Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Английская литература » Средневековая английская литература

Средневековая английская литература

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 3.

Средневековая английская литература

(14-15 века)

В 14 в. начинается формирование английской нации, чему способствовала централизация власти, проведенная норманнскими королями через объединение областей Англии в единое государственное целое. Возникает единый для всего общества язык, так называемый среднеанглийский. Основу национального языка составил англосаксонский, вобравший в себя многие элементы французского и латинского языков.

С экономической точки зрения в Англии наблюдается стремительный рост городов, развитие торговли и ремесленного производства. Знаменитая английская текстильная промышленность делает свои первые шаги. Все это обусловило рост буржуазии, которая отныне стала играть все более самостоятельную роль в общественно-политической жизни. Это, в частности, проявилось в том, что в английском парламенте наряду с палатой лордов, существовавшей с основания парламента (1265), была выделена палата общин (1332), в которой заседали представители городов и сельской местности Англии.

В политической жизни самым заметным событием стало начало Столетней войны между Англией и Францией (1353-1453) из-за господства над Фландрией. Война, несомненно, легла тяжким бременем на плечи народа, но, с другой стороны, она способствовала росту национального самосознания англичан, ибо привела к обособлению от Франции, игравшей столь важную роль в предшествующий период английской истории.

В 1381 году на юге Англии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Уолта Тайлера. Стотысячная армия крестьян двинулась на Лондон, разрушая по пути имения лордов, сжигая дома, убивая королевских судий и чиновников. Люди требовали отмены крепостного права и снижение налогов. Восстание было жестоко подавлено.

К социальным потрясениям 14 в. присоединилось страшное бедствие – «черная смерть». Три эпидемии чумы пронеслись по всей стране с 1348 по 1369 гг. «Черная смерть» уменьшила население страны на одну треть, а в Лондоне число жителей сократилось наполовину.

В таких условиях во второй половине 14 в. и происходило зарождение истинно национальной английской литературы. В творчестве писателей этого периода жанры средневековой литературы получили свое высшее, художественное воплощение. Вместе с тем литература 14 в. явилась предвестием той новой литературы, которая получила свое развитие в 16 в. 14 в. можно считать периодом предренессанса в Англии.

Рекомендуемые материалы

В 14 в. в Англии появилось четыре выдающихся писателя: Чосер, Ленгленд, Гауэр и поэт, имя которого осталось потомкам неизвестным.

В 17 в. антиквар Роберт Коттон, которому принадлежит заслуга разыскания текста «Беовульфа» и ряда других памятников старой английской поэзии, нашел также одну древнюю книгу, содержавшую четыре поэмы на среднеанглийском языке. Критики-текстологи установили, что эта книга была создана в конце 14 в. примерно в 1390 г. Одна из поэм называлась «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Имя автора не удалось установить, но он, несомненно, был даровитым художником

«Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» – рыцарский роман в стихах, сочетающий рифму с аллитерацией. Примыкая к циклу о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, роман является квинтэссенцией всей английской рыцарской средневековой поэзии.

Основу этого рыцарского романа составляет конфликт между стремлением к самосохранению и долгом чести. В романе встречаются все типичные мотивы рыцарской поэзии: честь, любовь, необыкновенные приключения, таинственные явления, волшебство. Произведение отличается живостью, поэтической свежестью, тонкой иронией.

Вильям Ленгленд (William Langland 1332?-1400?). Достоверных биографических сведений о нем не сохранилось. По-видимому, крестьянин по происхождению, он получил церковное образование, жил в бедности, держался независимо.

Его поэма «Видение о Петре-пахаре» (The Vision of Piers Ploughman) дошла до нас в трех вариантах. Наиболее ранний вариант, так называемый текст А., содержит 12 песен и относится к 1362 г.; текст В содержит уже 21 песнь и был закончен в 1377 г.; наконец, текст С – более обширный, чем оба предыдущих, – был создан в 1393 – 1399 гг. Вопрос об авторстве этих трех текстов имеет в науке два решения. Одни исследователи считают, что все три текста созданы Ленглендом, другие – что текст А был написан Ленглендом, а тексты В и С являются дополнениями к поэме и созданы другими.

«Видение о Петре-пахаре» написано в форме средневекового жанра видений. Такого рода произведения были распространены в церковной литературе. Для них характерен сюжет, как человек, заснув, видит во сне картины потустороннего мира. Часто эти поэмы носили назидательный характер: грешников предупреждали о муках, которые их ожидали в аду, а праведникам рисовали картины блаженства, ожидающего их в раю. Ленгленд воспользовался этой формой не только потому, что был воспитан на религиозной литературе, но также и потому что этот жанр был в те времена очень популярен. Нужно помнить, что для средневекового человека религиозная форма мышления была естественной и привычной.

В христианской литературе одним из важнейших художественных приемов был прием аллегории. Действующими лицами выступали абстрактные фигуры пороков и добродетелей, которые обозначались не обыкновенными именами, а отвлеченными названиями, как-то: Истина, Порок, Знание, Разум.

Повествование начинается с того, как в один прекрасный майский день поэт отправился на Мальвернский холм, прилег на траву и заснул. Во сне ему привиделись различные картины. Сначала перед ним предстало огромное поле. На одном конце его была мрачная башня, в которой находилась темница, где обитает Зло. На противоположном конце он увидел замок Истины. А на пространстве между этими двумя строениями кишела толпа людей всех званий, сословий и профессий: рыцари, священники, купцы, ремесленники, крестьяне и т.д.

Эта картина является символическим изображением человечества, мечущегося между злом и истиной. Затем поэт рассказывает о своей беседе с прекрасным существом женского обличия, имя которому Святая Церковь. Она разъясняет, что в темнице обитает Кривда, а в замке Истины – жилище Бога, к которому человек должен стремиться.

Главный персонаж следующей картины-аллегории – леди Выгода (Мзда). Это бойкая, изворотливая дама собирается вступить в брак с Обманом. Но Богословие не дает согласия на этот брак. Тогда леди Выгода, ее жених Обман и приятели последнего – Льстец, Лгун и Хитрец – отправляются в Лондон на суд к королю. Узнав об их приближении, король приказывает схватить Обмана и его приятелей. Предупрежденные об этом они разбегаются, ища, где укрыться. Быстрее других устраивается Хитрец, которого берут к себе торговцы. Лгун находит пристанище у продавцов индульгенций, т.е. священников, торгующих отпущением грехов. Леди Выгода представ на суде перед королем произносит защитную речь, в которой говорит, что «нет человека, который может жить без выгоды». На это Совесть отвечает, что надо различать два вида выгоды: один является наградой от Бога за добрые дела, а другой – имеет своим источником дурные дела. Король долго слушает эти словопрения и решает изгнать Выгоду и назначает своим советником Совесть и Разум.

Проснувшись и заснув опять, поэт видит перед собой большое поле и на нем множество людей, которым Разум советует покаяться в грехах и обратиться к Истине. Следует сцена покаяния, в которой участвуют даже сами семь смертных грехов (Гордость, Невоздержанность, Завить, Гнев, Чревоугодие и Леность). Покаявшиеся решают совершить паломничество к Истине. Тут впервые появляется Петр-пахарь, который выступает в поэме как символическое воплощение народа, знающего, что истина заключается в труде, чему он и поучает паломников. Он готов провести их к Истине, но занят вспашкой своего поля. Тогда, чтобы ускорить работу, одна из паломниц – богато одетая леди, предлагает помочь пахарю. Ее поддерживает рыцарь, который говорит, что, хотя его и не учили идти за сохой, тем не менее он постарается научиться этому. Но другие знатные паломники не желают трудиться: одни отговариваются неумением, другие – слабосилием, а третьи предлагают такое разделение труда: пусть Петр за них работает, а они будут молиться за него. Для того чтобы отделить тунеядцев от слабых и больных, Петр-пахарь подвергает паломников испытанию голодом и добивается того, что все трудоспособные принимаются за работу. Так, посредством аллегории Ленгленд утверждает, что путь к истине и справедливости будет найден тогда, когда все будут трудиться.

Следующее видение спящего рассказывает о том, как Петр-пахарь искал встречи с персонажами «Будь хорош», «Будь лучше», «Будь самым хорошим» (Do Well, Do Better, Do Best). Он встречает Мысль, и она объясняет ему, что «Будь хорош» означает человека, воздержанного в речах, говорящего только правду и поступающего по справедливости. «Будь лучше» означает человека, который помимо указанных достоинств еще и помогает бедным. «Будь самым хорошим» – обозначение человека,  который ко всем этим добродетелям еще обладает способностью карать злых и дурных. В ходе дальнейшего повествования эти определения дополняются новыми чертами.

Изложенное составляет содержание текста А. Тексты В и С представляют собой более подробную разработку этих рассказов.

В рамку аллегорического повествования Ленгленд вставил много ярких вполне реальных описаний. Каждая из аллегорических фигур представлена в образе вполне реального человека, облик которого очерчен волне убедительно. Например, Зависть бледная, словно разбитая параличом, со впалыми щеками, кусающая губы и сжимающая кулаки.

Поэма «Видение о Петре-пахаре» написана аллитерационным стихом, к которому народ с давних пор привык.

Ленгленд явился выразителем настроений патриархального крестьянства, с его ограниченностью и мятежными порывами. Не случайно Ленгленд создавал свое произведение в годы, когда зрели семена крестьянской войны 1381 года.

Жанр аллегорического видения был очень популярен вплоть до 17 в., когда Беньян написал в этом жанре свою книгу «Путь паломника».

Если Ленгленд явился выразителем взглядов крестьянства, то Джон Гауэр выступил в литературе как представитель культурной части дворянской среды. Кроме дворянской культуры большое влияние на него оказало богословие. Вместе с тем до Гауэра дошли и веяния новой, гуманистической культуры, которая в то время возникла в Италии. Он дружил с поэтом Джефри Чосером.

Джон Гауэр (John Gower,1325? – 1408) был богатым кентским землевладельцем.

Первая поэма Гауэра «Зерцало человека» представляет собой длинную стихотворную проповедь в 30 000 строк на французском языке. Гауэр обличает в ней пороки и безнравственность современников.

Когда вспыхнуло восстание Уота Тайлера, Гауэр пострадал от взбунтовавшихся крестьян: они сожгли его кентское поместье, и сам он еле уцелел. Под непосредственным впечатлением от бунта Гауэр создал поэму «Глас вопиющего» на латинском языке. Выражая свою ненависть к восставшему народу, он изобразил восставших крестьян в виде взбесившихся животных. Ослы отказываются перевозить тяжести, волы не хотят пахать, собаки превращаются в хищников. Объединившись с дикими зверями, они нападают на дом хозяина и разрушают его до основания. 

Обратите внимание на лекцию "Кировская область".

Гауэр делит все общество на три разряда – духовенство, воинов и пахарей. По мнению Гауэра все они погрязли в грехах, и это навлекло на них «гнев Божий». С особенно яростной критикой обрушивается поэт на духовенство, обвиняя его в том, что оно нарушает заветы Христа. Христос был беден, а попы и монахи копят богатства. Он проповедовал мир, они же подстрекают к войне. Он велел трудиться, они же тунеядствуют. Он был целомудрен, они же ведут развратную жизнь. С не меньшим пафосом осуждает Гауэр дворян, обвиняя их в том, что их образ жизни не соответствует  требованиям истинной рыцарской морали.

Идеалом Гауэра является «старое доброе время», когда духовенство было благочестивым, рыцарство – благородным, а крестьяне – безропотными.

Свою поэму на английском языке «Исповедь влюбленного» Гауэр написал уже после того, как Чосер создал в своих произведениях образцы нового английского литературного языка. В поэме повторяется многое из того, что было написано в «Гласе вопиющего».

В прошлом царили мир, порядок и добродетели. «Ныне же распалась любовь». Поэт предсказывает, что «близок конец мира». Гауэр рассматривает любовь как одну из причин беспокойства и несчастий в жизни. Сюжетную рамку поэмы составляет аллегория: поэт беседует с духом, который связывает любовь с животной природой человека и показывает, что любовь неизбежно ведет человека к семи смертным грехам. Схоластический анализ этих грехов иллюстрируется разными рассказами, подчас занимательными, но Гауэр ни на миг не забывает о своей нравоучительной цели.

Чосер очень метко определил дух творчества своего друга, назвав его «моральный Гауэр» (moral Gower). Гауэр, действительно, был по преимуществу поэтом нравоучительным.

Значительной личностью в английской литературе 14 в. был Джон Уиклиф (John Wicklyf, 1324? – 1384). В своих религиозных сочинениях и памфлетах Уиклиф выступал против религиозного догматизма римско-католической церкви. Он утверждал право каждого самостоятельно толковать Библию. Уиклиф, таким образом, предвосхитил движение Реформации, развившееся в 16 в. Он впервые перевел Библию на английский язык. Его можно назвать первым английским протестантом, а также первым английским памфлетистом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее