Массовая культура
«Массовая культура»
Один из признаков подлинной культуры – неоднородность, проявление во множестве вариантов.
С этой точки зрения можно говорить о «массовой культуре» как о мировоззрении, отрицающем ценность какого-либо иного мировоззрения, признающем необходимым создание условий для полной унификации стиля мышления, стилей в искусстве и т.п.
Концепция «массового» общества была развита Ортегой-и-Гассетом в эссе «Восстание масс» (1930).
Под «массовой культурой» подразумевается культура в обществе, состоящем в большей степени из людей, утративших собственную индивидуальность и неспособных или не желающих не только выдвигать новые идеи, но и выработать собственную критическую оценку различных суждений в результате таких моментов в развитии человечества (во многом для компенсации его численного роста) как технологизация, усложнение бюрократической системы, высокий уровень развития СМИ, «конвейерный» тип многих установившихся в обществе взаимоотношений и процессов, существование для большинства людей некоторого среднего уровня существования-выживания.
Масса, вместо того, чтобы оценивать идеи своего элитарного меньшинства, поднимается против него и вытесняет его из традиционных областей (политики и культуры), что приводит к отсутствию продвижения вперед и выдвижения идей.
Представитель «массы», не чувствуя и не желая чувствовать себя индивидуальностью, пассивно плывя по жизни без отягощения себя ответственностью перед обществом в целом, довольствуясь достигнутым уровнем материального благополучия и не имея никакого желания меняться и развиваться, автоматически насаждает своему окружению те идеи, которые случайным образом оказались у него в мозгах и не были не только критически осмыслены, но и до конца поняты, но которые удобны для оправдания данного способа существования и идеи незаурядности каждого человека.
"4 - Структура и свойства биологических мембран" - тут тоже много полезного для Вас.
Данный вариант культуры удобен тем, кто хочет достигнуть таким образом своих целей (господства, обогащения и т.п.), т.е. фактически является неотъемлемой частью и целью любого тоталитарного режима, навязывающего массам удобную ему идею и отрицающего ценность всего наработанного ранее. В «массовом» обществе есть все предпосылки перехода к тоталитаризму, нейтрализуемые лишь принципами демократии.
«Массовая культура» становится предметом коммерции во всех проявлениях духовной культуры: «индустрия развлечений», «индустрия досуга» (в случае отсутствия проблем с «выживанием», наличия свободного времени или даже необходимости «убивать время») либо порождают «массовое общество», либо поддерживают его существование, давая желанное психологическое расслабление. Для массового рынка свойственна простота, граничащая с примитивностью, развлекательная направленность, обращение к инстинктам.
В культурологии выделяются два взгляда на массовую культуру, обсуждение которых широко используется в политических целях всеми существующими силами, независимо от того, насколько эти силы «хорошие», т.к. существование «массовой культуры» - это факт, с которым нужно считаться:
1) «массовая культура» порабощает и унифицирует творца культуры – личность, пренебрегает классическим наследством, способствует уходу личности от реальной жизни, отвлекает людей от познания самих себя и своего места в мире (Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Фромм, Бердяев),
2) «массовая культура» - это лишь закономерное следствие развития научно-технического прогресса, способствует сплочению людей в устойчивую социальную систему, пропагандирует культурные достижения прошлого через широкое тиражирование.
Ортега-и-Гассет, Бердяев высказывали идею о том, что демократия, политически почти идеальная, отрицательно сказывается на развитии культуры, т.к. человек становится культурно зависим от непросветленной массы, где всегда большую роль играют инстинкты, человек вынужден ориентироваться на усредненные и стандартизированные понятия. Массовая культура становится социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовного осознания мира.