Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » История русской литературы XVIII века » Полемика Всякой всячины и Трутня

Полемика Всякой всячины и Трутня

2021-03-09СтудИзба

Н.И.Новиков (1744-1818) - небогатый дворянин, некоторое время обучался в Московской гимназии, 7 лет прослужил в гвардии, был одним из секретарей Комиссии по составлению Нового уложения.

По выражению В.О.Ключевского, ему в высшей степени присущ сдержанный и обдуманный энтузиазм: служение отечеству и книга как средство служить отечеству. Просвещение, по мысли Новикова, должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образа с национальной самобытностью.

Сатира Новикова была  тесно связана с предшествующей русской сатирической литературой 18 века от Кантемира до Сумарокова. Эпиграф к “Трутню” - “Они работают, а вы их труд едите” - заимствован из притчи Сумарокова “Жуки и пчелы”. В образах “Злорадов”, “Стозмеев”, “Себялюбов”, “Несмыслов”, “Недоумов”, “Безрассудов” Новиковым и его сотрудниками выведена целая галерея вельможных “трутней”. Все они полагают, что “крестьяне не суть человеки”, и забывают, что в барине и слуге, помещике и крестьянине одна и та же плоть и кровь. Не затрагивая, подобно своим предшественникам, первопричины бедственного положения крестьян, крепостного права, Новиков тем не менее открыто и смело ополчился на “худых помещиков”, которые “едва ли достойны быть рабами у рабов своих”. Он обещал показать со временем на страницах “Трутня” и “отцов-помещиков”, но, по-видимому, не случайно - для них на страницах журнала так и не нашлось места: недаром, печатая сатирическую “отписку” старосты к помещику, Новиков включил в нее строки, иронический авторский подтекст которых очевиден: “С Антошки за то, что он тебя в челобитной назвал отцом, а не господином, взято 5 рублей. И он на сходе высечен. Он сказал: “Я де это сказал с глупости и напредки он тебя, государь, отцом называть не будет”.

Тема помещичьего произвола была главной, но не единственной. Метко и беспощадно высмеивались на страницах журнала возведенное в закон взяточничество чиновников, грубое невежество подавляющей массы дворян, их “чужебесие” и “французомания”.

Полемика “Всякой всячины” и “Трутня” (Гуковский С. 226-230).

Уже первые номера “Трутня” возмутили “Всякую всячину”, Екатерина II помещает две статьи, направленные против обличительной тенденции “Трутня”. Первая статья - в виде ответа некоему корреспонденту: “... а кто только видит пороки, не имев любви, тот не способен подавать наставления другому...”.

Вторая статья переводит вопрос о сатире непосредственно в политическую плоскость, “Трутень” обвиняется в сокрушительных тенденциях. “Всякая всячина” в ответ “хулителям” предложила такие правила: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие; 3) не думать, чтоб людей совершенных найти можно было и для того 4) просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения. Далее почти правительственный окрик, угроза: “Я хочу завтра предложить пятое правило, именно чтобы впредь о том никому не рассуждать, чего кто не смыслит; 6) чтоб никому не думать, что он один весь свет может исправить”.

“Трутень” не испугался и ответил весьма решительно на статьи “прабабки”. Ответ “Трутня” дан в форме письма в редакцию за подписью “Правдолюбов”. “... По моему мнению, больше человеколюб тот, кто исправляет пороки, нежели тот, который оным снисходит или (сказать по-русски) потакает; а ежели смели написать, что учитель, любви к слабости не имеющий, оных исправить не может, то и с лучшим основанием сказать могу, что любовь к порокам имеющий никогда не исправится”.

Рекомендуемые материалы

“Всякая всячина” ответила: “На ругательства, напечатанные в “Трутне”, мы ответствовать не хотим, уничтожая оные, а только наскоро дадим приметить, что г. Правдолюбов нас называет криводушниками и потатчиками пороков для того, что мы сказали, что имеем человеколюбие и снисхождение к человеческим слабостям и что есть разница между пороками и слабостями. Г. Правдолюбов не догадался, что, исключая снисхождение, он истребляет милосердие. Но милосердие его не понимает, что бы где ни на есть быть могло снисхождение; а может статься, что и ум его не достигает до подобного нравоучения. Думать надобно, что ему бы хотелось за все да про все кнутом сечь... Нам его меланхолия не досадна, но ему несносно и то, что мы лучше любим смеяться, нежели плакать”.

На это “Трутень” ответил окончательно резко.

Правдолюбов писал: “Госпожа “Всякая всячина” на нас прогневалась и наши нравоучительные рассуждения называет ругательствами. Но теперь вижу, что она меньше виновата, нежели я думал. Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет, и русских писаний обстоятельно разуметь не может; а сия вина многим нашим писателям свойственна”.

И дальше: “Не знаю, почему она мое письмо называет ругательством. Ругательство есть брань, гнусными словами выраженная, но в моем прежнем письме, которое заскребло по сердцу сей пожилой дамы, нет ни кнутов, ни виселиц, ни прочих слуху противных речей, которые в издании ее находятся. Госпожа “Всякая всячина” написала, что пятый лист “Трутня” уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное, а таким безделицам, как ее листки, никакая власть неприлична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи “Всякая всячина” довольно было написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сие же листков множество носятся по рукам, и так их всех ей уничтожить не можно”.

Новиков выступил и в защиту Тредиаковского:

“Трутень” говорил, излагая темы сатиры “нескольких листков” “Всякой всячины”: “Такий-то на сей неделе был у своей родни и передавил все пироги, данные некоторой простодушной старушке в подаяние; такий-то всякий день бранится со своими соседями за колодезь, такий-то там-то приметил, что все девицы кладут ногу на ногу очень высоко; тот-то насмешник подсмеял одну женщину, велев ей для усыпления читать сочинения такого-то мужа, который за полезные переводы получил от всех похвалу и благодарность и что от такой насмешки весь город хохотал целую неделю, на счет насмешника».

Нарочитая дерзость “Трутня” не могла пройти совершенно безнаказанно. В течение всей своей жизни “Трутень” постоянно находился под угрозой. Уже в 8-ом номере журнала говорится о том, что он пришелся очень не по вкусу “знатным боярам”.

С осени в “Трутне” стало все больше появляться несатирического материала, в том числе такого, который бы мог “вывезти” журнал, спасти его. “Стихи А.Беклешову на смерть брата его, убитого при одержанной российским войском над турками победе у Хотина, августа 29 дня 1769 года” (В. Майкова), “Стихи Пример-майору Ю.Бибикову” (В.Майкова) и любовные песенки весьма шаблонного типа.

В конце года издания журнала прекратились - не по вине Новикова, на целый месяц. Новиков решился спасти журнал. Следующий номер, последний в 1769 г., он начинает с протеста против обвинений в сатире “на лица”, он уверяет, что только вертопрах видит в его сатирах личности, “а издатель за сие страдает”. “Трутень” был сохранен. Новиков продолжал издавать его в 1770 г. Но уже с самого начала издание было поставлено в тяжелые условия. Недаром Новиков выбрал эпиграфом ко второму году журнала стихи из Сумарокова: “Опасно наставленье строго, Где зверства и безумства много”.

То он пытался резко высказываться «начистоту», то спасал положение уступками. Появляются статьи и несатирические. Журнал явно умирал. В листе 15 «Трутня» объявлялось, что «Всякая всячина» скончалась, «это еще скрывают, но через пару недель о том узнают все». Через две недели умер и «Трутень»: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь».

Первостепенное  литературное и общественное значение имел и другой сатирический журнал Новикова «Живописец» (1772), где с 1-го номера издатель заявил о приверженности принципам «Трутня». «Отрывок из путешествия в *** И. *** Т.***» и «Письма к Фалалею» - блестящие образцы обличительной прозы «Живописца». Подобного по смелости, правдивости изображения тяжелого положения крестьянской деревни, какое дано в «Отрывке», ни разу не появлялось в русской литературе до «Путешествия» Радищева.

Нарисованная в «Отрывке» убийственная по своей жуткой правде картина «деревни Раззоренной» замечательна отбором деталей. «Бедность и рабство повсюду встречалися со мною во образе крестьян», - заявляет рассказчик, и все дальнейшее повествование подтверждает это обилием  примеров (расположение деревни в болотистой низине, крытые соломой полуразвалившиеся хижины, грязь, зловоние и «бесчисленное множество мух» в избах, лишенные присмотра грудные дети, застращенные «именем барина» полуголые ребятишки, крестьяне, торопящиеся убрать господский хлеб, «пока дожди не захватили», и не имеющие времени управиться со своим и т.п.). «Отрывок» вызвал со стороны многих читателей-дворян упреки в том, что издатель «огорчает целый дворянский корпус». В ответ на это он заявил, что владелец деревни Раззоренной – «помещик, не имеющий ни здравого рассуждения, ни любви к человечеству, ни сожаления к подобным себе… дворянин, власть свою и преимущество дворянское во зло употребляющий». Тут же Новиков утверждает, что «худое разорение помещиков о крестьянах» пагубно отражается на экономике страны. Следовательно, обличение их подсказывается интересами нации и государства. Описание деревни Раззоренной не без основания  расценено было впоследствии русской революционно-демократической критикой в лице Н.А.Добролюбова в статье «Русская сатира в век Екатерины» (1859) как произведение, где «слышится уже ясная мысль о том, что вообще крепостное право служит источником зла в народе» и «бросает сильное сомнение на законность самого принципа крепостных отношений». Намерение автора «Отрывка» (авторство –Новиков или молодой Радищев?) показать на страницах «Живописца» жителей Благополучной деревни осталось неосуществленным. Зато в новиковских «Письмах к Фалалею» перед читателями предстали колоритнейшие образцы невежественных, жестоких и суеверных уездных помещиков-крепостников Трифона Панкратьевича и Акулины Сидоровны, у которых «год от году все больше мужики нищают». Сатирическим мастерством раскрытия характеров, точностью воспроизведения колоритной бытовой речи провинциальной помещичьей среды «Письма к Фалалею» прокладывают дорогу Фонвизину.

Новиков проявил большую изобретательность в создании образов и приемов сатирической публицистики на основе обращения к жанрам внелитературным. Его «Копия» с отписки старосты Андрюшки к помещику Григорию Сидоровичу, с указа помещика крепостным крестьянам тонко воспроизводит стиль русской деловой прозы. По справедливому замечанию Н.Добролюбова, они производят нередко на современного читателя впечатление подлинных документов эпохи.

В своих сатирических журналах Новиков ориентировался на вкус не только дворянского, но и широкого третьесословного читателя. Он уверял, что только «книги, на вкус наших мещан не попавшие» залеживаются в книжных магазинах и, наоборот, книги, которые нравятся «сим простосердечным людям», выходят повторными изданиями. И не случайно «Живописец» с успехом переиздавался в 1773, 1775, 1781 и 1793 гг. (причем начиная с издания 1775 г. в него были включены и наиболее острые материалы «Трутня»).

С именем Н.И.Новикова связано также издание журналов «Пустомеля» и «Кошелек». С 26 мая 1770 г. маклер Андрей Фок изъявил желание издавать «Пустомелю» «на собственный кошт». О том, что издателем его был именно Н.И.Новиков, стало известно после разысканий и публикации В.П. Семенникова «Русские сатирические журналы» (1914). Среди наиболее интересных материалов:

1)В первой статье намек на взаимоотношения Новикова и Екатерины (разговор об авторском самолюбии – «…погрешности в чужих сочинениях мне гораздо приметнее, как в своих»); 2.Несколько портретов в виде загадок; 3.Во втором номере две «опасные статьи»:

а) «Завещание Юнджена китайского хана к его сыну»; б) сатирическое и вольнодумное «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д.И.Фонвизина.

В «Кошельке» (кошелек – особый бант на мужской косе) Н.И.Новиков ставил перед собой задачу «прославить российские добродетели древних времен и дискредитировать влияние Франции и новой французской философии».

Сатирические журналы Новикова внесли много новых и существенных черт в литературу 18 столетия. Целая галерея литературных форм прошла перед глазами читателя.

Н.Н. Булич (Спб., 1854) писал: «Кроме писем от вымышленных сотрудников, содержание которых, в обиняках, выхвачено из действительной жизни, где лица носят характерные названия Стозмеев, Злорадов, Безрассудов, Нахрапцевых и др., прямо указывающие на их качества; издатель употребляет форму «Сатирических Ведомостей», здесь под видом разных известий, печатаются факты быта, вызывающие сатиру. То рисуются портреты разных личностей с общими названиями; то под заглавием лечебника изображаются  разные нравственные недуги и тут же сатириком прописываются рецепты больным; то в статье под названием «Смеющийся Демокрит», как в зеркале, появляются и исчезают олицетворенные пороки, едко осмеянные; то сам издатель представляет разнообразных читателей своих и различные их взгляды на вещи; то просто под названием «Картин», изображаются порочные личности. Но главное достоинство этих форм составляет наивная прозрачность их; от читателя не ускользнет мысль журналиста, и он всегда поймет ее, как бы ни хитро, по-видимому, она была скрыта».

Другими словами Новиков использует следующие жанры:

1)публикация вымышленных писем корреспондентов с последующими комментариями или ответами на них издателя;

2)пародийные «Ведомости»;

3)сатирические лечебники;

4)пародии на толковые словари;

5)подборки сатирических портретов;

6)сны;

7)диалоги;

8)повести типа новелл; («быль»): о приключениях червонца, о пропавших судейских часах;

9)материалы, имитирующие подлинные документы эпохи.

Наблюдается и общая тенденция стилистической манеры: авторы стремятся к наиболее возможному для них приближению к разговорному языку; стараются передать и арготические образования (пародируют язык петиметров, подьячих, духовенства). Но и в авторской речи, лишенной пародийного характера, преобладает свободная, как бы произносимая речь.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 5. Барьеры в общении.

В связи с этим любопытно заключение В.О.Ключевского о значении сатиры 18 века: «Сатирическая журналистика больше обогатила литературу, чем исправила нравы» (В.О.Ключевский, с. 372 и далее)

Можно проследить и связь с классицизмом Новикова: манера типологически обобщенной характеристики в сатирическом портрете оставалась еще связанной принципами классицизма, традицией логизированных характеров Лабрюйера. Петиметры, подьячие, чванливые дворяне – это своего рода персонификация социальных пороков. Но! Одновременно с этим в журнальный листок попадали кусочки подлинной социальной действительности, быта, иногда бытовые мелочи, проходившие мимо поэзии классицизма. «В сатирической журналистике накапливался обильный материал наблюдений над жизнью и вырабатывалась привычка литературы вторгаться в жизнь» (уже реалистические тенденции).

В 70-80-е гг. были временем широкого распространения в среде русского дворянства масонского движения. «Странная смесь мистической набожности и философского вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия» были, по замечанию Пушкина, на русской почве притягательными чертами этого «полуполитического, полурелигиозного общества».

В масонских организациях, кроме Новикова, принимают участие М.Херасков, В.Майков, И.Елагин и ряд других последователей Сумарокова.

С печальной судьбой нравственных начинаний передовой части дворянства, входившей в масонскую организацию, связан трагический конец Новикова. В 70-е гг. он выступает в качестве крупнейшего русского книгоиздателя-просветителя («Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), десять томов материалов по русской истории XIV-XVII вв. – «Древняя российская вивлиофика» (1773-1775, и др.), в 1779 г. берет в аренду московскую университетскую типографию, а в 1784 г. организует в Москве вместе с другими деятелями масонства «Типографскую компанию», издает несколько журналов и огромное по тем временам количество книг – оригинальных и переводных.

Активная просветительская деятельность Новикова навлекла на него преследования церкви и гнев Екатерины. В 1792 г. он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел в 1796 г умственно и физически разбитый.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее