Некоторые теоретические положения и структура культуры
Некоторые теоретические положения и структура культуры
КРАТКО опишем теоретическую концепцию культуры, существующую в психологической антропологии. Обратимся к творчеству Дж. Хонигмана, в частности к его книге "Культура и личность" (1954). Ученый выделял два типа явлений, связанных с культурой: "социально стандартизированное поведение - действия, мышление, чувства .. некоторой группы" и "материальные продукты поведения .. этой группы". Термин "модель" (образец) (ключевой для психологической антропологии) определяется Хонигманом как "относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)". Модели культуры могут быть идеальными и реальными. Идеальные образцы культуры - желаемые стереотипы поведения, но не всегда реализуемые в повседневной жизни. Модель может быть универсальной или особенной, специальной для класса, категории людей, например для мужчин или для женщин. Личность для Дж.Хонигмана "означает культуру, отраженную в индивидуальном поведении"(3).
Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж.Хонигману, это происходит в процессе моделирования, формирования стереотипов поведения в ходе энкультурации в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим ценностные ориентации, свойственные каждой культуре.
Энкультурация обусловлена рядом факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги, в первую очередь в книге "Дети шести культур" (1975). Понятийная схема энкультурации и соответственно культуры приводится (с небольшими изменениями) из указанной работы.
Природное окружение | Поддерживающие субстанциональные системы | |||
Климат | Вид хозяйства | Проективные (экспрессивные) системы | ||
Рекомендуемые материалыИтальянское и Северное Возрождение: общее и особенное FREE Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. - Введение в теорию межкультурной коммуникации FREE рабочая тетрадь по культурологии FREE Презентация по культурологии "Освальд Шпенглер" Тест 3. Доминанты культурного развития России. Взаимодействие культур. 80% FREE Взаимосвязь культуры и цивилизации á | Религия | |||
ä | â | |||
Миграция | Детское обучающее окружение | |||
â | ||||
Приобретенное | ä |
Термин "проективные системы" ввел А.Кардинер. Он подразделил культуру на первичные и вторичные институты. Первичные институты (тип экономики, особенности ведения домашнего хозяйства), по его мнению, есть результат исторического приспособления общности к окружающей природной среде, вторичные же (религия, мифология ..) - результат воздействия первичных на личность, ее проекция. Эти системы называются проективными.
Характеризуя данную схему энкультурации, необходимо отметить, что она, по существу, является структурой культуры и моделью для исследований самых различных типов обществ. Весьма показательно, что в ней равноправны различные элементы культуры как материальной, так и духовной, и их сцепляющим звеном является человек.
1.Williams T.R. (Ed.) Psychological Anthropology. The Hague; Paris, 1975. P. 26.
2. Bock Ph.K. Relhinking Psychological Anthropology. N.Y.,1988. P. XI.
3. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954. P. 17, 23-25, 29.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 1.9 Звуковые платы.
Рекомендуемая литература
Белик А.А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о человеке // Советская этнография. 1990. №6.
Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М.,1989.
Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y.,1954.
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1
1. Из каких основных частей, согласно Дж. Хонигману, состоит культура?
2. Что такое модель культуры?
3. Какие важнейшие элементы выделены в схеме энкультурации Дж. и Б. Уайтингов?
4. Назовите основные направления исследований психологической антропологии.