс в хрустале у тебя на столе,

И сигары синий дымок,

И то зеркало, где, как в чистой воде,

Ты сейчас отразиться мог.

Здесь возникают традиционные атрибуты гадания — зеркало и ночь. В зеркале вслед за цветами в вазе и дымком сигары вот-вот возникнет его лицо, но чары ночного гадания неожиданно конча­ются, и гадающая «ведьма» (женщина всегда немножко «ведьма») превращается в обычного человека, испытывающего бессилие перед жизнью:

И время прочь, и пространство прочь,

Но и ты мне не можешь помочь.

Ей и ему остается общение, говоря пастернаковскими словами, «поверх барьеров» — через звезды:

Мне с тобою, как горе с горою...

Мне с тобой на свете встречи нет.

Только б ты полночною порою

Через звезды мне прислал привет.

Так возникает мотив встречи голосов в пустом полночном про­странстве, которые подобны двум мощным радиосигналам, посланным с разных концов Земли:

Истлевают звуки в эфире,

И заря притворилась тьмой.

В навсегда онемевшем мире

Два лишь голоса: твой и мой.

Это воображаемое свидание Ахматова назовет «невстречей»:

Таинственной невстречи

Пустынны торжества,

Несказанные речи,

Безмолвные слова.

Нескрещенные взгляды

Не знают, где им лечь,

И только слезы рады,

Что можно долго течь.

Поздняя лирика, как и «Поэма без героя», резче и ярче высветила сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время. Образ этого чувства возникает из «небывшего» — из того, что отняла и не захотела отдать жизнь. Не случайно любовная коллизия оказывается спроецированной на миф о Дидоне и Энее, что, кстати, заставило сэра Исайю Берлина в замешательстве воскликнуть: «Ну что она со мной сделала — Эней, Эней... ну какой я Эней!».

Для того чтобы создать миф из материала собственной жизни, Ахматова должна была в полной мере проявить то «мужское» начало, которое увидел в ее стихах Н.В. Недоброво. Вот почему в цикле «Шиповник цветет» возникает мотив Куликовской битвы, символизирующий противостояние жестоким историческим обстоятельствам. Простой биографический факт (проживание в квартире Ардовых на Ордынке, которая некогда была дорогой, ведущей из Москвы в Орду) приобретает у Ахматовой огромное значение:

По той дороге, где Донской

Вел рать великую когда-то,

Где ветер помнит супостата,

Где месяц желтый и рогатый,

Я шла, как в глубине морской.

Лирическая героиня идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Димитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый вал.

Здесь отчетливо пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. По­следняя доминировала в «Северных элегиях», создававшихся на про­тяжении многих лет, где Ахматова попыталась посмотреть на собственную судьбу отстраненно-эпически. Они написаны пятистоп­ным нерифмованным ямбом, у которого в русской поэзии сложился семантический ореол антилирического метра, предназначенного для драмы или эпоса. Это — мастерски воссозданные портреты нескольких исторических эпох русской жизни (последняя треть прошлого века — «Первая» элегия, десятые годы — «Вторая» и «Третья», тридцатые-сороковые — «Четвертая», «Пятая» и «Шестая»), на фоне которых осмысливается собственная жизнь.

Оказывается, единичный человек не только формируется, но и деформируется историей, которая сочиняет ему другую судьбу и лепит другое лицо:

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула.

Мне подменили жизнь. В другое русло

Мимо другого потекла она,

И я своих не знаю берегов.

И женщина какая-то мое

Единственное место заняла,

Мое законнейшее имя носит,

Оставивши мне кличку, из которой

Я сделала, пожалуй, все, что можно.

Я не в свою, увы, могилу лягу.

Противостоять этой жестокой, стирающей личность логике спо­собна только любовь. Судьба двух любящих людей становится в высшей степени захватывающим зрелищем, и все, что происходит в нем сейчас, оказывается значимым навсегда, подобно мифу:

И это станет для людей

Как времена Веспасиана,

А было это – только рана

И муки облачко над ней.

Об этом даре претворения частной человеческой жизни в миф, единственно известную нам форму идеального и вневременного, хорошо сказал в письме к Ахматовой Николай Николаевич Пунин: «Вы казались мне […] высшим выражением Бессмертного, какое я только встречал в жизни».

Литература:

1. Баевский В.С. История русской литературы XX века. – М., 2003.

2. Виленкин В. Образ "тени" в поэтике Анны Ахматовой // Вопросы литературы. – 1994. – №.1.

Вместе с этой лекцией читают "13.1 Исторические предпосылки возникновения ренессансной культуры".

3. Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.

4. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века (1881 – 1917). – Л., 1983.

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – М., 2000.

6. Павловский А.И. Анна Ахматова Жизнь и творчество. – М., 1991.

7. Трифонов. Русская литература XX века: Хрестоматия. Любое издание.

8. Шаповалов М. О серебряном веке русской поэзии // Литература в школе. – 1991. – №2. – С.102.


Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее