Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Зарубежная литература XVII-XVIII вв » Испанская литература семнадцатого века

Испанская литература семнадцатого века

2021-03-09СтудИзба

Испанская литература семнадцатого века. Кальдерон

- также от Лопе де Веги остался трактат: «Новейшее руководство по сочинению комедий»

- тогда комедиями назывались все нерелигиозные произведения

- основные идеи трактата де Веги

1) главная цель драматурга – успех у зрителя (до этого реакция зрителя была не важна)

2) хитросплетенный сюжет необходим. Зритель не должен догадываться о развязке до самого последнего момента

3) 3 действия (в отличие от классицизма, где идет опора на античность => 5 действий)

1-ое действие – завязка

2-ое действие – разворот сюжета

Рекомендуемые материалы

3-е действие – развязка со второй половины действия

4) смешение трагического и комического

Педро Кальдерон де Ла Барка

- ВПЕРВЫЕ! философская проблематика в литературном произведении

- сюжет подчинен испытанию некой философской концепции

- нет требования к правдоподобию ( в отл от класс)

- герой – носитель неких идей

- новый прием: реализованная метафора

- язык Кальдерона сложнее де Веги

- Произведения Кальдерона:

1. Ауторелигиозные пьесы

2. Пьесы на светские темы

2.1. Комедии

2.2. Драмы чести

2.3. Религиозно-философские темы

- комедии Кальдерона невеселые

«Стойкий принц»

- житийна драма

- не драма чести

- концепция свободы воли: выбор

- для дона Фернандо честь важна, но духовные принципы важнее

- внешняя свобода ограничена, но внутреннюю свободу у человека никто не отнимет, если он сам того не допустит

- два сюжетных центра, которые друг друга дополняют и разъясняют

- 2ой такой центр – мавританская принцесса Феникс

- противопоставление христианства и мусульманского мира

- ключевой момент: Дон Фернандо обменивается на принцессу Феникс

- Принцесса Феникс – обмен на мертвеца

- Для мавров высшая ценность – живая красота

-Дон Фернандо умирает в плену

- за него предлагают взамен принцессу Феникс

- король мавров, как и Феникс, не признают такого обмена

«Жизнь есть сон»

- метафора распространена в испанской культуре барокко

- основные метафоры испанской культуры:

1) жизнь есть театр (встречаем у Шекспира)

2) жизнь есть сон

            - подчеркивается иллюзорность и переменчивость жизни

            - пробуждение – смерть

            - после смерти жизнь вечная

            - важно не то кем, а каким ты был в земной жизни

- условный сюжет, в котором раскрывается иллюзорность жизни

- действие происходит в Польше

            - в Испанских пьесах того времени часто действие разворачивается не в Испании, но в странах, которые условны, т.к. похожи на Испанию

- у короля Басилио рождается сын

- король составляет гороскоп

- но оказывается, что сын должен убить мать, свергнуть отца и стать злостным тираном

- частично сбывается пророчество: королева умирает при родах

- тогда принца велел Басилио заточить в башню

- попытка изменить судьбу, но эта попытка механическая и примитивная, и она не меняет, а только усугубляет предсказанное

- единственный человек, которого он там видит – его тюремщик-воспитатель

- => никакого духовного воспитания

- принц Сигизмунд сидит в башне 20 лет

- Кальдерон использует прием реализованной метафоры: звериная сущность Сигизмунда-прикован цепями и одет в звериные шкуры

- мечтает о свободе, но для него свобода – это свобода птицы, зверя, ручья => о свободе внешней, проявлении и осуществлении желаний

- он удивляется, почему он, человек, существо более совершенное, несвободен

- Басилио хочет проверить гороскоп и приказывает во сне перенести сына во дворец

- когда он просыпается, ему говорят, что он вовсе не заключенный, а наследный принц

- первое его чувство – злость: за что его тогда 20 лет держали в башне

- начинает осуществлять свободу, о которой мечтал: дерется с придворными, одного из них выбрасывает в окно, набрасывается на первую попавшуюся девушку и т.п.

