Популярные услуги

Главная » Лекции » Культурология » Лекции о культуре » Культура периода петровских реформ

Культура периода петровских реформ

2021-03-09СтудИзба

3.1. Культура периода петровских реформ

Семнадцатым веком завершилось русское средневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На место Московской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальная динамика века огромна: Россия вступает в него средневековой и довольно отсталой, а к концу столетия приходит сильной державой, активно влияющей на судьбы Европы. Мощный процесс развития свя­зан с именем Петра I и его реформами.

Процесс был сложным и противоречивым. Это отмечают многие русские историки. В. О. Ключевский, например, о XVIII веке пишет: «Что же так осложнило русскую жизнь этого века? Реформы, начатые предшественниками Петра и им продолженные... До той поры русское общество жило ус­ловиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII века на это общество стала действо­вать иноземная культура, богатая опытами и знаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступило с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей уси­ленное и неровное движение» /1, с.13/.

Время Петра — это прежде всего утверждение дворян­ской империи. Слагается новый административный аппарат. Петр образует взамен средневековых приказов немногочис­ленные, но действенные коллегии, убирает традиционную боярскую думу, основанную на наследственном представи­тельстве. На арене российской истории появляется Сенат — правительственное учреждение, созданное для контроля и управления государством. Появление этого учреждения кос­венно отделяет в сознании людей власть царя — хозяина от власти государства — учреждения для «блага поддан­ных». Это для начала XVIII века было весьма актуальной и значимой культурной задачей. Даже относительно неза­висимые прежде религия и церковь оказываются теперь под властной рукой государства. Абсолютная монархия, начало которой датируется еще XVII веком, теперь представлена как вполне сложившаяся форма государственного правления.

Новые явления в политической и социальной сфере яви­лись толчком мощных процессов в области духовной куль­туры, в значительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности?

Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с за­падноевропейским Просвещением. Отметим сразу: это да­леко не полное и даже не близкое соотношение имеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещение было подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившими разрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыб­лемый авторитет научного знания. Русская культура конца XVII — начала XVIII века должна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий. Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития со­ставляет первую особенность русской культуры рассматри­ваемого периода.

Уже в последние десятилетия XVII века в России созда­лась ситуация, которую мы сейчас называем кризисом ду­ховной культуры, идеологических ценностей и идеалов. До­петровская Русь дожила «до нравственного банкротства», и не могла не дожить, связанная с головы до ног (от госу­дарственной системы правления до народного быта) рели­гиозными догмами. Важнейшим из мероприятий, последо­вательно осуществленных Петром I, было окончательное от­странение церкви от вмешательства в дела государственные, а, следовательно, и ограничение «культурного поля» церков­ной деятельности. С уничтожением патриаршества в 1721 году руководство делами церкви было передано в руки Свя­тейшему Синоду, подотчетному монарху. Церковь фактиче­ски была лишена доминирующей роли в области проведения культурно-идеологической политики именно в той области, где ее влияние было прежде особенно велико. Роль духовен­ства как источника просвещения, как представителя «духов­ного авангарда» русского народа кончилась. «С воцарением Петра Великого у нас формируется новая интеллигенция, которая во всем руководствуется «мирскими» интересами и идеями. Кристаллизационным ядром, вокруг которого сла­гаются эти интересы и идеи, является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия), как это было раньше, а идеал Великой России» /2, с.91/. Таким образом, вторая отличительная особенность духовной куль­туры нового этапа — ее секуляризация1.

С петровских реформ усиливается интерес русских пи­сателей к человеческой личности, происходит углубление гу­манистического начала в искусстве. В новой концепции че­ловек уже окончательно перестает быть источником грехов­ности, воспринимается как активная личность, ценная и сама по себе, и еще больше — за «услуги отечеству». Отсюда и изменение главного ценностного ориентира:  на  смену пред­ставлений о греховной природе человека, свойственных офи­циальной  культуре допетровской  Руси,  на   смену  культуре, направлявшей    интересы    человека  к соблюдению чистоты христианской веры, приходила культура, основанная на пред­ставлениях о человеке как частице новой системы, социаль­ной; иерархически упорядоченного монархического государ­ства. Обращение к личности, гуманизм — это третья особен­ность духовной культуры не только периода петровских ре­форм, но и XVIII века в целом. Петр I, прорубивший  «окно в Европу», поставил страну на путь европеизации, ввел Россию в круг европейского про­светительского движения.  Европеизация России начиналась с заимствования  в  области  бытовой  культуры:  появляются новые предметы домашнего обихода,  идет подражание рос­коши польских и немецких костюмов.  Заимствуется этикет общения. Насаждение разных форм западного быта   (одеж­да, снятие бороды, ассамблеи,   свободное появление на них женщин и т. д.)   происходит по строгому приказу Петра I. Надо отметить,   что  пределы  распространения  новой  куль­туры довольно «узки»: двор, высшее чиновничество, столич­ное и  в незначительной степени провинциальное дворянство. Нельзя не видеть также, что процесс европеизации русской культуры  был достаточно  противоречив:   «в  заимствовании было много ненужного и незрелого, часть перемен сводилась только к изменению формы, «внешней позолоте», под кото­рой жила  азиатчина»   /3, с.423/.  Но подражательность была логически  необходима  и  неизбежна    ввиду    относительной  культурной   молодости  России.  В  этом  состояла   четвертая особенность духовной культуры рассматриваемого столетия. Сближение с Западом,  однако,  внесло в русскую куль­туру не только заимствование и подражательность. Оно спо­собствовало  развитию  российской  самостоятельности,  пере­ходу от «узкого национализма к национальному творчеству культурной жизни..., предполагающему общечеловеческие впе­чатления и гуманные    воззрения»    /4, с.49/.  В этом смысле XVIII век  может  быть   назван  «промежуточным   периодом, нашего общественного самосознания»   (П. Милюков),  а ду­ховная культура столетия — начальным этапом формирова­ния общественного самосознания России. И это пятая осо­бенность духовной культуры рассматриваемого периода.

Один из главных принципов просветительной культуры — синкретизм1. На духовную культуру в целом воздействует характерная для Нового Времени идея закономерности и познаваемости окружающего мира (природы, самого человека и человеческого общества). Отвлеченной книжной уче­ности предпочитается знание, полученное в результате соб­ственного опыта, собственной практической деятельности. Этот принцип был усвоен русской культурой XVIII века безоговорочно.

Рекомендуемые материалы

Синкретизм характеризует деятельность типичного пред­ставителя Просвещения — мастера-энциклопедиста. В этом смысле Россия XVIII века напоминала европейский Ренес­санс. Среди деятелей русской культуры XVIII века людей, которые были бы только писателями, только музыкантами, только живописцами или архитекторами, — таких людей меньшинство. О Петре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. В разных областях культурной, творческой деятель­ности, в науке и искусстве с одинаковым блеском работал Ломоносов.

Формирование новой культуры России начиналось с эле­ментарного образования. Один из виднейших знатоков рус­ской культуры П. Н. Милюков писал, что вся допетровская наука широких масс ограничивалась часословом и псалты­рем. Не было, оперируя современными понятиями, спроса на грамотного человека со стороны государства, не было у различных слоев населения потребности даже в букваре2. Теперь Россия нуждалась в просвещенном и образованном гражданине. Понимая это, Петр обращает внимание на раз­витие светского книгопечатания и издательского дела. В пер­вую четверть века издательская продукция выросла в 18,6 раза, причем доля религиозной литературы значительно уменьшилась. Усиленно распространяется переводная лите­ратура. На русский язык переведены не только исторические повести и романы, но и политические сочинения и техниче­ские учебники. Создается русская журналистика, выпускает­ся первая газета.

Но проблема не решается только принятыми мерами. «На традиционной  грамотности  нельзя  было  привить  и  развить европейское просвещение, ознакомить людей с кругом естественно-научных представлений, основами математических и технических знаний. Грамотных в том плане, как это нужно было для участия в преобразовательской деятельности Пет­ра, практически не было» /4, с.50/. Другими словами, ценить просвещение научила практическая нужда, и это определило господство утилитарного взгляда на школу. Теперь от шко­лы требовалась выучка, соответствующая нуждам государ­ства, преобразованиям армии и флота. Поэтому в началь­ный период петровских преобразований были открыты спе­циальные учебные заведения — Навигационная, Артилле­рийская (1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707), первые горные школы на Урале.

Потребности общества в новых культурных ценностях всегда формируются достаточно долго. Потребность русско­го общества в общеобразовательной школе, преследующей чисто педагогические цели, формировались «с почину вла­сти». Начало общеобразовательной школы относят к концу петровской эпохи. Год спустя после смерти Петра открылись двери новых храмов науки — университета и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине века, открывается Москов­ский университет и при нем — две гимназии: одна для дво­рян, другая для разночинцев.

Проводя реформы, Петр действовал смело и целеустрем­ленно. По его указу были созданы особые учреждения, за­дачей которых стало культивирование научных знаний и при­умножение их. Это не только Университет, но и Академия1, Библиотека при Академии, различные кабинеты для науч­ных занятий. Преодолевая веками сложившиеся традиции, начинает работать Кунсткамера — первый русский есте­ственнонаучный музей.

Определенные трудности испытывало библиотечное дело. Традиции допетровской русской культуры были таковы, что имеющиеся книжные собрания не могли быть использованы в научно-исследовательской работе. В XVII веке книги хранились в низких, полутемных, чаще всего каменных (во из­бежание пожара), комнатах, уставленных массивными сун­дуками («коробьями»). Шкафы с полками появились, вероят­но, к концу XVII столетия и только потому, что владельцы книг пожелали продемонстрировать богатство и красоту пе­реплетов, украшенных драгоценными камнями и прекрасно выделанной кожей. Сохранившиеся от того времени описи книг, как правило, подробно сообщают о переплете, но за­бывают сообщить название книги и ее автора. Расстановка книг производилась по формату и красоте переплета. По этому же принципу в первые годы существования расстав­лялись книги и в Библиотеке Академии наук /7, с.51/. В даль­нейшем оказалось, что наладить библиотечное дело даже по имеющимся западным образцам совсем непросто /6, с.60/.

Пример уважения к просвещению и науке подает сам Петр I. Он увлекается философскими беседами в кружке избранных, поощряет отношения с западноевропейскими учеными, преклоняется перед Лейбницем. Тем не менее, развитие научных знаний и просвещения сталкивается с множе­ством трудностей. Главное — это отсутствие социальных и экономических условий, благоприятных для этого процесса. Петр I не мог этого осознать, результаты проявились позд­нее1. В 1866 году князь Дмитрий Голицын в письме из Па­рижа в Россию соглашается с тем, что для развития наук и художеств лучший залог — «основание академий». «Но опираясь на пример истории, — отмечает он далее, — боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно у нас не будет поднята внутренняя торговля. А она, в свою оче­редь, не может процвести, если не будет мало-помалу вве­дено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество». Обосновывая свое утверждение, Голицын ссылается на слова английского философа Давида Юма: «Если государь не воспитает у себя фабриканта, способного вы­ткать сукно столь тонкое, чтобы оно достигло цены две гинеи за аршин, то тем  менее воспитается в его государстве астроном» /5, с.37—38/.

Параллельная обработка данных на ЭВМ - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Итак, главными препятствиями на пути петровских ре­форм были консервативные традиции духовной культуры и общественного сознания, с одной стороны, закрепощение и бесправие народных масс — с другой. Следует подчеркнуть и то, что новое просвещение и наука вводятся в начале XVIII века «сверху», декретами и указами, во главе преоб­разований становится власть, а не общественное мнение. Выяснилось, что общественное мнение России просто не го­тово ко многим реформам. Однако Петр не отступал перед задачей создания новой России на месте «старины». «Стари­на», со своим патриархальным укладом, аскетическим идеа­лом, боязнью науки, не давала возможности развития, живой личности было в ней тесно, и Петр Великий встряхнул за­стоявшуюся жизнь во всех углах, вывел новое поколение на широкое поприще общечеловеческого просвещения, на простор научного знания, в этом смысл его реформы» /3, с.434/.



1 Секуляризация (ср. лат. saecularis – светский) – освобождение от церковного подчинения общественной, интеллектуальной и художественной деятельности.

1 Синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, существование в единстве всех видов творческой деятельности.

2 Спрос шестнадцатимиллионного населения на буквари составлял 2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика Смотрицкого, изданная в 1648 году, была переиздана только через 70 лет.

1 К 1721 году была сформулирована идея будущей русской Академии и предприняты некоторые практические шаги к ее созданию. Повелением императора был отправлен в заграничную командировку И.Д. Шумахер, который ознакомился с научной жизнью Лондонского Королевского общества, Парижской Академии, осмотрел библиотеки и музеи, привез карты, чертежи, приборы. В 1723 году, вернувшись из Персидского похода, Петр выслушал доклад Шумахера, осмотрел привезенное и тут же повелел представить соображения о том, сколько человек и по каким специальностям нужны для Академии /5, с.184/. в 1725 году в Санкт-Петербург прибыли первые приглашенные члены Академии наук. Их было 16 /6, с.169/.

1 Приведем лишь несколько примеров. В 1726 году гимназия при Санкт-Петербургском университете насчитывала 112 учащихся, в 1737-м – 19. В Академическом университете в течение первых 6 лет училось 8 студентов, в 1731 году – ни одного. В 1783 году княгиня Дашкова, приступив к обязанностям Президента Академии, обнаружила в Университете двух студентов. В Московском университете в 70-80-х годах иногда приходилось по одному студенту на каждый из трех факультетов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее