Дени Дидро
Дени Дидро
- младший современник Вольтера
- писатель, философ
- в большей степени философ ,чем писатель, его художественные произведения были менее известны
- большинство его литературных произведений были изданы после его смерти, а некоторые намного позже, в первой половине 19 века
- главное дело жизни Дидро – Энциклопедия (толковый словарь наук, искусств и т.п.)
- был вдохновителем и автором идеи энциклопедии, основным организатором и автором
-именно Дидро с первого и до последнего тома занимался организацией издания энциклопедии
- сначала ему многие помогали, потом их меньше, т.к. гос-во и церковь пытались ему помешать
Рекомендуемые материалы
- но Дидро довел благополучно до конца
- по своим взглядам Дидро был материалистом и атеристом
- это отразилось в его философских произведениях
- из литературных – в первую очередь в его романе «Монахиня»
- хотя больше похож по построению на повесть
- история, которая легла в основу романа: один из друзей Дидро уехал в путешествие, и чтобы он поскорее вернулся, друзья решили его разыграть: начали писать письма от имени знакомой ему монахини, она ему помогала связаться с судом, с нотариусами
- Дидро писал от имени этой монахини
- друг все больше заинтересовывался этой монахиней
- она ему казалась все более и более умной и даже захотел с ней встретиться
- тогда они ему написали, что она скоропостижно умерла
- роман представляет собой ОДНО БОЛЬШОЕ письмо некоему маркизу, который тоже однажды ей помог с ее светскими делами
- главная героиня Сюзанна Симоне, девушка из буржуазной семьи, начало ее истории напоминает сказку: младшая нелюбимая дочь в семье
- особенно эта ситуация обостряется, когда они взрослеют и им начинают подыскивать женихов
- родительский выбор - монастырь
- сначала она уехала в монастырь пожить
- что очень распространенно
- потом оказалось, что ее хотят постричь
- когда она начала отказываться, раскрылась истинная причина: она незаконно рожденная дочь
- две составляющие:
1) тема общественной несправедливости и неестественности уклада и монастырской жизни
2) характер главной героини, которая рассказывает о своей жизни сама и ее смелость и твердый характер поражают читателей
- в начале романа совсем юная девушка и у нее нет ни жизненного опыта, ни опоры в жизни, а бороться приходится: семья, общество, стоящее за семьей, заставляет принять монашеский обет
- она не соглашается, потом заствляют
- в сам момент пострига теряет сознание
- Дидро описывает три разных варианта монастыря
- сама сюзанна побывала в двух
1. – самый щадящий вариант
- добрая, благородная, искренней веры настоятельница, которая помогала монахине служить Христу
- монастырь как он был задуман
- но эта первая настоятельица, склонная к религиозным экстазам заболевает и умирает
- повышенная религиозность по мнению Дидро разрушает человека как физический организм: душа разрушает тело, в котором находится
- новая настоятельница устанавилвает чуть ли не полицейский режим
- все монахини следят друг за другом, доносят, становятся врагами
- тут Дидро показывает, что монастырская жизнь, противоречащая жизненному укладу, проявляет не лучшие, а худшие качества человека
- обязанность подчиняться и т.п. – все это побеждает личность
- тут Сюзанна начинает выполнять долг монахини, как это должно быть
- соблюдает все обеты и т.п., следовательно становится скоро ненаистной всему монастырю
- ее жизнь хотят превратить в ад: оскорбления, унижения и т.п.
- проявляется самая низкая стопрона человеческой натуры
- но чем сильнее давление на нее – тем сильнее противодействие
- характерен эпизод, когда она, устав от издевательств, начинает думать о самоубийсте
- заброшенный колодец
- но наследющий день замечает, что калитка к колодцу открыта => кто-то понял ее идею и начинает подталкивать ее к самоубийству.
- тогда она бросает эту мысль о самоубийство
- СЮзанна не хочет оставаться в монастыере не потому, что она не верит в бога
- вся скрытая критика церкви идет от автора
- Сюзанна верующая девушка, но она хочет быть сободнее
- единственная ее цель – свобода
- за эту свободу она сначала пытается бороться законными стсредствами, подавая иск в суд
- но дело проиграно
- тогда попадает в другой монастырь
2. – еще одно искажение человеческой натуры
- к сюзане относятся добродушно и доброжелательно
- но оказыается, что настоятельница – лесбиянка
- монастырская жизнь калечит не только духовно , но и физически
- сюзанна решает бежать, т.к. законные способы освобождения исчерпаны
- наконец окаывзывается в миру, осовбождается от монатсырских оград
- рассказ о побеге обрывочный
- в финале она жвет в бедном квартале в Париже. Рабоатет прачкой.
- жинь ее тяжелая, но она рада, что освободилась от монастыря
- критики считают по разному
- крах: отринув зависимость от моанстыря, она оказалась в завсимости от общества
- с друогой стороны она добилась чего хотела – свобода
= пишет маркизу не только рассказать о своей жизни, но и попросить помощи у маркиза найти место служанки подальше от Парижа
- довольствутеся той свободой, которая есть
- финал остается открытым
- но эту битву она выиграла
«Диалог о …. Племянник Рамон»
- трактат написан в форме диалога
- в античной форме
- в названии имя одного из персоанжей
- разговор между персонажем, философом, которы й напоминает самого Дидро, и племянник, которйц наверное был собеседником
- сам рамон тоже нзанимается музыкой, но давно не пишет и что за дядюшкой не угнатиься
0 в диалоге две составляющие
об- харктер крайне проитворечив
Бесплатная лекция: "Лекция 1" также доступна.
- описыая его, диро наинает с противоречий
0 смесь высокго и низкого, в его ааа
- противоречие – главная характеристика образа
- ведет праведную жизнь
-ведет себя низменно
- тщестолюбие тщеславие поравителей философов начинает упрекать Рамоа, как он ведет такую жизньо