- предсказание сбывается => Басилио опять приказывает заточить сына в башню, тоже во сне

- когда он просыпается в башне, тюремщик убеждает его, что все было лишь сон

- ему начинают внушать, что все в этом мире иллюзорно

- Сигизмунд начинает переосмыслять поведение и позицию, начинает задумываться о свободе духовной

- старается обуздать свою животную сущность

- решает, что можно стать свободным, ограничив себя

- перемещение из тюрьмы во дворец и обратно – концентрированное изображение жизни человека, которое Кальдерон уложил в три дня

- во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда

- Сигизмунд соглашается стать королем

- Басилило пытался избежать судьбы, но делал это очень просто => только приблизил её (признаки античной культуры)

- Сигизмунд, изменил свою судьбу – стал не тираном, а мудрым правителем (признаки христианской культуры)

- второй центральный персонаж (как и в «Стойком принце») – девушка Росаура=Роса (роза) + аура (заря)

- Росаура поражает всех своей красотой, внутренним сиянием, хотя она не идеальна как личность

- она не противопоставляется главному герою, как в «Стойком принце», а СОпоставляется с ним

- Сигизмунд называет ее сестрой по духу

- Росаура падает с лошадЬЮ – символ нравственного падения

- она ищет любовника, который обесчестил ее и пропал

- она ищет его чтобы отомстить

- обесчещенная девушка – выброшена из общества

- поэтому впервые в пьесе она появляется в мужском наряде

- на нее-то и набрасывается Сигизмунд

- он еще не знает, что она девушка. Он бросается на нее, но его останавливает красота как таковая

- первая их встреча – Росаура случайно заходит в башню Сигизмунда

- когда становится королем, женит ее на Астолько – ее любовнике, т.е. восстанавливает ее честь

- сам женится на принцессе, своей ровне

Корнель

«Сид»

- герой должен либо отказаться от своих идеалов, либо погибнуть

- его спасает воля короля: он не позволяет казнить Сида

- но конфликт незавершен – свадьбы нет

- комедия – мерило прекрасного

- во Франции создана Французская Академия специально для контроля соблюдения канонов классицизма в искусстве

- во ФА «Сида» назвали ТРАГИкомедией

- Сид поддается своей страсти, своей любви

- в ФА предлагают ввести изменения в финал: не хотят, чтобы граф был убит, или хотят, чтобы оказлось, что он не отец Химены

- молчание Химены становится отказом

- нарушения канонов классицизма:

1) взят не античный сюжет, а испанский (при том, что в то время была напряженная ситуация в отношениях между Испанией и Францией)

2) нарушено триединство времени, пространства и действия:

* действие длится 36 часов

* два места действия: дворец короля и дом Химены

* появляется вторая сюжетная линия – линия Инфанты

- в ФА считали, что эта линия не нужна, но образ Инфанты необходим

«Гораций»

- жители городов роднятся

- но для объединения городов один из них должен потерять свою независимость и имя, следовательно, конфликт доходит практически до войны

- тогда Рим и другой город решили выставить по три бойца

- Рим выставил трёх братьев Горациев, а другой город трёх братьев Куриациев

- но сестра Куриациев замужем за одним из Горациев (уже римлянка), а сестра Горациев невеста одного из Куриациев (ещё римлянка) – это гражданство очень важно для того периода, для Римского права

- следовательно, братья Горации перед выбором:

1) долг перед государством

2) любовь

- это более классический вариант

- приём ПАРНЫХ персонажей:

* Гораций более категоричен в исполнении закона, Куриаций более человечен

* Для обеих женщин конфликт – горе

- кульминация действия – сражение между братьями

- сначала побеждают Куриации – они убивают двух Горациев

- оставшийся Гораций бежит, но потом убивает всех Куриациев по одному

- и Рим победил!

- Горация встречает его сестра Камила (которая была невестой одного из Куриациев) и проклинает брата и Рим, предсказывает падение Рима от безнравственного разрушения

- Гораций разозлился и убил Камилу

- Горация должны судить и убить, но народ его оправдывает и Гораций становится абсолютным победителем

- но классицисты опять забраковали пьесу как классицистическое произведение: мол пусть уж лучше Камила закололась бы сама

- трактовали комедию различно (особенно важна в период ВФР)

- в более поздних комедиях Корнеля классицизм и барокко смешиваются – трагедии 2ой манеры

«Родогуна»

- в центре внимания 4 персонажа:

1) греческая царица Клеопатра, у которой умер муж и она должна передать престол одному из своих сыновей

2,3) Селевк и Антиох – сыновья Родогуны

4) Родогуна – пленница и наложница мужа Клеопатры, которая тоже может претендовать на престол

- НО Клеопатра хочет править сама => ей нужен сын-марионетка и не нужна Родогуна

- тогда она устраивает испытание для сыновей: трон получит тот, кто убьет Родогуну

- но братья любят ее

- Антиох и Селевк – персонажи-двойники А НЕ ПАРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

- сопротивляются борьбе

- Корнель вновь применяет мотив выбора, но тут выбор безнравственный изначально

- единственный выход – отказ от выбора

- и тут появляется первое отличие между братьями: Селевк отказывается от трона и Родогуны, Антиох верит, что сможет всё уладить и соглашается занять трон

- Селевк был убит и перед смертью предостерегает брата от «дорогой им обоим руки» (а это может быть и Родогуна и Клеопатра)

- Клеопатра травится вином на свадьбе и перед смертью проклинает брак и предсказывает рождение сына, похожего на нее

- порочные мотивы:

1) мотив двойничества (Селевк и Антиох)

2) мотив лица и маски (Клеопатра)

- расходятся понятия разума, воли и действия

- волей Клеопатры и Родогуны движет страсть

- у Селевка и Антиоха воля не перетекает в действие

Жан Расин

- последователь Корнеля

- НО новые тенденции в его творчестве

- принадлежал к секте янсенистов, которые поддерживали концепцию  предопределения

- Корнель же был сторонником концепции свободы воли

- Расин – нравственно этические пьесы более психологического характера

- для Расина важно движение души

- четко соблюдены все правила классицизма

- в частности проблема единства времени решена оригинальным способом: действие пьесы разворачивается в день развязки конфликта

- Корнель в пьесах первой манеры конфликт решает в пользу долга

- у Расина же накал страстей, эмоции, чувства

«Андромаха»

- одна из ранних трагедий

- 4 центральных персонажа:

1) Пирр (Сын Ахиллеса)

2) Андромаха (вдова Гектора и мать Астионакса)

3) Гермиона (дочь Елены и Менелая)

4) Орест (сын Агамемнога и Клинтемнестры)

- Пирр духовно подчинен Андромахе, фактически он ее пленник, а не она его

- Пирр чтобы добиться расположения Андромахи, шантажирует ее тем, что отдаст ее сына Оресту

- Андромаха встает перед выбором: лишиться сына или лишиться верности Гектору

- выбор Расина не такой, как у Корнеля

- у Корнеля выбор между чувством и долгом, а здесь выбор иной в корне

- у Андромахи нет проблемы долга и чувства

- решается на трагический компромисс: выйти замуж за Пирра

- в пьесе двое центральных персонажей гибнут физически (Гермиона и Пирр), один гибнет духовно (Орест) – этим Расин показывает, как пагубна игра страстей

- судьба решает за Андромаху: она становится вдовой Пирра и царицей

- Андромаха оказывается подчинена судьбе

- любовь не подчиняется сознанию

- если любовь безответна, то герои не могут вызвать ответной реакции

- всех героев связывает троянская война, хотя не все они в ней участвовали лично

- для них она еще не закончена

- Пирр хочет стать мужем Андромахи, стать отцом ее сына, одним словом хочет заменить ей Гектора

«Британик»

- проблема личности и государства

- за основу взят древнеримский исторический сюжет – начало правления императора Нерона

- чтобы Нерон стал императором многое сделала его мать Агриппина

- но она хотела управлять государством сама при помощи сына

- Нерон влюбляется в невесту своего сводного брата Британика, Юнию

- чтобы добиться взаимности угрожает Юнии убить Британика

- Юния подчиняется ему и бросает Британика

- но полюбить Нерона она не может, поэтому сбегает от него

- одна из центральных сцен – сцена беседы Агриппины с Нероном: она рассказывает ему о предках и о том, что она сделала для того, чтобы он стал императором, желая тем самым подчинить его себе

