Теория гуманизма
Теория гуманизма. Коль скоро представление о Боге, о бессмертии души и высших мирах отвергается, земное человеческое существование и индивидуальность из временного и инструментального явления превращается в самоцель. Так рождается теория «гуманизма» (лат. «homo» – «человек»), где человек оказывается в центре всей ценностной системы. Надо заметить, что центральная позиция человека в мире не является открытием западноевропейской культуры Нового времени. По-настоящему новым в данном случае является помещение в центр человека, понимаемого исключительно как индивидуум. Поэтому принято различать два типа «гуманизма» – максимальный и минимальный.
В рамках «максимального гуманизма» центральная позиция человека в мире, безусловно, признаваемая, может толковаться как функция от какой-то превосходящей индивидуум духовной, материальной или социальной силы. Акцент здесь падает на принадлежность человека к более широкой коллективной общности (этнической, социальной, религиозной, классовой и т.д.), которая наделяет его жизнь смыслом, дает ему готовую мировоззренческую матрицу, модели поведения, традиции и т.д.
В западноевропейской культуре изначальное понимание гуманизма постепенно меняется. Сам гуманизм появляется в эпоху Возрождения, но это гуманизм максимальный. В центре – образ «совершенного человека», «гения», «творца», «бого-человеческой» личности, в которой воплощен мировой дух (Джордано Бруно). Это – человек, но человек, наделенный высшей сверхчеловеческой силой – «героическим энтузиазмом».
К разновидностям «максимального гуманизма» могут быть причислены многие позднейшие идейные течения, которые вдохновлялись «возрожденческим» идеалом, рассматривая его как выражение высшей силы. Часто эта сила понималась не как нечто «мистическое» и «натурфилософское», а как историческое, общественное или национальное. Марксизм или европейский фашизм понимали человека в категориях «максимального гуманизма»: для марксистов человек был выражением класса, а для фашистов – нации (для германских национал-социалистов – расы). Русская религиозная философия дает нам другие примеры «максимального гуманизма», осознанного в церковно-православном духе – «цельность» у Хомякова, «соборность» у Киреевского и т.д.