История и риторика как литературные жанры
5.9 История и риторика как литературные жанры. Древние считали историю по преимуществу ораторским жанром. Об этом писал Цицерон в работе «О законах» и теоретик ораторского искусства римлянин Квинтилиан работе «Образование оратора». И действительно, греческие историки Геродот и Фукидид прибегали к чисто художественным средствам: драматизировали рассказ, вкладывая в уста действующих лиц искусственные речи; такие философы как Платон излагали свое учение в диалогической форме, создавая живые образы участников подлинной или мнимой беседы.
Ораторское искусство по самой своей сущности рассчитывает на то, чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своей формой. Поэтому с тех пор как выступления ораторов стали записываться и публиковаться, они становились в полном смысле слова произведениями художественной литературы, в которых отделка словесной формы доводилась до высочайшей степени совершенства, вплоть до поэтической образности и музыкального звучания речи.
5.9.1 «Истории» Геродота и Фукидида. Писателями исторического жанра классического периода Греции были историки Геродот и Фукидид. Геродот (485-425 до н.э.) много путешествовал, побывал во многих городах Греции, посетил Персию, Египет, Киренаику, берега Черного моря, побывал у скифов, в Вавилоне, Финикии. Будучи очень любознательным, он внимательно приглядывался ко всем местам, где бывал, вступал в беседы с образованными людьми и местными жителями, например, с египетскими жрецами, собрав, таким образом, богатейший материал по истории, географии, этнографии. Прибыв в Афины, он сблизился с Периклом, Софоклом, аристократами из рода Алкмеонидов, игравшими видную роль в истории Афин, познакомил их с собранными материалами.
Эти материалы Геродот собрал воедино, расположив вокруг главной темы своей работы – истории греко-персидских войн, за которую он заслуженно получил от потомков почетное прозвище «отец истории». Эта тема была подсказана Геродоту воспоминаниями его старших современников. Все сочиненние проникнуто высоким патриотическим настроением. Цель своего труда Геродот определил так: «Чтобы не изгладились с течением времени деяния людей и чтобы не остались непрославленными великие и удивительные дела, совершенные греками и варварами, а также и причина, из-за которой они воевали друг с другом».
Высшей ступени своего развития исторический жанр достиг в труде Фукидида (ок. 455-500 до н.э.), описавшего Пелопонесскую войну со Спартой («История Пелопоннесской войны»). Его привлекали только события, современником которых он был. Фукидид принадлежал к новому поколению, мыслившему рационалистически и критически. По его мнению, историю направляют люди, действующие в соответствии со своими интересами. Труд Фукидида разделен на восемь книг. Главное внимание в нем обращено на военные действия, но рассказывается и о внутренней жизни государства. Выше всего автор ставит истину и описывает только те факты, которые тщательно проверил. Его исторический метод – точность и беспристрастность всего изложения. По мере возможности он добывал документальные данные: постановления высших государственных органов, распоряжения властей, договоры между государствами и т.д. Чтобы получить наглядное представление о сражениях, Фукидид ездил на место действия.
С большим искусством Фукидид рисует образы исторических деятелей, например Перикла, который, по его словам, необыкновенно искусно вел внешнюю политику и руководил народными массами.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 9.1 Казахстан в период Гражданского противостояния.
Замечательными в художественном отношении являются речи, которые Фукидид вкладывал в уста выводимых им деятелей. В начале своего труда Фукидид делал оговорку, что не имел в своем распоряжении полной и точной записи речей, которые действительно были произнесены, и воссоздавая речи, он придерживался общего смысла действительно сказанного. Из речей наибольшей известностью пользуется «Надгробное слово» Перикла, произнесенное в память воинов, павших в первый год войны. В нем яркое выражение нашли идеология афинской демократии и моральное состояние Афин в начале войны.
«История» Фукидида оказала сильное влияние на историческую литературу и имела многих продолжателей и подражателей, таких как Полибий и Тацит. Благодаря своей исключительной точности и беспристрастности труд Фукидида стал образцом исторического исследования не только для древнего мира, но и для новых историков.
5.9.2 Ораторское искусство. Непревзойденным образцом литературного мастерства начиная с IV в. до н.э. вплоть до последних веков античности было ораторское искусство. В IV в. до н.э. у греков под влиянием софистов рождается устойчивый интерес к судебным речам.
Развитие ораторского искусства возможно только при таком строе, который обеспечивает свободу слова. В Греции классической эпохи с установлением демократии такие условия появились. Верховным органом в государстве было народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание демоса, оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая этим доводы своих противников. Таким образом, теория красноречия была рождена практическими потребностями греческого общества, обучение риторики стало высшей ступенью античного образования. Слово «ритор» первоначально значило «оратор», но постепенно стали называться и специальные учителя красноречия.
В античном мире живое слово оратора играло исключительно важную роль, можно даже говорить о его культе. Особенно ораторское искусство было для Афин: судебный порядок требовал, чтобы гражданин выступал в суде лично. Отсюда потребность опытных людях, способных написать для выступающего речь. Так возникла особая профессия адвокатов – «логографов», за плату писавших речи для клиентов, которые они произносили в суде.
Из большего числа ораторов греческими учеными эпохи эллинизма был выделен «канон» десяти наиболее замечательных ораторов : Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин, Динарх.