О началах культуры
Вопрос 4. О началах культуры.
Есть немало ученых, которые ведут происхождение слова «культура» от древнего слова «культ», Они считают, что культура соприродна духовности, в том числе религии. Конечно, у разных народов представления о богах, а следовательно, и формы культа различны, и все же в них очень много общего. Некоторые культурологи первоначальной формой религии считали фетишизм — культ неодушевленных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами — камней, деревьев и т.д. Помимо культа неодушевленных предметов, которые нелегко принять за божественные, поскольку реальные впечатления от куска дерева или грубо обтесанного каменного болвана не вызывают в сознании образ бога, существовало обожествление звезд, солнца, луны, моря, рек, природных стихий (бури, грозы, землетрясения и т.д.) — они больше подходили для обожествления и культового поклонения. Предметом поклонения являлись и родители в их живом образе, причем, при матриархате — женщины, в период патриархата — мужчины. История человечества знает разные культы. Мы уже сказали о культах первобытных людей. В эпоху античности эти культы значительно усложнились, так как предметом религиозного поклонения стали государство, бог, человек, храмы и т.д. усложнялись и обрядовые действа — процессии, танцы, молитвы. Но самое главное заключается в том, что все эти культы, верования именно в ту эпоху привели в разных странах к созданию всех мировых религий, которые дожили до наших дней. Вместе с ними родилась замечательная храмовая архитектура, живопись в форме иконописи, хоровая и инструментальная музыка (молитвы, песнопения — сольное и хоровое и т.д.). Итак, существует глубинная связь между культурой и культом. И дело здесь вовсе не только в родстве слов, в их этимологии. Речь идет о генезисе культуры, о ее исторической зависимости от культа как специфического феномена. Однако культура не остается неизменной. Утрачивая свои исконные культовые, религиозные корни, она постепенно переходит в цивилизацию. В принципе в культурологии существуют две точки зрения на соотношение культуры и цивилизации. Так, Н.А. Бердяев, солидаризировавшийся в этом моменте с О. Шпенглером, склонен был различать их, в то время как теолог Ж. Маритен возражал против такого различия. Впрочем, эта проблема — до сих пор одна из наиболее серьезных в культурологии.