Популярные услуги

Всеволод Некрасов

2021-03-09СтудИзба

Наибольший радикализм присущ Всеволоду Некрасову. Некрасов создал новый тип стиха – аструктурированный стих, которого ранее не было в русской литературе. Стих Некрасова ориентирован на живую речь. Способы аструктурирования:

Построение произведения из двух-трёх рядов параллельных стихов, которые можно читать одновременно по горизонтали и по вертикали (возникает вариативность прочтения, улетучивается многозначность).

Стих из одной колонки раздваивается на две колонки. Некрасов стремится тем воссоздать сам процесс мышления человека, причём в форме самого мышления, которое никогда не бывает жёстко логизированным (в ходе мыслительного процесса может идти не один, а несколько рядов мыслей одновременно). Смысл левого столбца может противоречить правому. Автор как бы за и в то же время против. Явление, которое осмысляется, лишается однозначности, примитивизма, моноцентризма.

Некрасов ввёл в стихотворения сноски, комментарии, примечания как составную часть текста («Живу и вижу»). Развивается мысль, к ней сноска, к сноске ещё одна сноска, чтобы отобразить реальную многогранность жизни.

Чтобы показать естественность стиха, используется имитация черновика. С другой стороны, если бы Некрасов считал этот текст неготовым, он его не напечатал бы.

Нарушается линейность чтения. Это графически необычно: мы привыкли к сноскам и примечаниям к научной работе (Некрасов окончил филфак). Возникает вариативность и многовариантность прочтения. Текст превращается в текст-ситуацию, предполагающую многозначность восприятия. Как и у Айги, у Некрасова большую роль играют нетрадиционно большие пробелы, которыми он тоже задерживает «бег» читателя по строкам, заставляет вдуматься в каждое слово, осуществить самостоятельную расшифровку писательского замысла.

У этого автора немало комического, в чём даёт себя знать традиция обэриутов. Некрасов активно обновляет сам язык, а не только организацию форм речи. Язык стал лживым, слово не равно самому себе в результате пропагандистских манипуляциq. Самое чёрное подаётся как самое белое. Автор начинает пародировать советские штампы, в какой-то степени начиная подготавливать соц-арт. «Стихи на русском языке»:

бесеме велкесеме

гепеу энкаведе

Рекомендуемые материалы

эмгеу векапебе

эсэспе капеэсэс

«Это какой-то марсианский язык» (Пелевин). Новое поколение, читая такие тексты, не улавливает многие из сокращений без специальной расшифровки. Всё это звучит как заумный язык футуристов. Есть у Некрасова и «Стихи на иностранном языке», состоящие из концентрированных заимствований. Автор не приветствует загрязнение русского языка иноязычной лексикой. Конкретная реальность и отношение Некрасова к ней выражено в «Числовых стихах». Здесь Некрасов заявляет о себе как поэт «барачной школы», вместе с Холиным и Сапгиром. После войны значительная часть населения жила в бараках, откуда сложные бытовые условия, вечные скандалы. Однако, даёт понять Некрасов, в небарачных домах, в городах, жизнь шла духовно убогая, зажатая, и если для реального барака характерна материальная убогость, то для жителей полноценного дома – убожество духовное.

Барак

просто барак

2-х этажный барак

3-х этажный барак

много много много много

много много много много

много много много много

многоэтажный барак

Барак, в сущности, становится метафорой самого Советского Союза.

У Некрасова много различных экспериментов. Как и у других авангардистов, используется образ неба. В произведении, посвящённом художнику Олегу Васильеву, поэт пишет, что снег – дар неба: «Побегали хоть по земле, как по небу». Небо поэт называет истинным домом истинного художника: «Почему это облака идут тут и ведут себя так, как будто это они – дом для человека, а не Москва?»

Цитату из Кручёных Некрасов использует в стихотворении, посвящённому художнику Немухину. Обыгрывается созвучие «дыр» и «дар». Поэт даёт понять, какова творческая ориентация этого художника – абстракционист.

У Некрасова есть и «вакуумные тексты», которые основаны на игре с пустотой. Эта пустота понимается разными способами, в частности, как пустой лист. Пустота – это и потенциальная полнота. Не только негативно можно оценивать пустоту, но и амбивалентно. То, что из пустоты появляется стих, с точки зрения Некрасова, позитивно. Это значит, автор не зациклен на какой-либо идеологии.

Есть стихи такого рода и у Андрея Монастырского:

Тоска.

Куча песка.

Пустота играет роль подтекста и передаёт мироощущение художника брежневского времени. Вот художник смотрит в окно, там во дворе ведутся работы, и они почему-либо остановлены, и отсюда проистекает лирический сюжет. Сапгир, «Новогодний сонет». Он состоит из двух частей. Первая часть – поздравление друзьям, художникам и поэтам. Вторая часть, обозначенная римской цифрой, – абсолютно пустая. Установка на активизацию читательского восприятия: пожелайте себе того, чего сами хотите. Примитивистская поэтика используется и в чисто гротескных целях. Наиболее удачны в этом смысле опыты Олега Григорьева. Это представитель ленинградского андеграунда. Кривулин характеризует Олега Григорьева как «орган для поглощения мусора и превращения его в поэзию», конечно, поэзию особого типа. Из всего написанного Григорьевым наиболее известные его четверостишия, отмеченные печатью комического абсурда. Эти произведения написаны как бы от лица человека с полностью атрофированным нравственным чувством, а потому воспринимающим как нормальные любые проявления жестокости, садизма. Они созданы с использованием персонажной маски. Безусловно, чтобы обнажить противоестественность подобного отношения к жизни, Григорьев прибегает к заострению. Его стихи часто основаны на полном несоответствии посылки и вывода, воспроизведении неадекватной реакции персонажей на то, о чём идёт речь в стихотворении. Отсюда присущий ему чёрный юмор.

Смирнов торговал на базаре

Рождественскими открытками.

Его схватили, связали,

И вот он умер под пытками.

Смерть у Григорьева понятие будничное, нравственный монстр – лирический герой – смотрит на смерть спокойно:

Я спросил электрика Петрова:

Ты зачем надел на шею провод?

Ничего Петров не отвечает,

Только тихо ботами качает.

Неадекватность восприятия реальности и самого себя приводит к тому, что лирический персонаж зачастую кажется себе человеком высокоморальным:

Девочка красивая

В кустах лежит нагой.

Другой бы изнасиловал,

А я лишь пнул ногой.

Комедийный абсурд призван пробудить нравственное чувство, гуманистическое отношение к человеку.

Своим антиутопизмом и антропологическим скептицизмом неоавангард откорректировал нежизненные и опасные проекты преображения мира, в то же время обогатившись культурным багажом и приумножив его.

Подобная же работа велась представителями андеграунда за рубежом. Кузьменский и Сергей Ковалёв: первый очень вычурно одевался, к чему в своё время придиралась ленинградская милиция. Дома Кузьменский большую часть времени лежал на тахте и сочинял стихи, а то – слушал чужие стихи. У Кузьменского была идеальная память: он с первого раза всё, что ему читали, запоминал. Когда он эмигрировал, он вывез эти тексты (в своей голове!) за рубеж и издал антологию новейшей русской поэзии «У голубой лагуны» (8 томов) вместе с Ковалёвым. Вообще люди андеграунда очень много знали наизусть. Этим изданием начата была систематизация и сбор огромного рассеянного культурного материала неоавангардистов.

Возрождённый модернизм и особенно неоавангардизм как наиболее радикальная его ветвь подготовили почву для обновления поэзии России и появления постмодернизма. Постмодернизм в поэзии появился в 1970-е годы. Зачинатели его – Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. К ним присоединились Сухотин, Друк, Кибиров и некоторые другие. Постмодернистская поэзия, как и проза, создаётся через деконструкцию культурного интертекста и практику нелинейного цитатного письма. Развитие постмодернистской поэзии в годы послеоттепельного двадцатилетия осуществлялось по следующим направлениям:

Создание децентрированных художественных произведений, характеризующееся появлением соц-арта.

Появление первых паралитературных произведений (в поэзии их немного).

Обращение к концептуализму.

Первоначально все постмодернистские тексты именовались концептуалистскими, так как слова «постмодернизм» не знали. Под концептами понимали клишированные, долго бывшие в употреблении и совершенно износившиеся языковые единицы, подвергаемые пародированию. По творчеству Вс. Некрасова можно в общих чертах представить, как перетекал неоавангардизм в постмодернизм. В последующем аструктурированный стих был совмещён с цитатным письмом и реализован принцип «мир как текст». Это видно на примере стихотворения «Свобода есть» (редакции 1964, 1970-х и 1990-х годов).

В первой редакции автор обращается к цитатному письму, но текст не аструктурированный. Рассматривается один из основополагающих догматов марксизма, слова Энгельса «Свобода есть осознанная необходимость, которые были взяты на вооружение Лениным и Сталиным и использовались для оправдания отсутствия свободы (что считать необходимостью – определяла власть). Некрасов обрезает высказывание и повторяет его пятикратно. При этом происходит перекодирование значения глагола «есть», которое основано на омонимии. Единственная свобода, которая есть у советских людей, – это свобода принимать пищу. «Свобода есть свобода» – прямая полемика с советскими идеологическими манипуляциями.

В дальнейшем появляются вторая и третья редакции, в которых стихотворения придан аструктурированный характер. Появляются два приложения, которые нарушают линейность и с разных точек зрения проясняют вопрос о свободе. Поэт касается и вопроса прав: «Право же не есть? – Право есть, если есть, что есть». С другой стороны, есть право не есть, иначе говоря не принимать пищу. Некрасов фиксирует и социальное неравенство. Учитывается и многообразие точек зрения на свободу, среди которых и жёсткая детерминированность, как у марксистов, и анархический индетерминизм. Некрасов трактует высказывание в вероятностном плане. Когда свобода есть, реально существует, она может выявлять себя в разных формах, даёт понять поэт.

Так заявляет о себе постмодернистский вектор творчества Некрасова. Он выступает против присвоения властью русской классики, её вульгаризации. (Любовь к Ленину символизировала высокую духовность, любовь к Пушкину – высокую душевность, Пушкин представлялся соратником вождей.)

Пушкин и Ленин

Пушкин и Сталин

Вместе с этой лекцией читают "4.8 Победа Англии над Францией".

Пушкин и Холин

Пушкин и Винни-Пух

Некрасов иронизирует над превращением русского гения в идеологическую подставку. У самого Некрасова Пушкин цитируется неоднократно, причём иногда поэт вступает с классиком в спор. Некрасов стремится к деабсолютизации высказываний классиков (ну и что, что это сказал Пушкин или Лев Толстой).

Объектом спора становится стихотворение «Из Пиндемонти». Авторитетом Пушкина прикрывалась советская тирания, вообще отменившая считавшиеся буржуазными права человека, осталось, естественно, одно бесправие. Определённая часть творческой интеллигенции начинает в этих условиях доказывать, что достаточно духовной свободы. Чаще это делалось для того, чтобы скрыть свою трусость и конформизм. Некрасов в стихотворении «Из нашей классики» считает нужным прояснить сущность вопроса. Он напоминает, что пытавшиеся сохранить творческую свободу в годы сталинизма даже при своей политической индифферентности теряли жизнь. Возможность такого убийственного выбора Пушкин предусмотреть не мог. Следовавший пушкинскому идеалу Мандельштам погиб, а вместе с ним исчезла и его внутренняя свобода, главное условие которой – наличие жизни. В тоталитарной среде человек лишался главного из прав, сформулированного Гоббсом, – права на жизнь. Незачем прятаться за Пушкина, показывает Некрасов, мнимо-свободным, сожительствующим с системой.

Не обходит своим вниманием поэт и мифологемы, опирающиеся на авторитет русской классики и поддерживающие официальную власть. В качестве мишени для иронии поэт выбирает идею богоизбранности России, призванной спасти мир (Некрасов вступает в полемику с Тютчевым в «Можно только верить» и Достоевским в «Но мировая гармония»). Русская национальная идея рассматривается как предшественница коммунистической. Некрасов вскрывает несовместимость комплекса национального превосходства и конфессионального зазнайства с христианским универсализмом и показывает опасность наведения в мире «порядка» и спасения своими силами тех, кто об этом не просит. Прибегая к сарказму, он стремится «прищемить хвост» национальному бесу. Поэт проницательно предугадал, что после освобождения от коммунистических порядков отучившаяся думать страна сменит коммунистическую утопию религиозной, сегодня столь же истово отстаивая эту утопию, как вчера поносила.

Некрасов повлиял на многих авторов, среди которых Лев Рубинштейн, произведший дальнейшее аструктурирование текста, что связано с его полным рассыпанием и фрагментацией. Рубинштейн создал жанр стихов на карточках. Каждая библиографическая карточка содержит один фрагмент текста. Организует их в целое принцип картотеки. Сам Рубинштейн одно время работал в библиотеке.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее