Культура Византии и Арабского халифата
Тема 9. Культура Византии и Арабского халифата.
В начале своего существования Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Крит, Кипр, Херсонес, Сирию, Палестину и т.д. Такое географическое положение предопределило связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути. В Византии развивались ремесла, о которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяной и шелковой ткани.
В Византии сохранились многолюдные города, являющиеся культурными центрами: Эдес, Тир, Эфес, Смирна и т.д. Города имели четкую планировку, площади украшались статуями.
Византийское купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. В столице (Константинополе) осуществлялось строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.
Византия была государством-империей, управление осуществлялось из центра. Император имел неограниченную власть, Он обладал законодательной, судебной властью, руководил армией, Обязанностью императора было подражать богу. Второй крупной силой Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они распоряжались церковными делами, и сами утверждали патриархов. Монархия обладала полной властью, оказывая влияние на церковь, но церковь имела огромное воздействие на общество.
Утверждение христианства встречало сильное сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Было запрещено проведение Олимпийских игр, имущество языческих храмов отбиралось в пользу казны. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, которые уклонялись от официального учения.
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, с поздней античной эпохи до 1Х-Х в. Византийское искусство представляло собой единую систему культурных ценностей.
В Византии в начале средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. В школах преподавали: чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера. Византия - первое государство, где открылась военная школа.
Наука. Византийские географы научились составлять карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек. Здесь работали крупные математики и астрологи, а также оптики. Значительными были успехи в медицине.
Обратите внимание на лекцию "2. Основные свойства, функции и признаки".
После утверждения христианства представители науки подвергались гонениям. Уничтожались библиотеки, научные центры, закрывались школы. В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого металл превращался в золото, излечивались все болезни, возвращалась молодость.
Химики Византии в VII в. изобрели «греческий огонь» - смесь из пороха, смола селитры, которая горела на воде, что помогало одерживать победы на воде. Лев Математик усовершенствовал световой телеграф.
Философия - эпоха Раннего Средневековья, стала для Византии временем борьбы философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII – IX вв.
Литература - Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Поэты того времени пересказывали античные мифы, используя античные принципы стихосложения. Сложился стихотворный размер, получивший название «народного стиха». Лирик Ронан Сладкопевец писал народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Пословицы и поговорки прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.
Изобразительное искусство и архитектура в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю. Расцвет искусства Византии приходится на время правления Юстиниана, где приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, богатство Византийской империи, показ дворцовой жизни, пышного церемониала. К числу выдающихся памятников относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. В столице Византии Константинополе оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с мозаичным полом, храм святой Софии - главный памятник этой эпохи, построенный Амфимием и Исидом. Одновременно со сложением храма складывается стиль стенной живописи. Излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства. Так, в Равенне - это резьба, украшавшая памятники колонн: кресло Максимианы. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых. В современной культуре византийское влияние сказалось на религии и философии (уже в XI вони пытались отделить философию от богословия), в области медицинской науки (фармакологии), в просвещении. В храмовом строительстве, мозаике, и других культурных сферах.
Византийская и европейская культуры связаны христианской верой. В VIII-IX вв. в Византии возникло социально-политическое и религиозное движение иконоборчество, направленное против культа икон. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворцовые церемонии. Это нашло свое отражение в католичестве. А в православии предпочтение осталось за иконой.