Исследования ментальностей
Вопрос 5. Исследования ментальностей.
Воссоздать полную картину изменений ментальностей в пространственно-временных параметрах, очевидно, еще предстоит науке, хотя ясно, что задача эта отнюдь не из легких. В процессе этой работы ученых, несомненно, ожидают чрезвычайно интересные открытия. Собственно, первые из них уже сделаны. Автор известной книги «Бегство от свободы» (1941) немецко-американский ученый Э. Фромм ввел понятие «социальный характер», которое является, по его словам, ключевым для интерпретации общественных процессов, в том числе и культурных. Проблемы коллективной ментальности ставились в работах Ж. Лефевра. Другой историк, основатель школы «Анналов» (наряду с М. Блоком), Люсьен Февр усматривал в коллективной ментальности не только биологическое, но и социальное основание. М. Блок посвятил одну из своих работ истолкованию сверхъестественного характера, который обретает королевская власть во Франции и в Англии с позднего средневековья до нашего времени. А. Дюпрон изучал неустойчивость священных образов крестовых походов и тропизмов странствия со времен прекращения походов в Святую Землю (XIII—XIX вв.). Структуралисты критически оценили концепцию примитивной ментальности, которую разрабатывал Леви-Брюль. Они дали собственное истолкование примитивного мышления и вместе с тем обогатили арсенал исследований новыми методами. Проблема ментальности разрабатывается также в психоанализе. Фрейд в «Моисее и монотеизме», «Коллективной психологии и анализе «Я» разрабатывал методы, которые позволили бы перекинуть мост через «бездну», разделяющую индивидуальную и коллективную психологию. Отыскивая пути перехода к изучению коллективной психологии, Фрейд сначала обращался к «архаическому» наследию, влияющему на формирование личности, в том числе к совокупности проблем, которые ставит перед индивидом социологическое, интеллектуальное или духовное образование в самом широком смысле слова. Историю ментальностей следует поместить в более обширный план всеобщей истории, в которой разработка понятий, формирующих жизнь людей в обществе, составляет культурный аспект, столь же важный, как и другие — экономический, политический и т.д. Это означает, что не может быть и речи о признании за социальной историей коллективной ментальности привилегированного места или чего-то вроде превосходства, исходя из ее более или менее духовного происхождения и ориентации. Вместе с тем, это законно признаваемое за ней место влечет отказ от упрощений, от игнорирования явлений исторической психологии, слишком часто получающих статус «идеологий» без исторического значения.