Историческая тематика в творчестве Пушкина
Историческая тематика в творчестве Пушкина.
Поэтическое новаторство его лирики.
План
- Создание исторической концепции и ее художественная реализация.
- Драма «Борис Годунов».
- Поэтическое новаторство лирики А.С. Пушкина.
- Возвращение из ссылки.
- Цикл произведений о Петре I.
- Поэма «Полтава».
1. Создание исторической концепции и ее художественная реализация.
Большие исторические события конца XVIII — начала XIX в. заставляли мыслящих людей все чаще задумываться над теми острыми общественными противоречиями, свидетелями которых они являлись. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своей эпохи пришел в середине 20-х годов Пушкин.
Поэту стало ясно, что огромной силой исторического процесса являются народные массы, что вопрос о серьезных политических изменениях в жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, ее национально-исторических особенностей и закономерностей. Пушкин приходит к выводу, что «только одна история народа может объяснить истинные требования оного» и что, стало быть, решение общественно-политических вопросов нужно искать в самой объективной действительности, в законах ее исторического развития. Внимание поэта привлекают эпохи переворотов, периоды общественных кризисов. Пушкин задумывается над «вечными противуречиями существенности», характеризующими развитие жизни, над сложным и противоречивым внутренним миром человека в его обусловленности социальной средой. Усвоив идею закономерности, Пушкин не становится фаталистом в понимании исторического процесса. И недавнее русское прошлое (Петр I), и современная поэту жизнь Европы, в судьбе которой столь большую роль сыграл Наполеон, убеждали Пушкина в значении выдающихся личностей в ходе истории. Вместе с тем в понимании самого содержания исторического процесса, его движущих сил Пушкин остается на позициях исторического идеализма, свойственного просветительству. Главную роль в развитии общества поэт отводит просвещению, политическим идеям, законодательству, общественным нравам, воспитанию.
Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени» требовал перемен не только на сцене драматической, но и во всей русской литературе. Ни классицизм с его рационалистичностью, ни романтические формы поэзии, проникнутые субъективизмом, не могли удовлетворить Пушкина, стремившегося теперь к всестороннему, объективному и одновременно конкретному изображению жизни. Не абстрактные понятия разума, олицетворенные в классическом герое, не переживания романтического героя, воплощавшего в себе субъективный мир самого поэта, а объективные картины жизни человека, природы и общества, многообразный мир пусть иногда прозаических, но истинных характеров, людские нравы и обычаи, реальные исторические события и люди, жизнь народа, его национальный характер — вот что волнует и увлекает теперь Пушкина.
Все это требовало выработки нового художественного метода и новых поэтических форм, незнакомых тогда еще нашей литературе. Создание таких форм означало бы огромный шаг вперед в ее художественном развитии, возникновение новой, подлинно реалистической русской литературы. Пушкин смело берется за решение этой грандиозной задачи. «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить», — записывает он в черновике письма к Раевскому летом 1825 г.
Рекомендуемые материалы
Художественное отображение национального прошлого народа в его конкретно-историческом развитии осознается Пушкиным как важная задача русской литературы. «История народа принадлежит Поэту», — пишет он в феврале 1825 г. Н.И. Гнедичу. Зимой 1824/25 г. идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, интересуется личностью вождя крестьянских восстаний в России — Степана Разина, о котором в 1826 г. напишет несколько песен в духе народной поэзии. С большим творческим подъемом создает трагедию «Борис Годунов».
2. Драма «Борис Годунов».
«Борис Годунов» посвящен историческим событиям конца XVI — начала XVII в., одной из самых драматических эпох русской истории, как отзывался о ней поэт. Материалом для трагедии явились «История государства Российского» Карамзина и русские летописи. Богатые впечатления дала Пушкину поездка в древний город Псков в сентябре 1825 г.
В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «Борис Годунов» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца XVI — начала XVII в. Изображение в трагедии этой эпохи, указывает Белинский, «так глубоко проникнуто русским духом, так глубоко верно исторической истине, как только мог это сделать лишь гений Пушкина — истинно национального русского поэта».
В «Борисе Годунове» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши.
Поставлена в трагедии и проблема взаимоотношения народа и царской власти. Пушкин показал вражду народа к боярству, его антипатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия. Недаром Пушкин писал по поводу политического характера трагедии Вяземскому: «...Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. — Торчат!» — а ведь именно юродивый обличает в трагедии царя Бориса.