- но на самом деле преступления праотцов становятся для него предметом подражания, и Агриппина фактически развязывает руки сыну, а не сковывает его, как она того хотела

- Нерона воспитывают два придворных: философ Сенека (которого Нерон впоследствии убивает) и Нарцисс

- убийство Нарцисса вызывает радость народа, но истинный злодей, собственно Нерон, остается незамеченным и у власти

- Расин называл своего Нерона чудовищем в зачатке

- показывает, как развивается безнравственность в человеке, как неограниченная власть превращает человека в чудовище

- поражает смелость Расина: публикует свою пьесу, во время правления Людовика XIV, когда после смерти Мазарини он отказывается от должности премьер-министра при своем дворе и фактически сосредотачивает всю власть в своих руках => «Британик» звучит как намек

- яркость света скрывает безнравственность, от которой бегут Британик и Юния

«Федра»

- полностью классицистическая пьеса

- сюжет практически полностью копирует сюжет «Ипполита» Еврипида

- но Расин переосмыслил сюжет, и вот что он ИЗМЕНИЛ:

1) отсутствие богов => любовь Федры не имеет божественного происхождения, связанного с местью богов

- Афродита только упоминается

2) показан следующий этап развития Ипполита: теперь он чуждается Федры не потому что чуждается всех женщин, а потому что у него есть девушка, Арикия,

- при этом он еще целомудренен

- Арикия – последняя из рода афинских царей, ей сохранили жизнь, но запретили выходить замуж, чтобы она не восстановила род

- => Ипполит и Арикия скрывают свою любовь

- мотив родового проклятия: родовое проклятие над родом Федры – проклятие преступной любви

- ее мать переспала с быком и родила Минотавра

- Федра не может побороть любовь к Ипполиту

- связаны темы любви и власти: Федра предлагает Ипполиту править вместе

- но этот альянс невозможен, равно как и альянс Ипполита с Арикией

- наперсница подталкивает Федру, клевещет на Ипполита, т.к. она незнатная и ей можно совершать подлость во имя любви к своей госпоже

- т.к. Артемиды нет, то Федра сама должна признаться Тесею в своем преступлении

- => другой вид самоубийства: не вешается, а принимает яд, и пока он действует, рассказывает правду

- проклятие Федры – аналогия с первородным грехом всего человечества

- Федра религиозна, хочет наказать себя, как только открывается Ипполиту

- публика в отличие от критики признавала Расина

- роковое обещание Расина не писать трагедий

- иной поворот, чем у Корнеля, но сохранение идеи главенства разума

- можно провести параллели между Расином и Еврипидом:

1_ психологичность

2_на первый план выходят женщины

Мольер

- блистательный театр – провалы

- влез в долги

- попал в долговую тюрьму

- возможные причины провала театра:

1)  ставил только трагедии

2) играл в них сам, несмотря на отсутствие актреского талант

- после долговой тюрьмы в бродячий театр

- довольно успешно, особенно, когда сам стал писать для него комедии

- вернулся в Париж уже триумфатором

- театр Мольера получил приглашение ко двору

- Мольеру начали поступать заказы на комедии для придворных праздников – неофициальный придворный комедиограф фактически (официально ему эту должность не давали)

- типы комедий Мольера по классификации классицистов

Тип комедий

Отличительные особенности комедий

низкие

- бытовые, фарсовые

- комедии положений: смех вызывают нелепые ситуации, стычки, драки, пощечины

- написаны в основном прозой

- состоят из 1-3 актов, поэтому часто ставились как дополнение к большой постановке

высокие

- комедии характера

- смехом искореняются пороки, исправляются нравы

- подчиняются правилам классицизма

- триединство времени, места и действия

- 5 актов

- написаны александрийским стихом

- комедии высокие и низкие различаются только по этим формальным признакам

- в середине 60х гг ХVII расцвет творчества Мольера, написаны три его величайшие комедии:

* «Тартюф, или обманщик»

* «Дон Жуан»

* «Мизантроп»

- часто эти произведения называют триадой высоких комедий, но это не совсем точно, т.к. «Дон Жуан» - не высокая комедия, а барочная трагикомедия

«Тартюф»

- тема лицемерия

- Мольер часто затрагивает ее в своих комедиях

- лицемерие – главный порок эпохи

- связь с политической ситуацией – распад фронды

- мораль расшатывается => власть пропагандирует религию

- сочетание противоположностей: роскошная красивая жизнь и религиозные правила => лицемерие, показная религиозность

- Мольер намекает на религиозную организацию того времени – «Общество святых дорог», которое занималось тем же, чем и Тартюф: члены общества внедрялись в «неблагополучные» семьи и разоряли их

- обществу покровительствовала церковь и королева-мать Анна Австрийская

- комедия заказана на придворный праздник

- при дворе была поставлена первая редакция комедии

- ее особенности:

* 3 акта

* Тартюф – священник

* вопреки правилам классицизма полное торжество порока, у Тартюфа все складывается удачно

- по требованию церкви король запретил пьесу

- особенности второй редакции

* изменяется сюжет

* Тартюф – светский человек

* Тартюф переименован, теперь его зовут Панюльф

- разрешена только третья редакция (мало отличается от второй)

- трехактный вариант до нас не дошел

- в принципе до нас не дошли рукописи Мольера – только его ранние издания

- в доме Аргона Тартюфу доверяют только Аргон и его жена

- остальные оценивают Тартюфа иначе, видят его сущность и из-за этого складываются комические положения

- но Аргон ничего не видит, он не только хочет выдать дочь за Тартюфа, но и переписать на него свое имущество

- первым в комедии наказывается Аргон – за свою доверчивость: закон полностью на стороне Тартюфа, Аргона ждет арест

- ничего не может спасти Аргона

- Мольер использует прием, аналогичный  приему античной драматургии «бог из машины»: у Мольера вмешивается не бог, а король

- узнав о его проделках, король приказывает арестовать Тартюфа, а не Аргона

- для персонажей Мольера характерно сочетание гиперболы и психологической достоверности: Тартюф лицемерен от начала и до конца, даже когда он говорит правду, так что правда превращается в ложь

«Дон Жуан»

- минимум два прототипа, один из которых погиб при невыясненных обстоятельствах => Дон Жуан проваливается сразу в ад, второй – ушел в монастырь

- первым образ Дон Жуана ввел в литературу испанский драматург Тирсо де Молина в произведении «Севильский озорник»

- главный герой – Дон Хуан действует в основном обманом или насилием => непривлекательный персонаж

- Дон Хуан – НЕ атеист

- Мольер взял легендарный сюжет, но придал ему новые черты:

* Дон Жуан – современник автора

* не просто циник и безбожник, а вольнодумец (либертен)

NB изначально либертены – это ученики философов, затем этот образ мыслей распространился в обществе, особенно среди молодых дворян => мода на вольнодумство, вольнодумство становится оправданием для безнравственных поступков, хотя на самом деле вольнодумство не предполагало аморализма

- Мольеровский Дон Жуан неоднозначный персонаж:

+

-

- храбрый

- очень умный и это заметно

- искренний: он не обманывает женщин, а скорее завлекает, соблазняет, очаровывает; он всегда искренне влюблен

- распущенный

- циничный

- парадоксальное обаяние порока: подчеркивает это сцена, когда Дон Жуан искусно обводит вокруг пальца своего кредитора

- Гонорель спрашивает Дон Жуана, верит ли он в Бога или дьявола – Дон Жуан смеется в ответ на оба эти вопроса

- тогда Гонорель спрашивает, верит ли он в серого монаха (приведение, которое держало в страхе весь Париж)

Вместе с этой лекцией читают "14 Никарагуа в 1945-н.в.".

- Дон Жуан не верит и в серого монаха и это бесит Гонореля (!), т.е. он допускает неверие в Бога и дьявола, но не допускает неверия в серого монаха

- тогда он спрашивает, во что же верит Дон Жуан

- тот отвечает: «в то что 2х2 – 4, а 2х4 – 8»

- у Дон Жуана и Гонореля есть что-то общее, что их объединяет, что заставляет их вместе идти искать серого монаха

- Дон Жуан – рационалист

- Гонорель – тоже, но он не доходит в своем рационализме до абсолюта, как Дон Жуан

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5155
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее