Русское искусство XVIII века
16.5 Русское искусство XVIII в.
16.5.1 Архитектура. Реформы Петра сказались и в этом деле, и, как пишет П.Н.Милюков, «новый поток иностранных влияний, немецких, французских, итальянских, английских устремляется в область архитектуры, как и в другие области русской культурной жизни». В архитектуре иностранные влияния оставили особенно заметные следы, так как новая столица представляла широкий простор для зодчества в новых стилях, а огромные средства петербургского двора позволяли выписывать из-за границы самых лучших мастеров, давая им неограниченные возможности и свободы и снабжая всем необходимым. Вместе с иностранными зодчими работали русские мастера, выучившиеся благодаря петровской реформе за рубежом, и в своих талантах и мастерстве подчас не уступавшие иностранцам.
Вся архитектура в XVIII в. развивалась «под знаменем космополитизма», как и все русское образование того времени. Но, развиваясь на русской почве, она отразила все местные особенности. На протяжении ста лет Петербург был полем архитектурного эксперимента. И Петр I , и Екатерина II были одержимы строительством. В 1779 г. в одном из писем Екатерина так охарактеризовала свое увлечение строительством: «Строительное неистовство у нас сейчас свирепствует, больше чем когда ни было, и едва ли землетрясение разрушало столько зданий, сколько мы их воздвигаем... Это прямо болезнь, нечто вроде запоя».
Господствующим художественным стилем в архитектуре этого периода был барокко. В Россию этот стиль пришел в конце XVII в. из Польши через Украину, приобретя в московской архитектуре своеобразные черты и потому названный нарышкинским. Развитие нарышкинского стиля было прервано в 1714 г. указом, запретившим всякое каменное строительство в России вне Петербурга. Это не помешало Москве сохранить свое своеобразие и отечественные традиции.
Ведущим архитектором в Москве в это время был Д.В. Ухтомский (1719-1774). Он достроил многоярусную колокольню Троице-Сергиевой Лавры, построил Красные ворота в Москве (разобраны в 1930-е годы), создал первую архитектурную школу в России, из которой вышли такие известные архитекторы, как А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков .
Общий характер петербургской архитектуры – северонемецкий и голландский, потому что главный архитектор Петра I Д.Трезини (1670-1734) – выходец из итальянской Швейцарии, вынес привычку к северному барокко из своей долговременной службы при дворе датского короля. Первые монументальные здания Петербурга построены по проектам Трезини: Петропавловский собор и крепость, здание Двенадцати коллегий (Петербургский университет), частично Александро-Невская лавра. По приглашению Петра I в Петербурге в течение трех лет работал также французский архитектор Ж.Б.А. Леблон (1679-1719), разбивший сады Петергофа, Стрельны и Летний сад.
Новый толчок петербургскому строительству был дан в царствование Елизаветы Петровны (1709-1762). Главный представитель русского барокко середины века – В.В. Растрелли (1700-1771). Под влиянием русской художественной культуры он творчески переосмыслил европейское барокко в традициях русской художественной культуры. Наиболее известные его творения (Зимний дворец, Петергофский и Царскосельский дворцы, собор Смольного монастыря, Аничков дворец, дворцы графов Воронцова и Строганова) отличают пространственный размах, прямолинейные планы, богатое скульптурное убранство.
В 1758 г. Елизаветой была основана Академия художеств, получившая свое окончательное устройство при Екатерине II в 1774 г., когда был составлен ее устав, списанный с Парижской Академии. Профессорами Академии были французы; ученики, окончившие курс, отправлялись на стажировку в Париж. Но они, как пишет П.Н. Милюков, были отодвинуты на второй план крупными мастерами, которых Екатерина продолжала выписывать из-за границы. «В результате этих вызовов во второй половине XVIII в. были воспроизведены в России – с меньшим опозданием, чем прежде, — все те стили, которые за это время сменились в Европе...».
В 60-е годы барокко в архитектуре заменил классицизм. Это совпало с переменой вкуса на престоле: показной роскоши Елизаветы Петровны Екатерина II предпочла простоту и уют. Эти вкусы императрицы удовлетворяло творчество профессора Академии художеств Ж.Б.М. Валлен-Деламота (1729-1800), построившего здание Академии художеств вместе с русским архитектором А.Ф. Кокориновым (1726-1782), а также старый Эрмитаж. Одновременно с ним в Петербурге работал архитектор Антонио Ринальди (1710-1794), создавший Мраморный дворец (1768) и дворец в Гатчине (1766).
Рекомендуемые материалы
Увлечение Екатерины иностранными мастерами на определенном этапе сменилось обращением к русским архитекторам. В.И.Баженов (1737-1799), И.Е.Старов (1745-1808), Ю.М. Фельтен (1730-1801) получили большие заказы и выполнили их талантливо и ответственно. В 1762-1784 под руководством Фельтена велись работы по облицовке гранитом левого берега Невы, (гранитные набережные – одно из лучших украшений города).
В.И.Баженов, член трех итальянских академий, в 1765 г. вернулся в Россию, получил заказ на строительство Каменноостровского дворца и Старого арсенала. Впоследствии им вместе с архитектором В.Ф. Бренна (1745-1820) был построен Михайловский замок, Дом Пашкова в Москве, романтичный дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Архитектор И.Е. Старов, получивший образование в Париже, – создатель Троицкого собора в Александро-Невской Лавре (по типу базилики), а также Таврического дворца, прославившего его.
Архитекторами этого времени были также приглашенные императрицей шотландец Ч. Камерон (1730-1812) и итальянец Дж.Кваренги (1744-1817). Камерон построил архитектурный ансамбль в Екатерининском парке с павильоном «Холодные бани» и знаменитыми Агатовыми комнатами, Камероновой галереей и Пандусом; парадные апартаменты и личные комнаты Екатерины II в Большом (Екатерининском) дворце и др. Итальянец Дж. Кваренги, изучавший в натуре памятники древности, работал в стиле чистого классицизма. Он автор строгих, монументальных, пластически законченных построек (здание Академии наук, Эрмитажный театр, здание Ассигнационного банка). Но наибольшего успеха, по словам П.Н. Милюкова, в достижении впечатления живописности одними только архитектурными средствами – гармонией чистых линий и благородством пропорций – Кваренги достиг в своем Александровском Царскосельском дворце с его знаменитыми колоннадами.
16.5.2 Живопись. В 1716 г. Петром I в Италию были направлены на учебу живописцы братья И. и Р.Никитины и М.Захаров и архитекторы Еропкин и Исаков; живописец А. Матвеев и архитекторы Устинов и Коробов были направлены на учебу в Голландию, а гравер Коровин – в Париж. Одновременно при Санкт-Петербургской типографии была открыта школа рисования, первыми учениками которой были рисовальщики московской Оружейной палаты. Сам Петр I следил лично за успехами этой школы и нередко ее посещал. Во время своих заграничных поездок он приобретал картины, скульптуру, собрания медалей и другой раритет, которые должны были служить развитию художественного вкуса в обществе и образцами для работ русских художников. Одновременно с архитекторами из-за границы приглашались и иностранные живописцы для создания портретов, плафонов и миниатюр, поскольку картины другого рода не играли еще значительной роли в убранстве дворцов и богатых домов, а в случае необходимости привозились из-за границы. У Петра был план создания русской Академии художеств. В 1724 г. он издал указ об учреждении Академии художеств и наук, при которой с 1726 г. существовало художественное отделение.
Выдающимся портретистом петровских времен был И.Н.Никитин (1690 – 1742), основоположник русской светской живописи, стремившийся в своих портретах добиться передачи главных черт своей модели (портреты племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны и его любимой сестры Натальи Алексеевны, «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе»).
Другим известным художником петровского времени был А.М.Матвеев (1701 – 1739), автор правдивых портретов (портрет Петра I в овале, портрет А.П. Голицыной, автопортрет с женой).
После смерти Матвеева его ученики И.Я.Вишняков (1699 – 1761) и А.П.Антропов (1716 – 1795) продолжали заниматься портретом (Вишняков – портреты Елизаветы Петровны, Ф.Н. Голицына в детстве и др., Антропов – портреты М.А. Румянцевой, Петра III ). Но русских художников было мало и Елизавета Петровна пригласила художников из-за границы. Так появились в России итальянский портретист П. Ротари, работавший в стиле рококо и прославившийся идеализированными изображениями девичьих головок, составивших в Петергофском дворце «Кабинет мод и граций», писавший также исторические и аллегорические картины, плафонный живописец Фонтебассо, портретисты Л.Токке (портрет А.Воронцовой в образе Дианы), Г.Грот, создатель портретной миниатюры («Елизавета Петровна на коне с арапчонком», портрет великой княгини Екатерины Алексеевны), анималист И.Грот, декораторы Дж.Валерьяни, А.Перезинотти и др.
Вторая половина века – это расцвет портретной живописи в работах Ф.С.Рокотова (1735 – 1808), Д.С.Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757-1825). В творчестве этих художников сказалось влияние стилей, господствовавших в русском искусстве этого периода, – классицизма и сентиментализма. Русский классицизм исповедывал те же принципы, что и европейский: общечеловеческие ценности, упорядоченность, гармония, строгая логика и государственность. Основными в его программе были идея Отечества и «естественного человека».
Творчество прославленного художника XVIII в. Рокотова искусствоведы делят на петербургский и московский периоды. В первый период им были созданы портреты великого князя Павла Петровича и «Девочки Юсуповой». И затем художник уезжает в Москву, где проработал сорок лет, успев за это время «переписать ... всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе» (портрет Майкова, «Неизвестный в треуголке», портрет А.П. Струйской). Это был замечательный период в истории Российского государства, когда сформировался и продолжал развиваться «тонкий слой» образованнейших и благороднейших людей России, который, по словам Бердяева, «висел над бездной», но превыше всего ценил величие своего Отечества. Это был период счастливых людей, одержимых страстными идеями сделать свою Родину просвещенной и великой, создать «новую породу людей», которые бы собою, по словам поэта того времени М.М.Хераскова, украшали свой чин.
Портреты таких людей писал художник Левицкий. Он автор и эффектных парадных портретов (заводчика П.А.Демидова, директора Академии художеств А. Кокоринова), и целой серии групповых портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, и портрета «Екатерина-законодательница», созданного на основе принципов зрелого классицизма. На портрете Екатерина – служительница законов, «первая гражданка отечества». Екатерина указывает на алтарь, как бы подчеркивая, что она приносит себя на алтарь служения отечеству. Над нею – статуя Правосудия, между колоннами корабль – символ морской державы, у ног – символ мудрости и божественной власти – орел.
Черты сентиментализма проявились в портретной живописи Боровиковского (портреты Е.Н.Арсеньевой, М.И.Лопухиной, O.K.Филипповой). Все эти портреты в отличие от предыдущих написаны на фоне природы, что лучше передавало их чувства и душевное состояние. Лучший из них – портрет Лопухиной.
Во второй половине XVIII в. наряду с портретным жанром развивались историческая, жанровая и пейзажная живопись. А.П.Лосенко (1737 – 1773) был одним из первых российских художников, создававшим в стиле классицизма произведения на исторические темы. В картине «Владимир перед Рогнедой» художник в жестких рамках классицизма попытался передать человеческие чувства. На темы отечественной истории создавал монументально-патриотические произведения Г.И. Угрюмов (1764 – 1823) – «Взятие Казани», «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмыря», «Избрание Михаила Федоровича на царствование».
Бытовой жанр в XVIII в. представляли художники И.Фирсов (1733 – 1785), автор первой жанровой картины «Юный живописец», М.Шибанов («Крестьянский обед») и И.Ерменев («Нищие»). Шибанов – зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Его картины отличаются конкретностью сюжета, выразительностью («Празднество свадебного договора»).
Пейзажный жанр представлен в работах С.Щедрина (1745 – 1804), первого руководителя пейзажного класса в Академии художеств. На его полотнах изображены окрестности Петербурга – Павловск, Гатчина, Царское Село, Петергоф. Пейзажи Щедрина проникнуты тонким чувством красоты природы, интересом к облику конкретной местности.
Пейзажистом был М.Иванов, писавший виды Бессарабии, Крыма и Кавказа. Он изображал также батальные сцены, поскольку служил в штабе Г.Потемкина («Штурм Измаила», 1788).
Городской пейзаж представлен в полотнах Ф.Алексеева (1754 – 1824), создавшего такие известные работы, как «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794. Путешествуя по Новороссии и Крыму, он писал пейзажи Херсонеса, Бахчисарая и Николаева.
Обратите внимание на лекцию "8.1. Классификация трубопроводов".
16.5.3 Скульптура. В допетровское время не было скульптуры, так как православная церковь запрещала изваяние человеческих фигур. В русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским. Русская скульптура XVIII в. развивалась в русле общеевропейских стилей – барокко и классицизма. Русская скульптура сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Во второй половине века происходит расцвет в области скульптуры, на развитие которой большое влияние оказали просветительские идеи и торжество классицизма. Выдающимся скульптором был земляк Ломоносова Ф.И. Шубин (1740 – 1805). Проучившись пять лет за границей (в Париже и Риме), Шубин возвращается на родину зрелым мастером. Первой его работой по возвращении был бюст А.М. Голицына.
Вот как характеризует эту работу искусствовед Т.В. Ильина: «Вся многогранность характеристики модели раскрывается при круговом ее осмотре, хотя несомненно есть и главная точка обозрения скульптуры. Ум и скептицизм, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия – самые разные стороны характера сумел передать Шубин в этом образе русского аристократа».
Шубин создал скульптурные портреты многих своих современников: М.В.Ломоносова, генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева, фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, статую Екатерины II -законодательницы.
С 1766 по 1778 г. в России работал французский скульптор Э.М.Фальконе (1716 – 1791), создатель знаменитого Медного Всадника. В памятнике Петру I скульптор выразил свое понимание исторической роли реформатора, и созданный им образ, очевидно, явился основой для пушкинской строки «Россию поднял на дыбы».
Замечательным скульптором был М.И. Козловский (1753 – 1802). Козловский учился в Париже, где в 1790 г. выполнил статую «Поликрат». Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведениях, созвучна революционным событиям во Франции. Большинство его произведений – на античные сюжеты («Прощание Регула с гражданами Рима», «Камилл, избавляющий Рим от галлов», «Бдение Александра Македонского», «Спящий Амур» и др.).
Но его вдохновляла и русская история («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ»). Лучшее произведение скульптора – памятник А.В. Суворову, которого мастер представил в виде бога войны с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца, скульптор обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина.