Социально-типологические особенности развития
5.2. Социально-типологические особенности развития украинской культуры во вт. пол. ХVII-ХVIII ст.
В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные социальные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер.
Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618 ─ 1648 гг.). Ее конец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевропейского национального движения.
Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом ─ шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания.
Люди также интересуются этой лекцией: 7. Действия населения при пожаре и литература.
Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении.
В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разде-лилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название «греко-католическая»). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса.
Таким образом, в ХVI-ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар.
Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа).
Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество.