Общественно-политическая мысль в XVIII веке
Общественно-политическая мысль в XVIII веке.
В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия.
Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т.Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли.
Об итогах реформ и Северной войны идет речь в «Рассуждении о причинах Свейской войны» вице-канцлера П.П.Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, знаменитый проповедник, в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти - демократии (народодержавства), аристократии и монархии - наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.
Ускорение экономического развития России - мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он - сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: «в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».
Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А.Я.Поленова, солдатского сына, И.Г.Эйзена, лифляндского пастора, и Л.Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг. - дворян Г.С.Коробина и Я.П.Козельского, крестьян И.Чупрова, И.Жеребцова, казака А.Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.
37. Законы поглощения электромагнитного излучения - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И.Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А.Н.Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений - от весьма консервативных до радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских «лож».
В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева.
1. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М.: Омега - Л, 2003.
2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры - М.: Владос, 2005