Охотники и рыболовы неолита
1.7 Охотники и рыболовы неолита. Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитом (5 – 4 тыс. лет тому назад для наиболее развитых областей Средиземноморья). Это расцвет родового устройства, каменной индустрии. Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры.
С помощью этого шедевра каменного века первобытный человек мог быстро срубить дерево, построить дом, выдолбить лодку.
В неолите по способу хозяйствования человечество разделяется на две части. Одни продолжают заниматься собирательством, охотой и рыболовством. Это – присваивающая экономика. Кое-где она достигает расцвета. Пример – тихоокеанское побережье Северной Америки до прихода европейцев. Море здесь богато лососем, который идет на нерест в пресные воды, запруживая русло рек. Местные индейцы в удачные сезоны заготавливали громадное количество рыбы. Охотились они на морских выдр, тюленей, даже китов. В прибрежных лесах промышляли горных баранов, коз, оленей. Из животных они приручили только собаку, не знали гончарства и варили пищу в деревянных сосудах, бросая туда раскаленные камни. Зато умели делать хорошие, прочные лодки, зачастую из целого ствола кедра. Зимой жили в больших деревянных домах, без окон, с дымовым отверстием в крыше.
Дыхательная система - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Из шерсти диких баранов и коз ткали плащи-накидки и рубахи. Сражались в панцирях из деревянных пластинок и деревянных шлемах в форме масок. Пленных обращали в рабство (чаще всего рабы были коллективной собственностью общины). Торговали друг с другом: рыбой, рыбьим жиром, мехами, украшениями из камня и кости, рабами. Среди индейцев северо-западного побережья Северной Америки существовал обычай, называемый «потлач» (по-индейски – дар). Он состоял в том, что во время праздника богатые люди раздавали свое имущество. Так они укрепляли репутацию и положение в общине (а розданное частично возвращалось в виде ответных даров и услуг).
Эти промысловики были и необычайно искусными резчиками по кости и дереву. Колоритной приметой их деревень были столбы из целых стволов кедра, иногда высотой более 20-ти метров. Столбы покрывались богатейшей резьбой, изображавшей тотемных предков и персонажей мифа. Возведение резной колонны было большим событием. Сооружение прославляло своего хозяина и увековечивало его память. Церемония сопровождалась потлачем, иногда человеческим жертвоприношением.
Резные изделия индейцев имеют четкую вертикальную композицию. Вот четырехфигурная группа: в основании – кит, на нем стоит мужчина, на голове мужчины стоит женщина, на голове женщины сидит орел. Смысл этой «спортивной пирамиды» ясен. Она символизирует мир и показывает его строение.
Человек сводит все знания в картину мира. Первое законченное представление о мире дает так называемое мировое древо. Это иногда действительно изображение дерева или столб, а иногда условная вертикальная композиция, поделенная на три части: верх (крона, небо) – середина (ствол, земля) – низ (корни, подземное царство). Верх населяют волшебные птицы, светила и другой «небесный народ»; низ принадлежит обитателям вод, змеям, душам умерших; в срединном царстве живет человек. В эту трехчастную картину мира входят и нижнепалеолитические «заготовки»: копытные животные с палеолитических росписей становятся символами срединного царства, птицы – верхнего, рыбы и змеи – нижнего.
У неолитических охотников и рыболовов образ мирового дерева разработан детально. Ведь их религия, особенно в северных тундрах и лесах – шаманизм. А шаману без мирового дерева не обойтись. Целитель и заклинатель, шаман посредничает между духами и людьми. Доведя себя до экстаза пением, пляской, возбуждающим, напитком, он отправляется в воображаемое путешествие за душой больного, унесенной злым духом.
По пути ему приходится вступать в поединки с одними духами и заклинать другие. Подразумевается, что шаман лезет по стволу дерева вверх и Опускается вниз по корням. Шаманские ритуалы вместе с их объяснениями привязаны к вертикальному разделению мира и составляют своего рода религию мирового древа.