Графика и ее значение в развитии русского искусства
Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. П.А.Федотов и становление критического реализма в русском искусстве
Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета.
Так или иначе, к графике, наряду с занятиями живописью, прибегали многие художники первой половины XIX века (Тропинин, Венецианов и др.). Однако художественное значение графика имела в жанре карикатуры. В борьбе с наполеоновскими захватчиками грозным оружием стали листы политической сатиры. В них высмеивались планы Наполеона, прославлялся народный героизм. Авторами карикатур были известные русские художники И.И.Теребенев, И.А.Иванов, А.Г.Венецианов. Эти сатирические листы и карикатуры отличал выразительный рисунок, свободная раскраска, образный литературный текст.
Графика печаталась преимущественно в журналах («Сын отечества», «Колокол» и др.), поэтому ее развитие связано с печатным делом и периодической печатью.
Глубокой жизненной правдивостью и остротой критической мысли отмечено творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, прямого предшественника и родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX века. Жанровые картины и графические рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить «Сватовство майора», «Разборчивую невесту», «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Вдовушку», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по всей справедливости прозванный «Гоголем русской живописи». Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры. Графические произведения Федотова («Смерть Фидельки», «Старость худождника…» и др.) представляют новую эпоху в изобразительном искусстве, поскольку до этого графика воспринималась в целом как вспомогательный вид (например, книжная графика), у Федотова же графика выступает как самостоятельное произведение искусства.
Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.