Древнекитайская цивилизация
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В отличии от Египта и Междуречья, Индия и Китай – самые древние из существующих ныне цивилизаций , сохранили свои черты вплоть до на начала ХХ века.
Живя в изоляции от других очагов мировой культуры, древнейшие жители Среднекитайской равнины, а появились они там за 6 тыс. до н.э., создали оригинальную цивилизацию со своим особым способом взаимоотношений человека и природы, прочным и цельным укладом жизни, устойчивыми культурными традициями.
В глубокой древности у китайцев сложилось представление о Земле, как одном большом континенте, окруженном со всех сторон морской пучиной. В центре находится единственно цивилизованный мир древних китайцев – « ПОДНЕБЕСНАЯ СТРАНА». Со сравнительно мягким климатом, плодородными почвами, радующим глаз разнообразным рельефом.
Найденные археологами на территории Китая остатки поселений древних людей датируются 30 тыс. до н.э.. В долине реки Хуанхэ земледельческие общины появились около 5 тыс. лет до н.э. и назывались Яншао. Они выращивали просо, фрукты, овощи, держали свиней и собак. Земледелие развивалось и в долине реки ЯНЦЗЫ, где уже с 4 тыс. до н.э. стали выращивать рис
В эпоху Луньшань (около 2,5 тыс. до н.э.) земледельцы разводили крупнорогатый скот, кур, овец, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов.
ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ. Первую династию относят к 2005 году до н.э. – династия СЯ, которой положил начало Великий Юй.
В 1766 году до н.э. возникла династия Шан, ее правители контролировали большие земли. В конце Х1 века до н.э. территория царства Шан была завоевана народом Чжоу и разделена на уезды. Эпоха Чжоу – была временем экономического роста и торгового подъема. В 1 веке до н.э. впервые стали производить щелк, который вывозили даже в Римскую империю, а также фарфор, пряности, полудрагоценные камни – нефрит.
С VIII века до н.э. влияние династии Чжоу резко пали и началась эпоха «Воюющих царств». Она завершилась победой царства Цинь, первый император которой Шихуандри, объединил все китайские земли, усовершенствовал законодательную и административную систему.
Рекомендуемые материалы
ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА.
Важнейшим условием культурного прогресса Древнего Китая явилась иероглифическая письменность, сложившаяся во 2 тыс. до н.э., и содержащая около 50 тыс. знаков.
Используя для письма бамбуковые планки около 1 см. ширины и от 20-40 см. длины, планки складывали справа налево и соединялись шнуром таким образом, чтобы лицевая сторона их была обращена наверх. Для письма также использовали щелк, бумага появилась в Китае во II веке до н.э.
- В Древнекитайской цивилизации была высоко развита наука, давшая миру много открытий в геометрии и астрономии.
- Ученые в 12 веке до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения.
- Особенно был значительный прогресс в области культуры в Ханскую эпоху (206 год до н.э. – 220 год н.э.).
- Был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности вселенной, открыты пятна на солнце, создана система точного вычисления числа π (пи).
- В 214 году до н.э. император Шихуандри начал строительство Великой китайской стены, которая должна была защитить принадлежавшие ему земли от набегов кочевников. В результате была построена колоссальная стена длиной 3000 км., известная теперь как « Великая Китайская стена».
- В 5 веке до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел. В 1 веке н.э. достижения в математики сведены в трактате: «Математика, в девяти главах».
- Составлен каталог медицинских книг, в которых собраны рецепты лечения многих болезней.
- Появились библиотеки и первые словари.
- С конца 2 тыс. и на протяжении всего 1 тыс. до н.э. неизвестные авторы составили Пятикнижие. Древние книги – 1.«Книга истории», 2.«Книга песен и гимнов», 3. « Книга перемен», 4. «Записи об обрядах», 5.«Летопись весны и осени». Знание этих произведений на протяжении веков было обязательно для каждого образованного человека в Китае.
Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и философских концепций.
- Большое значение имеет Великое учение древних китайцев о пяти материальных стихиях: стихии не порождают, а преодолевают друг друга 1. дерево побеждает землю, 2.земля побеждает воду, 3.вода побеждает огонь, 4. огонь побеждает металл, 5.металл побеждает дерево.
В мировоззрении китайцев, главное место традиционно занимает проблема отношения неба и человека.
НЕБО – сверхъестественное существо. Вселенная понимается как взаимодействие двух противоположных начал: ИНЬ и ЯНЬ ( это и геометрические фигуры, знаки, цвет, стихия). Инь – пассивное, темное (цвет), отрицательное – женское начало: Земля, четное число. Янь – активное, светло, положительное, мужское начало: Небо, нечетное число, круг.
Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, в планировке культовых сооружений, в создании садов.
Умение читать и понимать эти символы формирует определенный образно-символический уровень мышления.
Поэтому главным отличием культуры Китая является его символичность.
Стержнем анализа для человека в древнекитайской философии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.
В Китае человеческая жизнь признается самоценной, и поэтому здесь не сложилась религия личностного Бога. В 6-5 веке до н.э. появляется религиозно-философское учение даосизм и конфуцианство.
В культуре Китая большую роль играло философско-религиозное учение – даосизм (основоположник Лао-Цзы – 6 век до н.э.).
Главная категория даосизма – ДАО (путь) понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей – общий путь развития. Согласно концепции даосизма, задача человека состоит в том, чтобы стремиться к ДАО путем слияния с природой , с окружающей жизнью.
Основной принцип – принцип «недеяния», который заключается в том, чтобы следовать природе вещей и пути развития мира, не стараясь преображать его.
Важно понимать, чувствовать и принимать мир таким, какой он есть. 10 заповедей добродетелей даосизма: выполнять обряды, соблюдать сыновний долг, разводить животных и растений, терпение, любовь, борьба против злых деяний, просвещение глупцов и т.д.
КОНФУЦИАНСТВО.
Древнекитайская философская школа, основателем которой был Конфуций (551-479 г.до н.э.). Конфуций считал, что человек вписывается в мироздание, он единое целое, и является звеном между Небом и Землей, а с другой стороны человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотносить себя как с Небом, так и с Землей.
Конфуций считал, что каждый человек должен заниматься своим делом в соответствии со своими знаниями и уровнем культуры. Все люди от рождения одинаковы, отличает их друг от друга только образ жизни. Каждый человек имеет шанс изменить свое положение и только « самые умные и самые глупые не могут перемениться».
Изменить свою жизнь человек может, только накапливая знания.
«ИЗУЧАТЬ И ПОНИМАТЬ МИР – ВОТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА».
В беседах со своими учениками Конфуций формулирует идеал общественного деятеля – «образ благородного мужа», главным качеством которого является «ЖЕНЬ».
Жень – главная категория этической концепции Конфуция. Для европейца это гуманность, человечность. Это значить любить людей, причем всегда и во всем выражать любовь:
«ко мне добры – добр и я, но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».
Помимо милосердия и чувства долга «благородный муж» , должен обладать и другими качествами:
«ВЭНЬ» - образованность, просвещенность, духовность.
«ХЭ» - любезность, без льстивости, принципиальность без навязывания другим своих взглядов, способность налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения.
«ЛИ» - вежливость, предписание поведения (приличия) и ритуал (этикет).
Обратите внимание на лекцию "27 Систематика, типология и виды конфликтов".
Понятие «ЛИ» - важнейший принцип политики, как искусства руководить государством.
Основная сущность формулы Конфуция – «УПРАВЛЯТЬ – ЗНАЧИТ ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО».
В последствии в Китае даосизм и конфуцианство сливаются, а в I тыс. н.э. добавляется буддизм – (три учение) – господствующая идеология Китая до начала ХХ века.
Мудрость Китая – это достижение гармонии мира, природы и человека; все течет, все изменяется, и человек должен улавливать эти изменения и соответствовать моменту.