Охотничья магия
1.5 Охотничья магия. Развитие языка. Охотник всем своим существованием связан с животным миром. Вечный преследователь и ловец, своей энергией, выносливостью, отвагой он превосходит людей более спокойных занятий. Свое отношение к миру он выражает в магии. В магии (колдовстве, чародействе) соединяются вера в способность добиться чего-то сверхъестественным способом, через заклинания, другие действия, и сами действия. Магия практична. Ее цель – изгнать болезнь, нанести вред врагу, приворожить любимого человека, поймать добычу. Колдун рассчитывает на свои силы. Этим магия отличается от религии, которая призывает на помощь существо более могущественное, чем человек, – Бога. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. На основе магии выделяется древнейший охотничий культ – тотемизм. Тотемизм – это вера в животных-прародителей (в меньшей степени в растения и силы природы). Наши знания о нижнепалеолитической культуре основаны на данных археологических раскопок, а также этнографии – науке о современных народах. Наиболее близки нижнепалеолитическим обитателям Европы были коренные жители Австралии к моменту их встречи с европейцами. Австралия – классический пример тотемизма и магии. Следует, однако, учитывать, что коренные жители континента до прихода европейцев уже перешли от палеолита к мезолиту. У обитателей приледниковых пещер Европы культ животных-предков, скорее всего, был более простым, чем у австралийских аборигенов. Изобилие изображений животных на стенах палеолитических пещер говорит о расцвете магии. Магия разделяется на два типа: симильная (контактная) и парциальная. Симильная магия основана на том, что физическому воздействию подвергается изображение или фигурка того, на кого направлено колдовство. Точность изображения здесь имеет значение. Поэтому рисовать надо тщательно, «правдиво». При так называемой парциальной магии колдун действует по принципу «часть равна целому», изображения не требуется, но необходимо иметь что-то от того, на кого направлено колдовство (клочок одежды, волос, слюну и так далее). В приледниковых пещерах Европы практиковались обряды симильной магии. Для этого создавались пещерные галереи» где разыгрывались пантомимы в масках с волшебными трещетками и прочим ритуальным убранством. В одном из залов Альтамиры потолок разрисован фигурками полулюдей-полуживотных, надо полагать, это колдуны в масках.
У всех известных этнографии первобытных народов ритуал так или иначе слит с мифом. Миф – это рассказ, сценарий ритуального действия. Однако человек нижнего палеолита был еще неважным рассказчиком. Он только-только научился говорить связно и предпочитал действовать. Способность к построению сюжетов была еще мала. Такое заключение можно сделать, анализируя изображения, обнаруженные в пещерных галереях. Выделить здесь какую-то композицию, за немногими исключениями, не удается. Фигуры размещены хаотично, один рисунок зачастую наносили на другой, не обращая внимания на его положение в пространстве. Древнейшие рисунки и не преследовали задачу построения сюжета, скорее всего, в них указывалось на предмет магического воздействия. Палеолит давал своего рода «заготовки» для последующих эпох.
Говорить о связном мировоззрении первых сапиенсов, если подразумевать под таковым нечто вроде картины с правильным расположением частей, будет опрометчиво. Чернокожие бродячие охотники и собиратели Австралии считали, что реальный мир ограничивается кормовой территорией, по которой они передвигаются. Человеческая реальность называется словом, которое обозначает правду и бодрствование. Все, что не относится к текущей жизни, есть сфера духов, чужаков, опасных и чудесных событий. Слово, называющее эту сферу, обозначает одновременно сон, время предков и выдумку. Такое объединение разных явлений под одним словом не случайно. Материал для некоторых своих преданий аборигены берут из сновидений, к которым, как и все первобытные люди, относятся серьезно. В таких представлениях о мире нет четкой пространственной конфигурации. Люди знают свои угодья и охотничьи маршруты досконально. Каждая заметная деталь ландшафта имеет собственное имя и легенду, связанную с тотемом-прародителем. Находящееся же за пределами кормовой территории представляется весьма смутно.
В позднем палеолите активно развиваются язык и его повествовательные средства. Звуковая сигнализация неандертальцев переходит в членораздельную речь Нолю sapiens. Существование древних людей в темных пещерах требовало усовершенствования звуковой коммуникации, преимущественно уточнения сигналов призыва, опасности, побуждения. Такой набор призывов и сигналов бил уже у поздних неандертальцев. Его сменил язык команд позднепалеолитических охотников. Для людей, добывавших зверя на открытом пространстве, четкая звуковая сигнализация была жизненно необходима. Первоначально существительные и глаголы не расчленены. Первые названия, видимо, получили животные. Появление таких слов, скорее всего, совпало с нанесением изображений на стены пещер, названия других предметов появляются позднее, что касается обозначений человека, то, скорее всего, эта стадия развития языка принадлежит следующей эпохе, мезолиту, и другой цивилизации – уже не охотничьей (во всяком случае – не чисто охотничьей).