Элитарная культура, культура и личность
Элитарная культура, культура и личность
Идея существования элиты в культуре противопоставляется идее массовой культуры: ориентация на усредненный стандарты, социальную бездуховность неизбежно должны были вызвать акцент на той мысли, что движущей силой общественного и духовного развития всегда являются отдельные личности, «элита», «герои» (Шпенглер, Тойнби, Элиот, Сорокин, Бердяев, Ортега-и-Гассет).
Одним из «духовных отцов» элитарной идеи в развитии культуры является Ницше с его концепцией «сверхчеловека» и нападками на демократическую идеологию, якобы закрепляющую стадные инстинкты толпы. Еще до Ницше об идее «культа героев», «духовных отцов исторического процесса, возвышающихся над анонимной массой» говорил Карлейль, считавший, что если самому способному человеку в стране дать власть и почет, то он будет лучшим, совершенным правительством, до которого далеко любому парламентскому, конституционному государству, т.к. любые «механические изобретения» такого типа никогда не могут быть действительно лучшими.
Вместе с этой лекцией читают "3 Системные (материнские) платы".
Общая идея элитарного подхода к истории в том и состоит, что любая духовно не связанная группа людей, толпа, по сути своей пассивна. Прогресс зависит от того, есть ли среди этой толпы личность, способная взять на себя верховенство власти и при этом быть общепризнанным авторитетом («пассионарность» Льва Гумилева).
Бердяев делал акцент на изначально (природно) иерархической структуре человечества: одни рождаются умными и талантливыми, другие – изначально без этих прирожденных качеств. И эта иерархия человеческих способностей и даров, будучи общепризнанной, безусловно даст человечеству несоизмеримо больше, чем иерархия происхождения, иерархия физической силы и должностей. В условиях демократии важная задача – сохранение и поддержание социальной дифференциации на основе реальных заслуг и талантов человека. Демократия, низвергающая любой и всякий иерархизм – это анархия.
Естественно, в условиях политизации общества, идея элитарной культуры широко используется в политических целях для достижения удобного положения для обычно узкого круга лиц. Кроме того, «власть всегда боится не тех, кто против нее, а только тех, кто выше нее» (Солженицын), а история и духовные достижения прошлого – всегда опасные конкуренты, о которых нужно говорить чем меньше, тем лучше, а если говорить, то только в выгодном ракурсе.
Причем индивидуальность духовной направленности личности – основное отличие человека от окружающего мира: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев). Забивание индивидуальности ведет к упадку культуры.
Гуманизм в самом широком понимании – стремление к общечеловеческим ценностям: истине, добру, красоте. Личность – не только главный фундамент культуры, но еще и верховная ценность культуры, цель.
Бердяев: «личность не может быть частью чего-либо, не только общества, но и мира, она есть целое».