Вийон
15. Вийон.
(1434-1463) Точных сведений о жизни очень мало. Жил в эпоху катаклизмов. Место в лит-ре трудно определить. Творчество В. противоречиво. Укладывается в поэзию вагантов. Бродячие школяры писали стихи, где сочетался юмор, ирония и сатира. Род. в Париже, отец рано умер, воспитывал дядя. В 12 лет – студент Парижского универа. Студент – символ вольнолюбия, жажды жизни. (Франсуа де Монкарбье) был одним из самых буйных студентов, но завершил образование – магистр искусств. Работал клерком. 1455 – из-за женщины убил священника и был вынужден бежать из города, но вскоре вернулся и прильнул к стае воров, участвующих в краже новаррского колледжа, возможно тогда написал «Малое завещание». Поэма носит центричный характер. Оставляет друзьям наследство – рваные штаны, волосы, тюремный срок. Отсутствует сюжет. Зарисовки нравов нанизываются на идею завещания. В. становится бродягой – одним из миллионов. Авантюрный дух, способ-ть сопереживать народу и сделали его бродягой. Основной мотив поэзии – бездушие и несправедливость. С 1463 о судьбе поэта ничего неизвестно. Личность В. полна противоречий, основные мотивы – обличение соц.несправедливости, радости жизни (чувства, любовь, вино), быстротечность жизни. В. упивается радостями бытия, но не забывает о смерти. «Большое завещание» - герой оставляет потомкам мысли, чувства, стихи. Сохраняется описание быта, нравов, рассказывает о бессердечности возлюбленной, которая любит его деньги, о мыслях перед казнью. Пишет в жанрах: баллады, рондо (12-стишие), завещание. Но его отличает индивид.взгляд. Поэзия лишена условности. Следует событиям жизни. Стихи автобиографичны, передают чувства, ощущения, мысли. В рез-те видение мира, к-рое свойственно т-ко Вийону. Внутренняя раздвоенность поэта. Признает мир созданием бога. Способность к состраданию соседствует с самоиронией. В. земной поэт и хотя не отрицает бога, но его интересует т-ко земное. Любовь – чувственное начало. В стихах т-ко одна женщина, достойная уважения – мать. Появляется тема смерти, физического увядания, тления, которое всех уравнивает. С темой смерти тесно связан мотив былой красоты. Поэма состоит из более мелких баллад. Лирический герой В. пытается осознать себя. Перед нами не абстрактный образ, а конкретный ч-к. В поэзии В. присутствует ирония, которая носит скотологический, животный хар-р. В. смеется над собой. Судьба поэзии складывалась неравнозначно. В эпоху В-я стихи невостребованы, лишь классицисты приняли В. Буало признал его поэзию совершенством.