Сцена избрания царя полна иронии. Один московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слезы. Этим комическим советом Пушкин подчеркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царем. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. «Всегда народ к смятенью тайно склонен», — говорит один из героев трагедии. Другой высказывается о мнении народном как о решающей политической силе.
Пушкин раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития нации, государства, народу и принадлежит последнее слово.
Просветители XVIII в. полагали, что достаточно монарху сообразовать свою политику с требованиями просвещенного разума и гуманности, как воцаряются счастье и довольство. Пушкин показывает несостоятельность просветительского понимания истории. Его Борис Годунов полон самых добрых и просвещенных мыслей и намерений. Но все они терпят крах; он становится, как и его предшественники, тираном. То же произойдет и с Лжедимитрием, потому что и его как деспота заранее обрекает грозно безмолвствующий народ, не отвечающий за преступления своих меняющихся властителей.
В «Борисе Годунове» побеждает народ, но он снова оказывается и побежденным: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого Пушкина. Народ сверг во Франции старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот, и «новорожденная свобода, вдруг онемев, лишилась сил». В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «Борисе Годунове» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов.
Пушкин верно изобразил политические отношения той эпохи: Димитрий Самозванец исторически верно освещен в трагедии как ставленник польских панов, как политический авантюрист. Интересно отметить, что в трагедии выведены и предки самого Пушкина как участники политической борьбы. В уста Бориса Годунова поэт вкладывает характеристику рода Пушкиных как рода мятежного.
Глубочайший интерес вызывает образ древнего русского летописца, выведенного в трагедии. «Характер Пимена не есть мое изобретение, — писал поэт. — В нем собраля черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое... Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца». Белинский восхищался образом Пимена. «Тут русский дух, тут Русью пахнет», — писал великий критик. В своей трагедии Пушкин, по справедливому замечанию Жуковского, проявил «много глубокости и знания человеческого сердца».
Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова ее цель? Человек и народ, судьба человеческая, судьба народная», — писал Пушкин. Для драматического писателя он считал поэтому необходимым не только «догадливость, живость воображения», но и «философию... государственные мысли историка». Сопоставляя свой творческий метод со старой системой искусства классицизма, Пушкин провозглашает принцип реализма. Недостатки отжившей системы он «старался заменить... верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий». В создании трагедии Пушкину, по его собственному признанию, помогло изучение исторических хроник Шекспира.
В «Борисе Годунове» Пушкин использовал фольклорный материал. В замечательной сцене в корчме на литовской границе поэт приводит прибаутки и присловья, слышанные им в Михайловском, народную песню «Как во городе было, во Казани...».
Радикально меняются композиционные принципы трагедии. Вместо пятиактного деления, обязательного для классицистической трагедии, Пушкин дает ряд больших проходных сцен; действие «Бориса Годунова» растягивается на несколько лет, протекая в самых разнообразных местах.
Вопреки классицистической традиции в «Борисе Годунове» трагическое смешано с комическим. Пушкин совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув ее в сторону сближения с действительностью.
3. Поэтическое новаторство лирики А.С. Пушкина.
В Михайловском созрел художественный реализм Пушкина. Верность действительности, истина жизни становятся важнейшим эстетическим критерием поэта. Из своего сельского уединения поэт внимательно следит за развитием русской литературы, оценивая ее явления со своих новых эстетических позиций. В письмах к друзьям в Петербург, в критических заметках Пушкин настойчиво защищает идею национальной самобытности русской литературы, дает свое понимание проблемы народности литературы, вокруг чего шли тогда ожесточенные споры.
Под народностью Пушкин разумеет отражение «в зеркале поэзии» «особенной физиономии» народа, его «образа мыслей и чувствований», «обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». Выступая против салонно-аристократического направления некоторых писателей, Пушкин стремится к демократизации русской литературы. Он защищает право писателя на изображение повседневной жизни общества. Поэт настойчиво советует изучать народную поэзию, язык простого народа.
Идеи народности и историзма, идеи борьбы с антинациональной галломанией господствующих кругов дворянства, презиравших все отечественное, русское, входили в революционно-патриотическую идеологию декабристов. Пушкин полностью разделял эти идеи. Со всей страстностью поэт восставал против, как он писал, «насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому». Но принцип народности литературы сливался в реалистической эстетике Пушкина с требованием истины в изображении жизни. Поэт выдвигает реализм, или, как он говорил, «истинный романтизм», в качестве основы дальнейшего развития русской литературы. Вместе с тем в своих критических статьях середины 20-хгодов Пушкин подчеркивает национальное своеобразие и ценность русской культуры, нашедшие воплощение, как он указывает, и в неисчерпаемом богатстве русского языка, и в поэзии Крылова, выразителя духа своего народа, и во всеобъемлющем гении Ломоносова.
К середине 20-х годов Пушкин становится признанным главой русской литературы, ее великой надеждой. «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — пишет Пушкину поэт-декабрист Рылеев.
В Михайловском Пушкин преодолевает тягостные настроения, охватившие его в 1823 г.
В 1825 г. Пушкин в два дня пишет шутливую стихотворную повесть «Граф Нулин», исполненную остроумия, замечательную портретными и бытовыми зарисовками, верным изображением жизни помещичьей усадьбы. В образе Нулина поэт иронически обрисовал «русского парижанца», аристократа-космополита. «В лице графа Нулина поэт с неподражаемым мастерством изобразил одного из тех пустых людей высшего светского круга, которые так обыкновенны в жизни, — указывал Белинский... — В этой повести все так и дышит русскою природою, серенькими красками русского деревенского быта. Только один Пушкин умел так легко и так ярко набрасывать картины, столь глубоко верные действительности...».
В духе новых принципов — реализма и народности — развивается в эти годы и пушкинская лирика.
В балладе «Жених» (1825) Пушкин решает проблему создания русской бытовой баллады. Рассказывая о драматической судьбе, истории сватанья и свадьбы купеческой дочери Наташи, попавшей к разбойникам, Пушкин устраняет мистическую фантастику, присущую «Людмиле» Жуковского, и вместе с тем избегает того грубого просторечия, к какому прибегнул в своей «Ольге» Катенин. Пушкинская баллада глубоко народна и реалистична и по своему содержанию, взятому из старинного русского быта, и по своей форме, являясь художественной обработкой одной из тем русского бытового фольклора. При первой публикации баллада «Жених» имела подзаголовок «Простонародная сказка».
Реалистическая верность деталей проникает и в пушкинскую лирику любви и дружбы. В стихотворении «19 октября» (1825), посвященном лицейской годовщине, Пушкин в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов, отмечая индивидуальные особенности каждого из них, напоминая о конкретных деталях и фактах лицейской жизни. В «19 октября» нет ничего условного, это поэзия действительности. В стихотворении воплотился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека. В стихотворении «Зимний вечер» возникают картины родной природы, мотивы русской сказки.
В тех случаях, когда Пушкин обращается к жизни других народов, он также стремится к правдивому и точному воссозданию национальных черт, психологии и манеры языка, преодолевая склонность романтиков к пышной экзотике. В цикле стихотворений 1824 г. «Подражания Корану» Пушкин точно воспроизводит облик, нравы и понятия поклонников Корана, передавая в самой стилистике стихотворений «восточный пестрый слог», но без нарочитой стилизации. Пушкина, как Гете и Байрона, привлекал восточный мир, но он избегает романтических расцветок. «Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом», — замечает Пушкин. Некоторые из «Подражаний Корану» близки темам, которые занимали мысли Пушкина (тема пророков) в эту пору.
Поэзия Пушкина в пору его молодости исполнена надежд и упований, уверенности в ближайшем торжестве свободы. Но постепенно в его творчестве все сильнее звучит трагическая тема противоречий между свободолюбивыми романтическими мечтами и реальной действительностью.
Мы теперь знаем всю глубину размышлений поэта над русской и всемирной историей, над ходом современного ему общественного развития. Уже в 1825 г. Пушкин проникается мыслью о том, что раз завоеванная народами свобода не может погибнуть, несмотря на все драматические перипетии, конечная ее победа неизбежна. Эта великая идея выражена в стихотворении «Андрей Шенье». Тема стихотворения взята из времен французской революции. Пушкин гневно осуждает в нем революционно-демократическую диктатуру якобинцев, изображает поэта Шенье как жертву якобинского террора. Но для понимания настроений самого Пушкина существенно, что мужественный и строгий герой его стихотворения, искренне думая, что он погибает из-за деспотизма, вдохновенно восклицает, обращаясь к свободе — «богине чистой»:
Народ, вкусивший раз твой нектар освященный,
Все ищет вновь упиться им;
Как будто Вакхом разъяренный,
Он бродит, жаждою томим;
Так — он найдет тебя.
В стихотворении «Андрей Шенье» Пушкин выражает твердую веру в будущее и снова оптимистически провозглашает неизбежность торжества свободы, которая придет «опять со мщением и славой», и вновь ее «враги падут».
Оптимистический взгляд Пушкина па будущее определялся особенностями развития русского освободительного движения.
Если на Западе к середине 20-х годов XIX в. революционная борьба со старым порядком прошла свой наиболее важный этап, то в России борьба с феодально-крепостническим строем только начала развиваться. Именно эти различные исторические обстоятельства были объективными источниками оптимизма Пушкина и пессимизма его великого современника Байрона.
В том же 1825 г. Пушкин создает «Вакхическую песню» — торжественный гимн человеческому разуму, преодолевающему «ложную мудрость». В этой песне, в стихах «Если жизнь тебя обманет...» и особенно в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» Пушкин с поразительной силой выразил смену своих переживаний. Последнее стихотворение заканчивается строфой, выражающей новое пробуждение души поэта:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» посвящено А.П. Керн, которая увлекла воображение поэта. Пушкин воспевает в нем могучую силу любви и красоты, преображающую человека.
14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание декабристов. Пушкин тяжело пережил трагическую судьбу лучших людей его времени, среди которых были и его друзья: И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев. С большим волнением встречал Пушкин вести из столицы. Он думал и о своей судьбе изгнанника, о том, удастся ли ему выбраться из «проклятого Михайловского». «Теперь положим, что правительство и захочет прекратить мою опалу, с ним я готов условливаться (буде условия необходимы), но вам решительно говорю — не отвечать и не ручаться за меня. Мое будущее поведение зависит от обстоятельств, от обхождения со мной правительства», — писал поэт Жуковскому в январе 1826 г. Перемены в своем положении Пушкину пришлось ждать несколько месяцев. В ночь с 3 на 4 сентября Пушкин в сопровождении фельдъегеря был отправлен в Москву. Поэт вез с собою стихотворение «Пророк», исполненное страстного желания «глаголом жечь сердца людей».
Прямо с дороги Пушкин должен был явиться к царю. Поэт держал себя смело и говорил откровенно. На вопрос Николая I, где он был бы 14 декабря, если бы находился в Петербурге, Пушкин отвечал: «Был бы в рядах мятежников». Коронованному палачу декабристов пришлось перетерпеть это смелое заявление поэта. Из показаний декабристов Николай I знал об огромном влиянии поэзии Пушкина на развитие свободомыслия в России. Освободив поэта из ссылки, Николай надеялся в дальнейшем привлечь Пушкина на свою сторону и пытался обмануть его милостивым обращением. В ответ на жалобы Пушкина о цензурных притеснениях царь заявил поэту, что сам будет его цензором. Пушкину было поручено составить записку по вопросу о народном воспитании. Все это имело целью, с одной стороны, поразить поэта великодушием, а с другой — ознакомиться с его образом мыслей.
4. Возвращение из ссылки.
По возвращении из ссылки Пушкин оказался втрудной обстановке. Лучшие люди России были насильственно изъяты из жизни, никто не смел произносить их имена. Будущее России казалось мрачным, неясным. В этих тяжелых условиях Пушкину приходилось определять свои общественные позиции. Поэт понимал, что поражение декабристов обусловливалось «ничтожностью ... средств» дворянских революционеров. Однако, признав практически нереальным декабристский метод «политических изменений», Пушкин по-прежнему считал необходимыми и неизбежными те, как говорил поэт, «великие перемены» в жизни России, во имя которых боролись декабристы, и прежде всего уничтожение крепостного права. Все дальнейшие политические размышления Пушкина были связаны с важнейшим вопросом о том, какие общественные силы способны осуществить эти великие перемены и каким путем они могут произойти.
Могучее средство общественного развития Пушкин видел в распространении просвещения, неминуемым следствием чего явится, как казалось поэту, народная свобода. Заботу о просвещении обязана была проявить государственная власть, что Пушкин высказал в записке «О народном воспитании», поданной царю в конце 1826 г. И Николай I мог убедиться, что Пушкин по-прежнему сохранил независимость своих убеждений. В записке была изложена программа развития просвещения и борьбы с рабской системой воспитания подрастающих поколений. Записка ощутительно напоминала царю высказывания по этим вопросам многих декабристов и была им резко отвергнута. Шефу жандармов Бенкендорфу было поручено объявить Пушкину, что принятое им правило, «будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия...». Поэту, как в свое время возвратившемуся из ссылки Радищеву, напоминалось, что именно свободомыслие привело его «на край пропасти», как писал Бенкендорф. Содержание записки свидетельствовало о том, что Пушкин остался верен своим ссыльным друзьям. Свою неразрывную связь с ними поэт подчеркивает в стихотворениях «19 октября 1827», «Арион», в знаменитом послании в Сибирь декабристам. Обращаясь к ним со словами «Не пропадет ваш скорбный труд // И дум высокое стремленье», Пушкин выражал все ту же уверенность в неизбежности победы свободы, которая была присуща его юношескому посланию «К Чаадаеву» и стихотворению «Андрей Шенье».
Пушкин первый дал высокую историческую оценку делу декабристов. В начале 1827 г. с женой декабриста Никиты Муравьева, отправлявшейся к мужу в Сибирь, Пушкин послал свой привет Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный...») и стихотворение «Во глубине сибирских руд...» всем ссыльным декабристам. Он призывал их хранить «гордое терпенье», верить в будущее. Вместе с тем поэт заверял своих «милых каторжников», что его лира осталась свободной, как и прежде. В стихотворении «Арион» Пушкин, называя себя певцом потерпевших крушение пловцов, пишет: «На берег выброшен грозою, // Я гимны прежние пою».
Поражение декабристов показало Пушкину необходимость, как он однажды выразился, «мирной революции», т. е. реформ, подобных реформам Петра I.
5. Цикл произведений о Петре I.
В качестве исторического примера прогрессивной политики правительства Пушкин в «Стансах», написанных в декабре 1826 г., рисует образ Петра I, который «самодержавною рукой» «смело сеял просвещенье» и «не страшился народной свободы». Иначе говоря, поэт предлагал правительству сверху осуществить ту антикрепостническую программу, за которую боролись декабристы. Ведь и у ряда декабристов была надежда на появление нового Петра и мирное решение всех вопросов. Личность и деятельность Петра I как реформатора страны, мирного преобразователя, как патриота привлекает особое внимание Пушкина по возвращении из ссылки.
В 1827 г. он начинает писать исторический роман из эпохи Петра — «Арап Петра Великого». О напечатанных тогда Пушкиным отрывках из «Арапа Петра Великого» Белинский писал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории».
Пафосом «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной, созидательной деятельности Петра I и его сподвижников. «Арап Петра Великого» продолжал спор поэта с царем и Бенкендорфом о роли и значении просвещения для развития русской жизни. Пушкин своим романом, так же как и запиской «О народном воспитании», утверждал ценность того, что было ненавистно Николаю. В противовес крепостнической реакции Пушкин всем циклом произведений о Петре провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостнической политики.
Роман как бы указывал и те силы русского общества, на которые могло и должно было опереться правительство, если бы оно пожелало осуществлять эту прогрессивную политику. У царского престола должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, а неподкупное, честное и просвещенное дворянство (образы Ибрагима, Долгорукого), ученые, поэты (Брюс, Феофан и другие сподвижники Петра). Роман перекликался со стихотворением «Друзьям» (1828), заканчивающимся словами:
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
В Москве Пушкин с восхищением слушал поэтические импровизации Адама Мицкевича. По свидетельству современников, Пушкин оказывал великому польскому поэту глубочайшее уважение. Мицкевич отвечал Пушкину искренней дружбой. Впоследствии в стихотворном отрывке «Он между нами жил...» Пушкин вспомнил о беседах с Мицкевичем.
6. Поэма «Полтава».
В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава». «Полтава» — героическая поэма. В центре ее — изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя Белинский писал: «Картина Полтавской битвы начертана кистию широкою и смелою; она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры».
В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам, Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских — шведам. Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения славной победой.
Изображение огромного исторического события сочетается в «Полтаве» с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе. Образ Марии (Матрены Кочубей), ее трагическая судьба, гибель ее отца — все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Но времена «Бахчисарайского фонтана» были уже позади. Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает психологически, имея перед собой пример шекспировской Дездемоны; в необычайной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.
Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял свою «Полтаву» байроновской поэме «Мазепа», в которой образ Мазепы дан в романтическом плане, оторванно от конкретно-исторической обстановки. Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честолюбием. «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер», — замечает Пушкин.
В творческом развитии Пушкина, в его исканиях «Полтава» явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему. В «Полтаве» Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы».
Лекция "2. Выявление кандидатов" также может быть Вам полезна.
Настойчивый интерес к эпохе Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.
Литература:
Пушкин А.С. «Борис Годунов» (любое издание).
Филиппова Н.Ф. Народная драма А.С. Пушкина «Борис Годунов». М.,1972.
Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. М.,1984.
Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. М., 1999.